Я стадия: сбор информации.

Легко заметить, что границы между двумя стадиями довольно условны, ведь клиент с психологом идут от стадии к стадии, Возобновляя, если это необходимо, сбор информации. В данном разделе вам следует обратить внимание на то, что Джоан уделяет большое внимание не только проблемам клиента, но и его ободрению, используя позитивную обратную связь. Для определения Проблемы она использует навыки внимательного выслушивания.

10. С: К примеру, я стал больше общаться в последнее время. Когда жена умерла, я вообще ни с кем не виделся. Сейчас я немного оправился и чувствую себя получше — особенно когда действую без принуждения. Но те люди, с которыми я общаюсь, заставляют меня делать больше, чем я хочу. А я не знаю, как им отказать. Они слишком много от меня хотят, и я, пожалуй, перестану следовать их советам только для того, чтобы отвлечься от мыслей об умершей жене… Хотя я так одинок.

Комментарий Д: Здесь клиент в сжатой форме обобщает сущность проблемы. Его жена умерла, он чувствует себя одиноким. Люди приходят к нему на помощь, но у него двойственное отношение к ним: с одной стороны, он хочет жить сам по себе, с другой — быть с людьми, чем-то занятым. В конце концов, он не может решиться ни на что. Дальше можно идти разными путями, но Д. решила остановиться на чувствах.

11. Д: Как я вас поняла, вы сейчас чувствуете себя одиноким. (рефлексия чувств)

12. С: Да!

13. Д: …И что вы подумываете о то, что вся ваша деятельность за последнее время помогает вам забыться и не чувствовать себя одиноким. Как же так? Какой в этом смысл? (пересказ, проверка в виде скрытого вопроса)

14. С: Да…, здесь что-то не так. Новые друзья думают, что помогают мне и действуют мне на благо. Они действительно помогают мне, но в то же время я лишен возможности выбора. Другие выбирают за меня.

15. Д: Друзья думают, что помогают вам. Похоже, вы любите бывать на людях и им приятно общаться с вами. Но если бы они еще понимали, что вам необходимо иметь право выбора! (пересказ, конфронтация)

16. С: И когда я все-таки хочу это сделать, мне нужно набраться храбрости просто сказать НЕТ, но я всегда поджидаю подходящего момента. (смеется)

17. Д: Вы смеетесь, но я по тону чувствую, что вам совсем не до смеха, (рефлексия чувств, конфронтация)

Комментарий: Джоан использует навыки выслушивания в виде интерпретации и отражения чувств, чтобы выяснить проблему. Пункт 17 дает удачный пример того, как она обострила противоречие между тем, что говорит м-р С. и тем, как он это говорит. В этом месте м-ру С. не хватает искренности. Неумение наблюдать и выявлять внутренние противоречия клиента могут привести к поверхностному ведению интервью. Но сначала следует достичь прочного взаимопонимания, чтобы позволить себе раскрыть несоответствия в словах клиента. Слова и поза м-ра С. отражают противоречия из п. 15. 18.

С: Да, действительно, тут не до смеха.

19. Д: Похоже, вы рассердились, (рефлексия чувств)

20. С: Да, это тревожит меня… (пауза)

21. Д: тревожит вас… (пауза) (подталкивание)

22. С: Когда была жива жена, у меня не было такой проблемы, я все время был занят ею, а в последние три месяца я столкнулся с одиночеством…

Анализ Джоан: В последних фразах м-р С. близко подошел к сути его проблемы. Когда м-р С. ухаживал за женой, он чувствовал, что она “всегда с ним”, куда бы он не направлялся. Я заметила, что в моей последней реплике у меня не хватило внимательности, и мы отклонились от нужной цели. Может быть, это связано с моим собственным стремлением представлять вещи приятнее, чем они есть на самом деле и избегать конфликтов? Пожалуй, конфронтация в пункте 17 прояснилась даже быстрее, чем я привыкла. Часто случается, что подталкивание и переформирование дают нам в руки ключевую проблему.

23. Д: Насколько я вас поняла, ваши друзья посягают на ваше время. И вы чувствуете, что вас увлекают в направлении, для вас нежелательном, так?

24. С: Да, это так.

Комментарий: Клиенты часто восклицают “Это так”, если психолог дает четкую формулировку проблемы.

25. Д: И вы чувствуете свою подконтрольность, вам это не по душе. Вы бы хотели дать волю чувствам и делать то, что вам хочется. Мне тоже не нравится, когда другие меня контролируют. Я очень сержусь и расстраиваюсь, если другие пытаются планировать мою деятельность. (интерпретация, самораскрытие)

26. С: Я бы хотел вырваться из этого, чтобы я сам определял свое времяпровождение и делал все только когда сочту нужным. Я не хочу испытывать давление: сделай это, сделай то.

27. Д: Ммм… Давление… Когда вы говорите про него, то я понимаю, что вы можете его чувствовать сейчас. Как вы реагируете на давление? (рефлексия чувств, открытый вопрос)

28. С: Я становлюсь мрачным. Я плохо сплю, и вся ситуация у меня в голове. Я еще не спал крепко, с тех пор, как умерла жена.

29. Д: Итак, вы вечером ложитесь спать и обдумываете свои проблемы, становитесь подавленным и снова начинается порочный круг. И вместо того, чтобы смотреть вперед, вы утешаетесь всякими “хорошо бы…” (интерпретация, самораскрытие, конфронтация)

Мистер С: Это все от обязательств перед другими людьми, мы все как на привязи. Мы все попадаем в эти ловушки. Но когда мы берем на себя бремя обязательств, надо думать и о себе.

Комментарий: В этом резюме Джоан завершает этап сбора информации. Она ставит задачи и проясняет главную проблему. Последнее определение проблемы построено на позитивной оценке и сильных сторонах личности мистера С. Джоан переходит к третьей стадии интервью, начиная с открытого вопроса.

Д: А что случится, если вы на один день вдруг отбросите все обязательства перед другими?

sZone Online. Сбор информации


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: