Ямная культурно-историческая общность раннего бронзового века. очаги металлобработки: западный и поволжский.

а) Существовала с нач. III по нач. II тыс. до н. э. Ямные племена простирались от Южного Приуралья до Балкано-Уральской области.

б) Погребальный обряд. Захоронение под курганами в ямах; костяки лежат скорченно на спине или на боку и обильно засыпаны красной охрой.

в) Инвентарь погребений беден: кремневые стрелы, скребки, ножи, костяные гарпуны, крючки, шилья, булавки с молоточковидными головками, бусы; бывают изделия из меди и медно-мышьяковых сплавов: шилья, ножи, долотца, тесла. В Саратовском Поволжье (Труевская Маза) найдено несколько топоров. В ямной культуре отсутствуют долота с упором. Сосуды круглодонны или остродонны; орнамент расположен зонами (наносился гребенчатым штампом или палочкой с намотанной веревочкой-шнуром) -шнуровой. Ямное население было подвижным о чем говорят погребения на повозках (на Украине-Аккермень, Сторожевая Могила под Днепропетровском, из вестны в Калмыкии). Погребения 2-х типов: 1) повозка с кузовом в виде ящика на 2-х или 4-х колесах; 2) повозка с фургонным перекрытием, которая погла служить и жилищем.

д) Выделяются по крайней мере 2 очага металлообработки: 1) Поднепровье и возможно Правобережная Украина и Молдавия; 2) Южный Урал, Среднее и Нижнее Поволжье.

1) Влияние шло с Балкан и с Северного Кавказа. Роль Сев. Кавказа важнее. Мышьяковые бронзы, сходные по составу с поздним этапом майкопской культуры. Двулезвийные ножи, топоры-тесла, шилья. ножи-бритвы представлены как в погребениях, так и в поселениях. Они по форме перекликаются с майкопскими. В Михайловском поселении найдены ступки для дробления руды, наковальни для ковки, а также сопло-глиняная трубка, вставлявшаяся в меха для нагнетания воздуха в горн.

2) 2) Влияние шло с Кавказа. Ножи и топоры имели кавказский облик. Металл резко отличался от кавказского и был связан с местной разработкой медистых песчаников Приуралья. Отсутствие бронз. Все изделия из чистой меди.

16. Бронзовый век Сибири.

Второй период эпохи раннего металла, традиционно называемый бронзовым веком, связан с освоением искусственных сплавов на медистой основе, то есть бронз. От меди бронза отличается важным качеством — твёрдостью. Благодаря этому, бронзовые орудия получили более широкое распространение, чем медные. Главное техническое достижение древних металлургов на этом этапе — отливка почти всех изделий в закрытых двусторонних формах. В различных районах исследователи выделяют несколько этапов и в самом бронзовом веке. Наиболее распространена трехчленная периодизация с выделением этапов ранней, развитой и поздней бронзы. В целом бронзовый век Сибири датируется II — началом I тыс. до н. э.

Эпоха раннего металла в Сибири имеет несколько особенностей:

  • Металлургия меди и бронзы могла появиться лишь в тех местах, где имеются залежи медных руд. В Сибири крупные и доступные первобытным горнякамместорождения приурочены к горным областям Урала, Рудного Алтая,Саян и Забайкалья. На огромной территории Западной, Восточной и Северо-Восточной Сибири, Дальнего Востока запасов медной руды практически нет. Поэтому эпоха раннего металла не стала универсальной стадией в культурно-историческом развитии всего сибирского населения. Энеолитические памятники известны только в районах, непосредственно примыкающих к горно-металлургическим областям. Памятники эпохи бронзы распространены гораздо шире, но и в это время культура многих племен Северо-Восточной Азии и Дальнего Востока находилась на неолитическом уровне.
  • Вторая особенность раннеметаллической эпохи в Сибири — её непродолжительность. Здесь она укладывается в полтора тысячелетия, в то время как в древнейших горно-металлургических областях Старого Света орудия из меди и бронзы господствовали на протяжении тpёx тысяч лет. Связано это с тем, что древний металл проникает в Сибирь сравнительно поздно, на заключительных этапах развития евразийской медно-бронзовой металлургий [1] .

Рост производительности труда, обусловленный внедрением металлических орудий, при наличии благоприятных экологических условий неизбежно должен был привести к коренной перестройке экономических систем, сложившихся в Сибири в неолите. Начиная с энеолитической эпохи население сибирских степей и лесостепей постепенно переходит к скотоводческо-земледельческому хозяйству. Эпохе раннего металла суждено было разделить Сибирь на два мира: степной-лесостепной, населенный скотоводами и земледельцами, и таёжный, где обитали охотники и рыболовы. Некоторые исследователи проводят между ареалами присваивающей и производящей экономики столь резкую грань, что предлагают относить к эпохе энеолита только культуры, связанные с земледелием и скотоводством, а синхронные и близкие им по материальной культуре общества охотников и рыболовов считать неолитическими. Древнейшие сибирские металлоносные культуры (афанасьевская,шапкульская и липчинская) опровергают эту точку зрения и доказывают, что однотипные изделия из меди распространяются и у скотоводов Южной Сибири, и у охотников и рыболовов лесного Зауралья. Очевидно, что энеолит не связан с одною и той же экономической системой, а находит своеобразное преломление в различных экологических зонах.

Афанасьевская культура.

Во второй половине III тысячелетия до нашей эры в жизни древних племен, населявших южные районы Сибири, Алтая и Минусинскую котловину, происходили большие прогрессивные изменения. Племена Саяно-Алтая впервые ввели в употребление металлические орудия и впервые сделали скотоводство постоянной отраслью своего хозяйства. В этом отношении они были более прогрессивны по сравнению и их соседями, обитавшими в лесных местах. Переход прежних охотников к разведению домашних животных и добыче металла был стимулом для сдвигов в их общественной жизни и социальном строе.

Первым важным культурным приобретением афанасьевских племен было овладение металлом. В их быту еще широко продолжают употреблять каменные орудия топоры, тесла, наконечники дротиков и стрел. Металлических орудий, способных заменить каменные, у них еще нет. Они не знают техники литья, но металл уже используется для украшений, для оковки и починки деревянных сосудов, а также для игл, шильев, небольших ножичков. Причем металлические изделия делаются как из меди, так и из золота, серебра, и даже железа. Человек этого времени знакомиться разного вида металлами и добывает их, очевидно в самородном виде. Он еще не знает полезных свойств металла; обрабатывает их преимущественно ковкой и использует не для изготовления основных орудий труда, а для украшений и бытовых нужд.

Вторым важнейшим культурным приобретением афанасьевцев был переход от охоты, рыболовства и собирательства к скотоводству и земледелию. Об этом свидетельствуют кости барана, лошади, (Афанасьева гора – могила). Наличие в могилах большого числа костей диких животных говорит о том, что скотоводство не могло еще удовлетворять всех потребностей людей,и поэтому большое место занимала в их жизни охота. Таким образом, древние племена Южной Сибири в это время имели смешанное хозяйство.

Хорошо развито было у афанасьевцев домашнее производство и прежде всего гончарное. Посуду делали из глины и дерева. Глиняная посуда разнообразная. В основном, это яйцевидные горшки емкостью от 1,5 до 3 литров. Горшки зарывали в землю, и пища варилась жаром костра. Среди сосудов встречаются и большие, емкостью до 200 литров. В целом посуда примитивна. Лепили горшки следующим образом: раскатывали отдельные ленты – жгуты, их сушили, а затем скрепляли друг с другом. Окончательную форму придавали руками. Перед обжигом посуду покрывали орнаментом. Существовали и другие отрасли домашнего хозяйства: прядение, выделка кожи, резьба по дереву и кости. Жили в поселках по 20 человек: 3-5 семей. Жилища были двух видов: землянка и сруб. Суда по погребениям афанасьевцы еще не знали имущественного неравенства, и все члены рода были равны. По этническому типу афанасьевцы были европеоидами, которые прибыли в Сибирь с Запада.

Окуневская культура.

В начале II тысячелетия до нашей эры культурный облик Южной Сибири резко меняется. На смену афанасьевской культуре пришла окуневская, получившая свое название по месту раскопки первого кургана у Окунева улуса на юге Хакасии. Изменения культуры в минусинских степях произошло в результате смены населения. Появились, судя по антропологическим данным, новые люди. Они были монголоиды. Тип хозяйства у них не отличался от афанасьевцев, но в обработке металла они достигли больших успехов, ибо наряду с ковкой, знали и литье. Очень близки были окуневцам самусьские племена, обитавшие в районе современного Томска.

Окуневцы не долго господствовали в Минусинской котловине. В середине III тысячелетия до нашей эры на смену им пришли племена, принесшие новую андроновскую культуру.

Судя по материалам могильников, у людей этого времени существовала вера в силу различных амулетов, которые изготовлялись из клыков диких животных. Они окрашивали часто свое тело охрой, что символизировало кровь или солнце. Умершим оставляли в могиле горшки с едой. Окуневцы на каменных столбах или посуде делали антропоморфные изображения.

Приблизительно с XIII века до нашей эры на территорию Обь-Иртышского лесостепного междуречья начинают проникать племена андроновской культуры. Обладая значительно более мощным экономическим потенциалом в виде развитого производящего хозяйства, андроновские племена вытесняют или ассимилируют аборигенное население. На территории нашей области сохранились как могильники, так и поселения племен андроновской культуры: Вахрушево, Преображенка-3 (могильники), Каргат- 8(поселение).

Бронзовые орудия быстро вытесняли каменные орудия труда. В могильниках найдено много бронзовых украшений: серьги, подвески, бусины. Найдены и украшения из золота. Бронзово-литейное производство носило домашний характер. Руду добывали в горах Алтая, Западных Саян, Кузнецкого Алатау. Основным занятием населения стало скотоводство. Земледелие пока имело подсобное значение. Техника его была примитивной: землю обрабатывали каменными мотыгами, колосья срезали бронзовыми серпами, зерно растирали на ручных зернотерках. Земледелие и собирательство было занятием женщин. Некоторую роль в хозяйстве играли охота и рыболовство. Из шкур животных шили одежду. Гончарного круга андроновцы не знали, но вручную изготовляли очень красивые сосуды. Орнамент, которым украшались сосуды, имел, вероятно, не только декоративное, но и магическое назначение. О существовании религиозных верований свидетельствуют погребения древних скотоводов, в которые умершему ставили большие горшки с молочной и растительной пишей, клали куски баранины, чтобы он мог подкрепить свои силы во время трудного пути на “тот свет”. Антропологический анализ черепов андроновцев показал, что они принадлежали к европеоидам. Их считают предками савроматов и следовательно они были ираноязычны.

17. Цивилизации бронзового века Средиземноморья.

Бронзовый век Западного Средиземноморья Описание бронзового векаИталии мы начнем с апеннинской культуры, которую относят к среднему и позднему бронзовому веку и которая считается наиболее примитивной из всех культур Италии того времени. Эта культура распространена на значительной части Апеннинского полуострова — в провинциях Эмилия-Романья, Тоскана, Лацио, Умбрия, Абруцци, Кампания, Пуглия, Калабрия — и едина во всем ареале1. Большую часть археологического материала по апеннинской культуре дают раскопки пещер2, служивших жилищами людей и помещениями для скота — главного имущества носителей этой культуры. По-видимому, население занималось главным образом пастушеством и было подвижным, постоянно передвигаясь между зимними поселениями в долинах и летними лагерями на высоких (выше 2000 м) пастбищах Апеннинских гор. Костей животных, разведение которых требует оседлости, таких, как свинья, на некоторых стоянках апеннинской культуры нет. Особые формы сосудов, приспособленных для хранения и изготовления молочных продуктов, и их широкое распространение указывают на то, что молоко и его продукты были главной едой племен апеннинской культуры. Археологи заметили такую закономерность в использовании пещер носителями апеннинской культуры: они занимали лишь пещеры, расположенные у проточной воды, — им нужны были водопои для скота.

На более поздних памятниках апеннинской культуры заметно, что земледелие, хотя и оттесненное на второе место в экономике, все же играло некоторую роль. На поселениях во множестве найдены зернотерки. Когда появилась бронза, то стали делать бронзовые серпы. В пещере Бельверде найдены не только пшеница и ячмень, но в большом количестве жёлуди, которые, возможно, также употреблялись в пищу после удаления горького танина, бобы, горох, просо.

Ямная культурно-историческая общность раннего бронзового века. очаги металлобработки: западный и поволжский.

Как сделать ямный или канавный подъёмник своими руками.Супер приспособление!!!


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: