Я никогда не забуду мое первое приключение и миры книг, в которых я побывал».

Лето приключений

Первое приключение

Папа лисенка Феди, Самуил Аркадьевич, еще никогда не видел сына таким задумчивым. Разумеется, конец учебного года всегда был временем для подведения итогов, но сегодня Федя явно думал о чем-то большем, чем годовые отметки.

— Что такое сынок? Ты чем-то озадачен? – папа очень любил красивые книжные слова.

— Я думаю, это лето будет для меня грустным.

— Почему же?

— Потому что на лето нам дали задание – пережить три приключения. А мы ведь снова будем проводить лето здесь, дома. И не поедем плавать с дельфинами, как Настя, не отправимся на чемпионат по футболу как Петя. И даже мой сосед по парте, Димка, в этом году едет в Прагу, а я никуда…– на глаза у Феди даже навернулись слезы.

Самуил Аркадьевич нахмурил брови. Его семья принадлежала к числу «порядочных, но не слишком состоятельных». Он всегда мог выделить нужную сумму на обучение, одежду, еду, книги или парикмахера для жены Марты, но путешествия за границу пока были за пределами его возможностей. Но сына надо как-то спасать… А то ведь он так и будет думать, что без денег пережить настоящие приключения невозможно.

— Хорошие вам задания теперь дают на лето! – задумчиво сказал Самуил Аркадьевич. – В мое время задавали только читать книги.

О! Точно! Книги! Самое главное и лучшее приключение детства! Самуила Аркадьевича осенило.

— Хватит грустить, Федор! Пойдем, я тебе что-то покажу.

Отец привел сына в большой кабинет-библиотеку. Федя бывал там довольно редко, в основном пропадая в своей комнате или на улице с друзьями.

— Скажи мне, Федор, что ты видишь перед собой? – спросил папа Самуил со свойственной ему торжественностью.

— Ну как что?… Книги… Много книг…

— Это поверхностный взгляд, сынок. На самом деле, ты видишь перед собой миры. Каждая книга – это мир. Сначала он живет в голове у писателя, а потом он переносит его на бумагу, и этот мир начинает существовать на самом деле. И ты можешь попасть в этот мир в любую минуту, когда захочешь, как в машине времени.

— Правда? – недоверчиво переспросил Федя.

— Чистая правда. Хочешь – проверь сам, прямо сейчас. Только есть несколько условий. Во-первых, выбирай книгу сердцем. Остановись возле полки и читай названия. Если от названия сердце забилось чаще, доставай книгу с полки и читай. Бережно и внимательно. Вот некоторые люди перед едой молятся, а перед чтением книг — никто. А книга может открыть мудрость. Даже самая простая детская книжка. Если ее правильно читать. Всё, оставляю тебя наедине с моими сокровищами!

— Папа, а как это.. «правильно читать»? — хотел продолжить Федя, но в дверях мелькнул пушистый папин хвост, и он остался один на один с огромными рядами книг. Как он там говорил? Выбирать сердцем…Ладно, начнем читать названия. «Алые паруса» — что-то было в школьной программе, «Джен Эйр» — нет, это наверняка для девчонок, «Вино из одуванчиков» — о, а вот это интересно! Автор – Рэй Бредбери. Сердце забилось чаще, и лисенок уверенно взял книгу с полки. Он сел за стол, положил лапки на книгу, как на молитвенник и сказал «Дорогая книга! Открой мне всю мудрость, которая в тебе хранится! Аминь…Кажется, так заканчивают молитвы…»

С первых страниц книги он словно почувствовал на губах медовый вкус лета. Главный герой книги проснулся утром 1 июня и, глядя в окно, увидел распахнутый перед собой мир и целое лето впереди. Удивительно! Эта книга о том, как можно здорово провести лето! Кроссовки, мягкие как зефир, полковник который рассказывает удивительные истории из молодости, машина счастья, Душегуб…

А что же еще есть на папиных полках? «Над пропастью во ржи» — как интересно звучит. А главный герой какой – бунтарь и двоечник. Оказывается, про двоечников тоже пишут книги, и они могут быть добрыми и хорошими людьми!

А вот это что-то совсем захватывающее: «Энциклопедия относительного и абсолютного знания». Бернар Вербер. Боже правый, в этой книге есть все: от карточных фокусов до законов жизни, которые, к сожалению, не учат в школе.

А еще есть книги о мореходстве, космических путешествиях, сказки о муми-троллях, мифы народов мира… Это приключений не то что на целое лето, это на всю жизнь…Вот бы папа разрешил взять их в свою комнату! В сердце лисенка словно расцветали цветы. Дух захватывало как при катании на каруселях. Это ведь что же получается: даже если ты остался на все лето дома, все твои друзья разъехались и даже погода за окном никакая – ты можешь путешествовать по самым разным мирам…

— Вот, полюбуйтесь, Марта Генриховна, на сегодняшнее приключение вашего сына, – шептал папа Самуил (он очень любил называть жену на «вы» и по имени-отчеству, считая это очень романтичным).

— Какая удивительная картина, — восторженным шепотом отозвалась лисичка Марта.

Федя мирно посапывал на груде книг с папиных полок.

Утром он отметил в своем дневничке:

«Мое первое приключение этого лета – книги из папиной библиотеки. Каждая книга – это мир, который существует на самом деле и, одновременно, машина, которая может перенести тебя туда.

В каждой книге, даже простой детской сказке, есть что-то, чего ты до этого не знал. И она может научить тебя этому, если ты будешь читать внимательно.

Я никогда не забуду мое первое приключение и миры книг, в которых я побывал».

Вопросы детям:

  • Как ты думаешь, можно ли испытать приключения, не отправляясь далеко от дома?
  • Зачем люди читают книги?
  • О чем тебе хотелось бы почитать? Поищи книгу на эту тему или попроси родителей тебе помочь.

Вопросы родителям:

  • Какое бюджетное приключение вы бы устроили своим детям, не располагая большими средствами для путешествий?
  • Какую книгу из своей юности вы бы рекомендовали сегодняшнему поколению?
  • Зачем нужны домашние библиотеки? Есть ли такая у вас? Хотелось вы вам ее создать?

Задание:

  • Почитайте и обсудите вместе какую-нибудь новую книгу.

Второе приключение

Папа уехал на неделю в рабочую командировку. Сестра Алиса в студенческом лагере. Друзья еще спят или уехали. Мама с утра хлопочет по хозяйству. Они приготовила салат и слоеные булочки. Потом развесила в саду белье и собиралась пойти сажать семена. А приключений лисенку Феде хочется как никогда!

— Федя, поможешь мне сегодня?

— С чем, мамуль?

— К папиному возвращению я хочу высадить клумбу с его любимыми пряными травами.

Ну что ж… На приключение мало похоже, но маме надо помочь. Федя быстро натянул садовые футболку и шорты и вышел на пятачок перед домом, где мама уже готовилась к посадке.

— Сначала нам нужно вскопать клумбу.

Твердую и сухую землю надо было сделать мягкой и рыхлой. Мама указала место для клумбы – оно должно было быть самым солнечным — и очертила круг. Самая простая и удобная форма. Солнышко не слишком припекало, и рыхлить было одно удовольствие.

-Представляй себе, какой красивой будет клумба, и тогда работать станет еще легче, — улыбнулась мама.

В готовую клумбу добавили компост и полили водой. Когда все было готово, мама принесла семена.

— Теперь мы будем садить травки. У нас есть чабрец, душица, мелисса, базилик и розмарин. Нужно померить расстояние между ними – оно должно быть около метра. Базилик садим ближе к краешку, чтобы воды ему доставалось побольше. И каждое растение подпишем, чтобы наши гости в случае чего могли сорвать себе пучок пряной травы и не перепутать ее с другой.

Лисенок заботливо высаживал и подписывал травки и украшал круглую клумбу декоративными камушками.

Новое занятие увлекало лисенка Федю все больше и больше. Во-первых, он узнал много новых названий трав и их полезные свойства. Розмарин –вкуснейшая специя, улучшающая пищеварение. Душица и мелисса успокаивают. Чабрец дезинфицирует и заживляет раны. А еще с ним чай вкусный получается.

— Удивительное дело, — задумчиво произнесла лисичка Марта. Ты помогаешь мне садить травы. Я помогаю папе, ратая в саду, чтобы он мог больше времени уделить своему делу. А папа затем сделает чайные напитки и ароматические мешочки, которые помогут людям стать здоровее и бодрее. Помогая мне, ты помогаешь многим людям.

Папа лисенка Феди, Самуил Аркадьевич, был признанным врачом-эндокринологом. Но он считал, что будущее медицины лежит в традициях прошлого и плотно изучал полезные свойства растений, которые можно использовать в лечении. А еще он много говорил о «душевном равновесии», которое, по его словам, было ключом к постоянному здоровью и благополучию. Мама же Феди, лисичка Марта была домохозяйкой. Однако, она столько всего умела, что ее, наверное, могли бы взять на любую работу на свете. Только ей самой, похоже, это было не очень интересно. Ее дар был в том, чтобы вдохновлять своих родных. «Помогая мне, ты помогаешь многим людям» — кто же после таких слов не начнет работать с удвоенной силой?

— Мама, спасибо тебе! Я ведь сегодня пережил настоящее второе летнее приключение! Я обязательно напишу о нем в своем дневнике.

И вот что написал лисенок:

«Моим вторым приключением была помощь маме в посадке семян. Я научился рыхлить землю, украшать клумбу и узнал, для чего нужны те или иные растения.

Я узнал, что, помогая маме работать в саду, ты можешь помочь многим людям сразу. Я помогаю маме садить семена, она помогает папе выращивать травы , а папа с помощью трав помогает людям выздороветь.

А еще я узнал от мамы, что сказав человеку, что он делает очень важное дело и помогает многим, можно помочь ему делать свое дело еще лучше!

Вопросы для детей:

  • В чем ты помогаешь родителям?
  • Как ты думаешь, что нужно для того, чтобы работа в доме или саду превратилась в приключение?

Вопросы для родителей:

  • Как вы стимулируете своих детей на помощь вам? Что нужно, чтобы они помогали с охотой?

Задание:

Третье приключение

Сестра Алиса вчера вернулась из студенческого лагеря. Федя весь вечер вчера не мог с ней наболтаться, а сегодня за утреннем кофе она снова была уже при полном параде – явно с утра пораньше куда-то собралась.

— Федя, ты чего грустишь? – спросила сестренка, подкладывая брату в кофе кусочек лимона

— Ты опять куда-то убегаешь, не успев приехать…А я так по тебе соскучился…

— Если тебе интересно, я могу взять тебя с собой. Я иду в детский дом, проводить мастер-класс по рисованию.

Алиса училась на художника-дизайнера и раз в три месяца проводила мероприятие для детей из неблагополучных семей и сирот. Учила рисовать волшебные рисунки, которые возвращают хорошее расположение духа в трудные времена. Федя видел картины Алисы, которыми была увешана вся ее комната. Они действительно были солнечными и позитивными. Но он никогда раньше не просил научить его рисовать также. «Наверное, не время» — говорила сестра. Видимо, сегодня это время наконец настало!

— Я готов пойти с тобой! – воодушевился Федя. – Пусть это будет мое третье летнее приключение.

Федя помог Алисе собрать сумку и пакеты с художественными принадлежностями. Там были краски самых невероятных цветов, листы разных размеров, карандаши, тушь, восковые мелки, цветная бумага…Как будто сама радуга спустилась с небес и поместилась в Алисину сумку. Федя взял два тяжелых пакета, брат с сестричкой выбежали из дома и едва успели заскочить в проезжавшую мимо маршрутку.

Федя почувствовал, что сердце его бешено колотится – и вовсе не от быстрого бега. Он никогда не бывал в детском доме и не представлял, как себя там нужно вести. Алиса, словно услышав его мысли, обняла брата за плечи и сказала:

— Просто представь, что ты большое солнце, которое пришло сейчас согреть этих ребят. Неважно, как они будут вести себя – твое дело светить и греть. Просто улыбнись – у тебя самая теплая улыбка на свете.

Детский дом оказался трехэтажным зданием с розовыми, слегка обшарпанными стенами. Федя запыхавшись, едва поспевал за сестренкой, которая спешила по лестницам и коридорам к заветному залу, который к сегодняшнему дню оборудовали под мастерскую художника. На ковре сидело чуть больше дюжины детей в фартуках, которые можно легко заляпать краской, а потом отмыть. К удивлению Феди, они ничем не отличались от обычных детей, которые бегали во дворе его дома. Он боялся, что глаза сироток будут пустыми, как пишут в книгах, но нет – в глазах каждого светилась его заветная мечта. Увидев Алису, дети кинулись обнимать ее.

— Привет! Привет! Привет! – она каждому пожала руку или обняла. Когда ребята немного угомонились, она сказала: -Я пришла сегодня с младшим братом Федей, он очень хотел порисовать с вами. Теперь нам надо решить, что мы будем рисовать.

Идеи посыпались со всех сторон. Ребята принялись спорить друг с другом, и Федя, неожиданно для себя, произнес:

— А давайте каждый сегодня нарисует свою заветную мечту!

— Давайте! – хором согласилась ребятня.

Алиса разложила на полу листы и рисовальные принадлежности. Дети накинулись на них с горящими глазами. Федя тоже взял в руки листок и восковые мелки. В глубине души начал рождаться рисунок его мечты. Сначала в виде чего-то смутного и едва различимого. Затем мечта начала приобретать очертания. Он по памяти стал рисовать земной шар и все его континенты. На каждом из них он нарисовал детей, которые держали за руки мам и пап. Посмотрев на готовый рисунок, он почувствовал – чего-то будто не хватает. Повинуясь какому-то смутному внутреннему чувству, он нарисовал большие руки, которые обнимали весь этот земной шар.

Полчаса пролетели как одна минута. Затем ребята сели кругом и стали рассказывать о своих рисунках.

— Я мечтаю быть балериной. Я нарисовала себя в пуантах и чувствую, как горят мои ноги, когда я слышу красивую музыку – мне хочется танцевать и делать красивые спектакли. – сказала хрупкая девочка с пучком каштановых волос на голове.

— Я хочу лечить животных. Я нарисовал множество зверей, которые стали моими друзьями. Они очень милые и всегда нуждаются в защите. – произнес самый маленький мальчик в полосатой водолазке.

— Я хочу стать психологом. Они помогают людям вылечиться от плохих эмоций. Я хочу, чтобы на Земле стало больше счастливых людей. – сказала самая взрослая и серьезная девочка с красивыми вьющимися темными волосами и глубокими серыми глазами.

Каждый произнес свою мечту, сжимая в руке свой листочек как самую великую драгоценность. Когда дошла очередь до Феди, его охватило странное чувство, будто в его руки сжаты мечты всех этих детей.

— Мои мечта…это чтобы сбылись все ваши мечты. И чтобы каждый из вас знал, нашу Землю обнимают какие-то очень Большие и Добрые Руки. И даже если некому рассказать нам на ночь сказку, эти Руки всегда незримо обнимают каждого из нас.

Кто-то улыбался, у кого-то на глазах блестели счастливые слезы. Прослезилась и Алиса. Она показала свой рисунок с огромным улыбающимся солнцем:

— Оно светит каждому из нас! – сказала она. – И каждый из нас может стать этим самым солнцем. Какими бы ни были обстоятельства вокруг, какие бы люди нас ни окружали, мы можем светить, потому что такова наша природа и задача.

Взявшись в кругу за руки, он спели веселую песню. Каждый из этих детей — уже как солнце, подумал Федя. Несмотря на то, что произошло с ними, они не растеряли свою мечту и хотят сделать мир лучше!

В своем дневнике он написал:

«Я понял, какое это счастье и ответственность – держать в руках мечты.

Я пережил третье приключение – путешествие с сестрой в детский дом. Я понял, как важно быть солнцем и светить, несмотря на плохие обстоятельства.

Я принял решение всегда быть как солнце.»

Вопросы детям

  • Есть ли у тебя мечта? Какая ?
  • Как ты понял – что значит быть солнцем? Получается ли это у тебя? Что для этого нужно?

Вопросы взрослым

  • Знаете ли вы мечты своего ребенка? Как вы можете помочь ему осуществить их?
  • Помните ли вы собственные детские мечты? Может, какие-то из них живы до сих пор? Что вы можете сделать сейчас для их исполнения?

Задания

  • Обсудите и нарисуйте мечты всех членов семьи. Подумайте, как их можно исполнить.
  • Найдите в своем городе малоимущих детей или сирот и помогите им вместе с ребенком. Почувствуйте вместе, как это здорово — исполнить чью-то мечту.

ПОВТОРЯЮ ПЕРВОЕ ВИДЕО || ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КАНАЛА!


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: