Эксплуатационные испытания

6.1 Эксплуатационные испытания электроагрегатов или электростанций проводят с целью проверки эксплуатационных качеств конструкции электроагрегата, системы техобслуживания и ремонта, проверки стабильности показателей в процессе длительной эксплуатации, в том числе снижение мощности и КПД, а также определение показателей надежности.

6.2 Предназначенные для эксплуатации электроагрегаты или электростанции должны быть предварительно доработаны по рекомендациям, приведенным в протоколе приемочных испытаний.

6.3 Эксплуатационные испытания осуществляет комиссия, назначенная приказом по предприятию-изготовителю и согласованная с разработчиком и заказчиком.

6.4 Программы и методики эксплуатационных испытаний разрабатывает и утверждает предприятие-разработчик и согласовывает с заказчиком. Разработку программы и методики эксплуатационных испытаний проводят в соответствии с требованиями раздела 3 и с использованием типовой программы (приложение В).

6.5 Устранение недостатков, выявленных в результате испытаний, производит изготовитель.

6.6 Эксплуатацию и техобслуживание электроагрегатов или электростанций в месте эксплуатации осуществляет специально подготовленный обслуживающий персонал в соответствии с инструкцией по эксплуатации и техобслуживанию и правилами технической эксплуатации ЭСН. Предприятие-изготовитель осуществляет технический (шефский) надзор за эксплуатацией с помощью своих представителей. Ремонтное обслуживание производит персонал специализированной организации заказчика под техническим руководством изготовителя.

Общее время эксплуатационных испытаний опытных образцов электроагрегатов может составлять половину полного межремонтного цикла в соответствии с ГОСТ 29328 для электроагрегатов с газотурбинным двигателем (далее — ГТД) не менее 12,5 тыс. ч.

Результаты испытаний оформляют актом и протоколом, включающим в себя перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков. Акт утверждают руководство предприятия-разработчика, изготовителя и заказчика. Мероприятия, указанные в акте и протоколе, внедряет изготовитель на выпущенных к этому времени и вновь изготавливаемых электроагрегатах и электростанциях по графику и в объемах, согласованных с заказчиком.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(рекомендуемое)

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ОПЫТНЫХ ОБРАЗЦОВ ЭЛЕКТРОАГРЕГАТОВ И ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ С ДВС И ГТД

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящие типовые программу и методику используют при разработке программ и методик предварительных испытаний на конкретные опытные образцы электроагрегатов и электростанций с поршневым и газотурбинным приводом.

1.2 Основными задачами предварительных испытаний являются:

— проверка соответствия электроагрегата или электростанции утвержденным техническим заданиям, комплектам конструкторской документации и требованиям стандартов на электроагрегаты или электростанции и их основные составляющие (двигатель, редуктор, генератор, САУ и т.д.);

— проверка комплектности;

— проверка работоспособности электроагрегата или электростанции и их систем;

— проверка показателей переходных процессов, качества вырабатываемой электроэнергии при работе на базовых режимах;

— определение соответствия требованиям техники безопасности, санитарным нормам, экологическим требованиям.

1.3 В объем испытаний входят следующие работы:

— нагрузочные испытания с определением теплотехнических характеристик;

— проведение специальных испытаний;

— длительные непрерывные испытания под нагрузкой.

2 ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ

2.1 До начала испытаний должна быть подготовлена следующая документация:

— ТЗ на создание электроагрегата или электростанции;

— комплект конструкторской документации;

— паспорта или формуляры на основные комплектующие изделия;

— материалы стендовых и исследовательских испытаний, акт готовности испытательного стенда (справка или акт аттестации испытательного стенда и информационно-измерительной аппаратуры и действующие метрологические свидетельства (в соответствии с ГОСТ Р 8.568);

— протоколы пусконаладочных работ по электротехнической, теплотехнической части, САУ и автоматизированной системе управления (далее — АСУ);

— утвержденная программа предварительных испытаний, календарный график проведения испытаний;

— рабочие программы специальных испытаний;

— проект руководства по эксплуатации;

— патентный формуляр;

— проект ТУ;

— акты отдела технического контроля на приемку электроагрегата или электростанции и их основных частей;

— акты — разрешения пожарного, газового и энергонадзора;

— приказ о проведении предварительных испытаний;

— акты о готовности установки к включению;

— сертификаты на топливо и масло.

2.2 В подготовительный период комиссия по предварительным испытаниям выполняет следующие работы:

— проверяет комплектность опытного образца и его соответствие предъявленной документации;

— проверяет готовность электроагрегата (электростанции) и стендового или станционного оборудования к проведению испытаний;

— проверяет полноту и достаточность средств измерений и контроля, безопасность их использования при проведении испытаний;

— проверяет электрозащиту генераторов от перегрузки и внешних коротких замыканий (далее — КЗ);

— дает разрешение на начало испытаний;

— утверждает график проведения испытаний.

2.3 В процессе подготовки к испытаниям осуществляют визуальный контроль электроагрегата или электростанции. При этом проверяют:

— отсутствие видимых повреждений отдельных деталей, узлов, аппаратуры, приборов;

— качество выполнения стыков и разъемов;

— отсутствие течи масла, охлаждающей жидкости, топливного газа, воздуха, в том числе при опрессовках систем электроагрегата;

— наличие пломб на механизмах и узлах, подлежащих пломбированию.

3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРОАГРЕГАТА ИЛИ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

3.1 В процессе предварительных испытаний осуществляют автоматические пуски электроагрегата или электростанции из холодного и прогретого состояний.

3.2 При пуске электростартером от аккумуляторных батарей или пневмо-стартером от пусковых баллонов определяют возможное количество пусков без подзарядки батарей или дозаправки баллонов. Проверку производят после нахождения электроагрегата или электростанции в непрогретом и прогретом состояниях.

3.3 Для аварийных электроагрегатов и электростанций предусматривают холодные запуски после длительной стоянки в течение не менее восьми часов при температуре охлаждающей жидкости и масла минимально возможной, но не менее 8 °С — для поршневых двигателей или 5 °С — для ГТУ. При этом замеряют фактические температуры окружающего воздуха и время от команды на запуск до приема 100 % нагрузки.

3.4 Проводят проверку работы системы возбуждения генераторов, защитных устройств и САУ электроагрегатов (электростанции).

3.5 Производят определение теплотехнических характеристик при работе на режиме холостого хода и по нагрузочной характеристике при 25, 50, 75, 100 % номинальной мощности, а также на режиме 110 % номинальной мощности для поршневых электроагрегатов (электростанций) и до 120 % номинальной мощности — для газотурбинных электроагрегатов (электростанций), но без превышения допустимых температур газового потока за камерой сгорания.

При отсутствии нагрузочного стенда и проведении испытаний на месте эксплуатации электроагрегата (электростанции) нагрузочную характеристику определяют по согласованию с заказчиком и эксплуатирующей организацией.

3.6 Проводят также следующие испытания по специальным программам завода-изготовителя:

— определение правильности чередования фаз;

— определение регулируемого диапазона напряжений;

— испытания цепей собственных нужд на функционирование;

— проверку сопротивления цепей заземления;

— определение сопротивления изоляции обмоток ротора и статора в холодном и горячем состояниях;

— снятие характеристик холостого хода и короткого замыкания генератора;

— определение качества вырабатываемой электроэнергии (отклонения частоты и напряжения на установившихся режимах работы, динамика переходных процессов);

— определение статизма регуляторной характеристики;

— определение значения коэффициента небаланса напряжений при несимметричной нагрузке;

— испытание защиты от коротких замыканий;

— испытание аварийной защиты и аварийно-предупредительной сигнализации;

— определение надежности пусков (10 последовательных пусков из холодного и прогретого состояний);

— испытания на параллельную работу;

— определение значения коэффициента искажения синусоидальности кривой линейного напряжения;

— определение значения температурного отклонения напряжения;

— определение уровней звукового давления и уровней вибрации;

— определение количества вредных веществ в отработавших газах;

— определение механического КПД;

— определение безвозвратных потерь (удельных расходов) масла.

3.7 В случае использования пневмостартера, работающего на природном газе, определяют расход пускового газа на один пуск станции.

3.8 Определение тепловыделения в окружающую среду и измерение температуры поверхностей конструкций производят при работе на номинальном режиме.

3.9 Безвозвратные потери масла в системе смазки определяют через каждые 10 ч работы агрегата.

3.10 Для электроагрегатов и электростанций с ГТУ проверку работы противообледенительной системы входного тракта осевого компрессора проводят при температуре наружного воздуха от + 5 до минус 7 °С в условиях обледенения. Работу системы оценивают по повышению температуры циклового воздуха, поступающего в ГТУ.

4 РАБОТА ПОД НАГРУЗКОЙ

4.1 Для проверки параметров работы электроагрегатов и электростанций проводят испытания на номинальной мощности в течение 72 ч непрерывной работы.

4.2 В процессе испытаний проводят необходимые замеры и ведут регистрацию параметров работы ЭСН.

5 МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ И ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ

5.1 При проведении испытаний применяют средства измерений, прошедшие метрологическую поверку в соответствии с ГОСТ 8.513.

5.2 Погрешности измерений при испытаниях не должны превышать значений, установленных в ГОСТ 20440.

5.3 Измерение всех электрических величин, кроме сопротивления изоляции, проводят электроизмерительными приборами класса точности не ниже 0,5.

5.4 Методы измерения мощности (механической и электрической), параметров жидкого и газообразного топлива, измерения температуры, давления, расхода, полноты сгорания, проверка работы защитных устройств (от превышения частоты, понижения давления и повышения температуры в системе смазки, от повышения температуры подшипников, защиты от изменения давления топлива, погасания факела в камере сгорания, повышения температуры рабочего тела в турбине), проверка регулирования частоты вращения (степени нечувствительности, степени статической неравномерности системы, динамических свойств системы), проверка вибрации, надежности пусков, определение характеристик пускового процесса, а также методики обработки результатов испытаний для ГТУ выполняют в соответствии с ГОСТ 20440, ГОСТ 8.563.2, для поршневых двигателей — по ГОСТ 26658, ГОСТ Р 50783, ГОСТ 13822.

6 ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

6.1 Параметры режимов работы под нагрузкой фиксируют в оперативной и суточной ведомости параметров с последующей компьютерной распечаткой или в вахтенном эксплуатационном журнале через каждые два часа.

6.2 Количество и характер пусков и остановов, сведения о доливах масла, результаты анализа масла, а также замеченные неполадки фиксируют в оперативной документации.

6.3 Формы оперативной документации (вахтенных журналов) разрабатывают с использованием правил и инструкций технической эксплуатации электростанций с поршневым и газотурбинным приводом.

6.4 По окончании предварительных испытаний составляют акт и протоколы, содержащие результаты проверок комиссией электроагрегата или электростанции и показатели их работы в соответствии с программой испытаний.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(рекомендуемое)

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИКА
ПРИЕМОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ ОПЫТНЫХ ОБРАЗЦОВ ЭЛЕКТРОАГРЕГАТОВ И ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящая типовая программа и методика распространяются на опытные образцы электроагрегатов и электростанций и используются при проведении приемочных испытаний.

1.2 Задачи приемочных испытаний:

— определение соответствия конструкции ТЗ, рабочей документации, ТУ, государственным и отраслевым стандартам;

— выявление работоспособности и эксплуатационной надежности;

— оценка эффективности технического обслуживания и ремонта;

— определение эргономических показателей, показателей унификации и стандартизации;

— оценка технической эстетики;

— определение технического уровня;

— определение соответствия требованиям техники безопасности и санитарным нормам и правилам.

1.3 Программа испытаний предусматривает режимы, учитывающие не только номинальные, но и предельные значения изменения внешних и внутренних параметров (в пределах, предусмотренных ТУ) и наиболее неблагоприятные их сочетания, возможные в процессе эксплуатации.

1.4 Испытания разделяют на следующие этапы:

— подготовка к испытаниям;

— оценка пусковых качеств;

— определение основных, в том числе теплотехнических показателей и характеристик;

— испытания систем автоматического регулирования, управления и защиты;

— испытания вспомогательных систем и устройств;

— определение качества вырабатываемой электроэнергии;

— проверка показателей надежности при непрерывной работе с номинальной нагрузкой.

Общая наработка электроагрегата или электростанции к началу приемочных испытаний должна быть не менее 100 ч с учетом результатов предварительных испытаний.

Количество пусков газотурбинной электростанции (далее — ГТЭС) к началу приемочных испытаний должно быть не менее 10, в том числе из холодного состояния (при начальной температуре масла двигателя и редуктора равной температуре воздуха в отсеке) — не менее пяти раз.

1.5 Отдельные виды приемочных испытаний могут быть проведены в процессе предварительных испытаний с участием представителей заказчика. Перечень специальных испытаний, которые могут проводиться в рамках приемочных испытаний, приведен в приложении Г.

2 ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ

2.1 К приемочным испытаниям опытный образец электроагрегата или электростанции должен быть подготовлен в полном соответствии с ТУ на поставку, в том числе с комплектом инструментов, приспособлений, запасных частей и сборочных единиц, прилагаемых к изделию.

2.2 Перечень документации, которая должна быть представлена приемочной комиссии, приведен в приложении Е.

2.3 В подготовительный период приемочная комиссия проводит следующую работу:

— проверяет комплектность опытного образца и его соответствие предъявленной документации;

— анализирует предъявленную документацию и оценивает результаты проведения НИР и ОКР и результаты предварительных испытаний;

— дает разрешение на начало приемочных испытаний;

— утверждает график проведения приемочных испытаний.

2.4 До начала испытаний все непосредственные участники испытаний, в том числе и члены приемочной комиссии, должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.

3 ОЦЕНКА ПУСКОВЫХ КАЧЕСТВ

3.1 Пусковые характеристики определяют при пуске из холодного и прогретого резерва, в процессе которого фиксируют во времени следующие параметры:

— частоту вращения ротора ГТУ или коленвала ДВС;

— давление воздуха после турбокомпрессора;

— температуру продуктов сгорания;

— давление и расход топливного газа;

— расход пускового газа (в случае применения пускового турбодетандера);

— давление и температуру масла;

— давление и температуру охлаждающей жидкости;

— угол опережения зажигания для газовых ДВС;

— основные моменты пуска: подачу сигнала на пуск, начало работы системы зажигания, включение и отключение стартера, открытие кранов подачи топлива, отключение пусковых насосов, выход на режим устойчивого холостого хода.

Проводят проверку уровня вибрации в характерных точках ГТУ и температуры выхлопных газов по цилиндрам ДВС.

3.2 Для проверки надежности пуска агрегата должно быть выполнено подряд пять успешных автоматических пусков с выходом на номинальную мощность.

3.3 Должна быть проверена надежность пуска из холодного резерва при минимальной температуре масла и охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации, с использованием только штатных нагревательных элементов (2 пуска).

3.4 Проверяют работу при нормальном останове с режима полной нагрузки и выбег роторов ГТУ (2 останова).

4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРОАГРЕГАТОВ И ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

4.1 Испытания на данном этапе проводят с целью получения опытных эксплуатационных характеристик и проверки их соответствия ТУ на поставку.

4.2 Основные положения методики испытаний электроагрегатов и электростанций с ГТУ должны соответствовать ГОСТ 20440, а ДВС — ГОСТ 26658.

4.3 Нагрузочную характеристику определяют при работе на режимах: холостого хода, 25, 50, 75, 100, 110 % номинальной мощности — для ДВС; 120 % — для ГТУ.

Для каждого режима определяют:

— мощность на клеммах генератора;

— температуру и давление масла, температуру и давление охлаждающей жидкости (для ДВС);

— расход топлива;

— удельный расход топлива;

— эффективный КПД;

— частоту вращения ротора (коленвала для ДВС);

— степень повышения давления в компрессоре;

— температуры по газовоздушному тракту ГТУ (наддувочного воздуха и выпускных газов для ДВС);

— гидравлические сопротивления на всосе и выхлопе;

— мощность трения.

4.4 Для ГТУ на основании результатов испытаний строят теплотехнические и газодинамические характеристики в приведенной (универсальной) форме.

5 ИСПЫТАНИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ

5.1 Выполняют проверку функционирования всех защит и автоматики, предусмотренных в ТУ и программе испытаний. При этом могут быть зачтены ранее выполненные испытания при наличии протоколов (актов) испытаний.

В объем испытаний по этапу входят:

— проверка работы агрегата на режимах автоматического пуска и нормального останова;

— проверка надежности защитных устройств;

— проверка электрозащиты генератора от перегрузки и внешних КЗ;

— проверка точности поддержания регулируемых параметров;

— определение статических характеристик системы автоматического регулирования;

— определение динамических характеристик систем регулирования и управления при сбросах, набросах нагрузки в соответствии с ТУ;

— проверка функционирования АСУ электростанции и возможность включения блока в АСУ технологического процесса (далее — ТП) верхнего уровня (в соответствии с Основными положениями автоматизации объектов энергообеспечения ОАО Газпром»).

5.2 Для электроагрегатов или электростанций с ГТУ проверяют следующие защиты:

— по превышению частоты вращения ротора;

— по превышению максимально допустимой температуры газа в турбине;

— по понижению давления в системе смазки;

— по падению давления топливного газа;

— по превышению температуры подшипников;

— по превышению предельно допустимого уровня вибрации подшипников, а также другие защиты, предусмотренные САУ.

5.3 Для электроагрегатов или электростанций с поршневыми газовыми двигателями проверяют защиты по следующим показателям:

— высокая температура масла;

— низкое давление масла;

— низкое давление воздуха в системе управления;

— высокая температура охлаждающей жидкости;

— низкое давление охлаждающей жидкости;

— высокая температура на выпуске;

— предельное отклонение температуры по цилиндрам;

— высокая температура наддувочного воздуха;

— отклонение давления наддувочного воздуха от допустимого уровня;

— отклонение давления основного газа;

— отклонение давления форкамерного газа;

— соотношение расходов воздуха и газа;

— предельное значение частоты вращения;

— перегрузка двигателя свыше 110 % мощности.

5.4 На пусковых режимах работы электроагрегата или электростанции с ГТУ проверяют следующие защитные устройства:

— защиту по превышению частоты вращения турбодетандера;

— защиту по погасанию факела (проверка производится прекращением подачи топлива или имитацией погасания факела).

5.5 На неработающем агрегате проверяют следующие защитные устройства:

— защиту от осевого сдвига ротора;

— защиту по понижению уровня масла в маслобаке.

5.6 Проводят проверку регулирования следующих параметров:

— частоты вращения ротора силовой турбины или коленвала ДВС;

— температуры масла, охлаждающей жидкости;

— напряжения генератора.

5.7 Выполняют проверку функционирования АСУ ТП электростанции и возможность включения ее в АСУ верхнего уровня, проверку соответствия структуры АСУ утвержденным требованиям по составу технических средств, удобству управления и его быстродействию, помехозащищенности и другим показателям, перечисленным в ТЗ (ТУ). Проверяют наличие интерфейса связи с высшим уровнем и возможность построения АСУ ТП многоагрегатной электростанции на базе используемых технических средств.

6 ИСПЫТАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И УСТРОЙСТВ

6.1 Проверяют функционирование системы автоматического регулирования температуры масла и охлаждающей жидкости (для электроагрегата или электростанции с ДВС) при изменении расхода воздуха (изменение положения жалюзи, отключение вентиляторов или изменение их частоты вращения и т.д.).

6.2 Производят контроль параметров масляной системы и температур подшипников на режимах с максимально допустимой температурой масла.

6.3 В процессе длительных испытаний определяют удельный расход масла и проверяют изменение свойств масла в системах электроагрегата.

6.4 Определяют расход электроэнергии электроагрегатом или электростанцией на собственные нужды и его структуру.

6.5 Для определения тепловыделений измеряют температуры наружных поверхностей элементов электроагрегата или электростанции и обшивки.

6.6 Определяют шумовые и вибрационные характеристики, проверяют их соответствие требованиям ГОСТ 12.1.003 и ГОСТ 12.1.012. Измеряют общие и октавные уровни шума на постоянных рабочих местах обслуживающего персонала и на расстоянии 1 м от наружного контура электроагрегата или электростанции при работе на номинальном режиме. Расположение постоянных рабочих мест обслуживающего персонала должно быть указано в технической документации. Методика проведения измерений уровней звукового давления и обработки результатов должна соответствовать требованиям ГОСТ 20440.

6.7 Определяют количество вредных выбросов в атмосферу.

6.8 Для исследования работы противообледенительной системы на всасе ГТУ искусственно создают условия для возникновения обледенения при включенной противообледенительной системе, при этом контролируют отсутствие обледенения. Оценивают влияние противообледенительной системы на теплотехнические показатели ГТУ.

6.9 Эффективность работы комплексного воздухоочистительного устройства (далее — КВОУ) газотурбинной установки проверяют путем искусственного запыления перед КВОУ для воспроизведения условий с различной степенью запыленности в соответствии с ГОСТ 28775. Для искусственного запыления используют фракции частиц до 50 мкм (имитация обычного состояния) и фракции до 160 мкм (имитация пыльной бури).

7 ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА ВЫРАБАТЫВАЕМОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И УСТОЙЧИВОСТИ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

7.1 В программе испытаний должны быть предусмотрены определения следующих статических показателей:

— установившееся отклонение напряжения в установившемся тепловом состоянии при изменении симметричной нагрузки в диапазоне от 10 до 100 % номинальной мощности;

— установившееся отклонение напряжения в установившемся тепловом состоянии при неизменной симметричной нагрузке;

— установившееся отклонение частоты при неизменной симметричной нагрузке;

— статическая характеристика регулятора частоты.

7.2 В процессе проведения динамических испытаний определяют максимальный допустимый мгновенный наброс нагрузки, а также возможность сброса 100 % нагрузки с выходом на режим устойчивого холостого хода и последующим нагружением.

7.3 Качество вырабатываемой электроэнергии проверяют по всем показателям на соответствие ГОСТ 13109.

7.4 Определяют (по штатным приборам ЭСН) параметры входа: изменение напряжения (DU), изменение частоты (DF) в параллельную работу с внешней сетью или другими источниками электроэнергии, а также равномерность распределения мощности между параллельно работающими агрегатами и величину обменных колебаний.

Устойчивость параллельной работы электроагрегатов и электростанций с поршневым и газотурбинным приводом проверяют в соответствии с показателямиГОСТ 23377.

8 ПРОВЕРКА НАДЕЖНОСТИ ЭЛЕКТРОАГРЕГАТА ИЛИ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ПРИ НЕПРЕРЫВНОЙ РАБОТЕ С НОМИНАЛЬНОЙ НАГРУЗКОЙ

8.1 В программе испытаний должна быть предусмотрена непрерывная работа для электроагрегатов и электростанций с ГТУ на номинальной нагрузке в течение 72 ч. Если по внешним условиям эксплуатации номинальная нагрузка не может быть достигнута, электроагрегат или электростанцию испытывают на максимально возможной нагрузке.

8.2 После проведения длительных испытаний технической экспертизой устанавливают:

— техническое состояние узлов и деталей после испытаний;

— причины неполадок, если они имели место, качество и надежность уплотнений;

— степень сохранения первоначальных регулировок и т.д.

9 ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

9.1 Все работы, выполненные на собранном электроагрегате или электростанции, фиксирует сменный персонал в вахтенном эксплуатационном журнале, в котором указывают дату проведения работы, ее вид и время окончания, а также фамилии исполнителей.

9.2 Параметры режимов работы электроагрегата или электростанции в процессе длительных испытаний фиксируют через каждые два часа в суточной ведомости.

9.3 Количество, характер пусков, а также остановов и замеченные неполадки фиксируют в вахтенном эксплуатационном журнале.

9.4 Формы суточных ведомостей, эксплуатационных формуляров и журналов разрабатывают с использованием правил технической эксплуатации электроагрегатов или электростанций с ГТУ и ДВС.

9.5 Результаты испытаний оформляют актами, техническими справками или протоколами испытаний, которые представляют комиссии по испытаниям.

9.6 В формулярах ГТЭС, ГТУ, ДВС и паспортах на комплектующие изделия электростанции делают записи, предусмотренные правилами ведения документации.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

(рекомендуемое)

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ОПЫТНЫХ ОБРАЗЦОВ ЭЛЕКТРОАГРЕГАТОВ И ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Типовая программа и методика распространяются на опытные образцы газотурбинных и поршневых электроагрегатов и электростанций, используются при разработке программ эксплуатационных испытаний.

1.2 Задачами эксплуатационных испытаний опытных образцов электроагрегатов являются:

— оценка соответствия конструкции требованиям ТЗ, ТУ и технической документации в части транспортирования, хранения, удобства монтажа;

— проверка надежности работы в условиях длительной эксплуатации;

— контроль стабильности основных характеристик в течение межремонтного периода;

— проверка эффективности системы техобслуживания и ремонта;

— получение данных для нормирования топливно-энергетических затрат при эксплуатации конкретного типа электроагрегата или электростанции.

1.3 Испытания проводят на эксплуатационных режимах, определяемых техническими потребностями объекта, на котором установлена электростанция.

1.4 Система измерений и контроля должна базироваться преимущественно на штатных приборах.

При необходимости устанавливают дополнительные измерительные устройства.

2 ПРОВЕРКА УДОБСТВА УСТАНОВКИ И МОНТАЖА ЭЛЕКТРОАГРЕГАТА

2.1 В процессе установки накапливают данные для определения следующих показателей:

— блочности и комплектности конструкции;

— фактической необходимости разборки и ревизии блоков, транспортабельности блоков и необходимости в транспортно-монтажных средствах;

— трудозатрат и стоимости строительно-монтажных работ;

— продолжительности монтажа и ввода в эксплуатацию.

2.2 Заключение о степени соответствия конструкции требованиям блочного строительства объектов энергетики составляет эксплуатирующее предприятие (заказчик) с привлечением шефского персонала предприятия-изготовителя и специализированных строительно-монтажных предприятий, если они принимали участие в монтаже и пусконаладочных работах.

3 ПРОВЕРКА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ

3.1 Для проверки надежности электроагрегата или электростанции в условиях длительной эксплуатации организуют сбор эксплуатационной информации в соответствии с существующими инструкциями.

3.2 Обработку и анализ эксплуатационной информации на промежуточных этапах испытаний осуществляет специализированная организация заказчика по действующей методике, а их результаты оформляют в виде промежуточных отчетов.

На заключительном этапе составляют сводный отчет по анализу эксплуатационной надежности электроагрегата или электростанции.

4 ПРОВЕРКА СТАБИЛЬНОСТИ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРОАГРЕГАТА

4.1 Стабильность основных характеристик электроагрегата или электростанции проверяют в процессе проведения эксплуатационных испытаний, в том числе в начале испытаний, после наработки половины срока до первого среднего ремонта, перед средним ремонтом, а также после наработки половины следующего межремонтного срока.

4.2 Испытания включают в себя следующие этапы:

— теплотехнические испытания агрегата;

— определение вибрационных характеристик;

— проверку расхода масла и топлива;

— измерение температур;

— определение характеристик вспомогательных систем;

— проверку работы КВОУ (для ГТУ);

— оценку ресурсов свечей зажигания и форкамер для газовых ДВС.

4.3 Производят осмотр разъемов и стыков двигателя, воздуховодов, газоходов, маслопроводов и газовых коммуникаций для визуального контроля утечек воздуха, продуктов сгорания, газа, масла, охлаждающей жидкости.

Определение мощности и КПД, оценку технического состояния производят по эксплуатационной методике, согласованной изготовителем и заказчиком.

4.4 Производят отбор проб масла из маслобаков, его анализ и сравнение с нормами.

4.5 Для ГТУ производят проверку работы противообледенительной системы. Систему включают в работу, измеряют уровень подогрева воздуха на входе в компрессор и сравнивают с данными инструкции по эксплуатации. После отключения системы проверяют плотность запорной арматуры для подачи горячего воздуха (продуктов сгорания). Анализируют данные о надежности работы системы в зимних условиях.

4.6 На режиме максимальной мощности проверяют работоспособность масляной системы и подшипников при наибольшей рабочей температуре охлажденного масла (допускаемой инструкцией по эксплуатации). Наибольшую температуру устанавливают регулированием аппарата воздушного охлаждения масла или перепуском части масла мимо него.

4.7 Вибрационное состояние определяют в соответствии с действующими инструкциями.

4.8 Для ГТУ проверяют центровку роторов и возможность ее корректировки.

4.9 Измерения по штатным приборам производят в объеме, указанном в суточной ведомости работы электроагрегата или электростанции через каждые два часа.

4.10 Удельные расходы масла определяют в соответствии с инструкцией заказчика по учету расхода масла.

4.11 Для ГТУ проводят проверку работоспособности КВОУ (функционирование клапанов, сеток, вентиляторов и др.).

4.12 Проведение испытаний по проверке стабильности основных характеристик электроагрегата (электростанции) и оформление отчета по испытаниям осуществляют эксплуатирующие организации с участием изготовителя.

5 ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

5.1 Проведение плановых и внеплановых операций технического обслуживания в течение межремонтного периода фиксирует обслуживающий персонал в формулярах и журналах, заполняемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электроагрегата.

5.2 На заключительном этапе эксплуатационных испытаний производят ремонтное обслуживание в соответствии с инструкцией изготовителя по ремонту. Ремонтное обслуживание выполняет специализированная ремонтная организация заказчика под техническим руководством изготовителя в соответствии с действующим положением о порядке сдачи в ремонт и приемке из ремонта электроагрегатов с газотурбинными и поршневыми двигателями, инструкцией изготовителя и правилами технической эксплуатации электроагрегата.

5.3 По результатам техобслуживания, ремонта и послеремонтных испытаний специализированная ремонтная организация совместно с изготовителем электроагрегата составляет протокол, в котором оценивают ремонтопригодность электроагрегата или электростанции:

— приспособленность электроагрегата к агрегатно-узловому методу ремонта;

— соответствие конструкции электроагрегата средствам ремонтного обслуживания (необходимые площади, грузоподъемные и транспортные механизмы, состав оборудования мастерских и т.д.);

— требуемая квалификация и количество персонала в ремонтной бригаде;

— удобство ремонтных приспособлений и оснастки;

— соответствие фактических ресурсов узлов и деталей технической документации;

— трудозатраты и стоимость техобслуживания и ремонта.

6 ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

6.1 По окончании отдельных этапов испытаний составляют промежуточные отчеты, протоколы и акты испытаний, передаваемые комиссии.

6.2 По результатам эксплуатационных испытаний комиссия составляет итоговые протокол и акт испытаний.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

(справочное)

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИСПЫТАНИЙ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 При проведении испытаний электроагрегата или электростанции необходимо руководствоваться действующими Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами безопасности в газовом хозяйстве.

1.2 К эксплуатации и техническому обслуживанию электроагрегата или электростанции допускают персонал, прошедший проверку знаний по материальной части, правилам эксплуатации электростанции, технике безопасности и оказанию первой помощи пострадавшему.

1.3 При проведении работ на станции обслуживающий персонал должен применять исправные и проверенные защитные средства (шлемофоны, диэлектрические перчатки, боты, коврики, инструмент с изолированными ручками и др.).

1.4 Рабочие места должны иметь достаточное освещение. При необходимости применяют переносные осветительные приборы с напряжением не более 42 В.

Эксплуатационные испытания автомобилей ЗИЛ-135 ( СССР 1964 год)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: