Эперпетыр и чебершур наталья

Исследовательская работа

История моего рода-

Это часть истории моего народа

Авторы :Михайлова Светлана ,

ученица 6 класса

МБОУ «Горнякская СОШ»,

Михайлова Любовь Михайловна

Можгинский район

д. Лудзи-Шудзи, ул. Подгорная, д.7

тел.89226879361

[email protected]

Кураторы: Гуртова Валентина Анатольевна

Афанасьева Диана Анатольевна

с. Горняк, 2017 г.

Оглавление

Введение ………………… ………………………………………………………..3

1. Работа над родословной……………………………………………… . . . . . . . . 3

2. ЭперПетыр и Чебершур Наталья…………………………………………….. 5

3. ПетырМаряя и Михаил Михайлович . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………. .7

4.Усадьба Петра Терентьева………………………………………………………8

Послесловие………………………………………………………………….,……. 9

Источники и использованная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Приложение………………………………………………………………………..11-18

Введение

История предков интересна каждому человеку. Хочется знать, кем были наши предки, чем занимались, что пережили. Наши предки оставили нам богатое историческое наследие, не познав которого невозможно понять настоящее и выбрать правильную дорогу в будущее. Время требует от нас: надо знать свой род, своих родственников, чем они занимались, какими они были людьми, куда приведут исторические корни и с какими историческими событиями связаны предки?

Помня это, мы заинтересовались историей своего рода, и нашли много интересного не только для себя, но и для всех остальных членов нашей семьи.В нашем роду нет людей, вершивших судьбу России, но среди них были достойные, уважаемые люди. И нам важно сохранить память о них для будущего поколения.Именно поэтому, мы выбрали эту тему. С начальных классов началась проектная работа по исследованию родословной, в которую вовлекли старших членов семьи, стали изучать документы и фотографии из семейного архива, сохранившиеся предметы быта, утварь, постройки.

Чем больше мы занимались этим исследованием, тем глубже познавали историю своей семьи. И как ни странно, тем больше появлялось неясных вопросов. Но это так и должно быть. Потому что, тема родословной всегда будет оставаться новой, интересной, так как идёт постоянный поиск данных, появляется новая информация. Мы считаем, что жизнь одной семьи, история рода являются отображением большой истории страны, помогают представить живую историю прошлых лет, формируют уважительное отношение молодого поколения к своим корням, своей стране, так мы и подошли к основной мысли своей работы — история моего рода-это часть истории моего народа.

Цель проекта: изучение истории своего рода через призму истории страны с целью формирования преемственности поколений.

Задачи:

– собрать информацию о членах семей, входящих в генеалогическое древо;

– расширить объем поиска родственников и биографических данных о них;

– обобщить и систематизировать имеющиеся сведения;

– изучить имеющиеся архивные документы, фотографии, предметы;

– проследить взаимосвязь истории рода и народа.

Работа над родословной

Изучать родословную мы начали в 1999 году, зарисовав 7 «колен» нашей семьи по воспоминаниям нашего старожила Петровой Марии Петровны. Мы рассмотрели все фотографии из семейного архива, достали их недр сундука шкатулку с документами и реликвиями, старинные наряды и украшения, изучили сохранившиеся постройки домовладения.

Особенно нас заинтересовало содержимое самодельной деревянной шкатулки, в которой находились пожелтевшие справки, корочки удостоверений, свидетельства о рождении, медали. Каждый этап расследования рождал многочисленны вопросы и предположения, ответы на которые мы находили в семейных архивах, из воспоминаний опрошенных соседей, родственников, знакомых, справочниках, Интернет-ресурсах.

Для уроков краеведения и окружающего мира готовили проекты «Мои прародители», «История карьера», «История Горнякской школы», «Маленькая родина моя» (история и жители улицы Подгорной) , «Внуки Победы о своих дедах и прадедах».

В 2015 результатом наших изучений стала исследовательская работа «Моя

семья и наследие края».

Последним этапом изучения нашей родословной в 2017 году стало

Детальное исследование записных книжек младшего чина царской армии

Петра Внебрачного, справок, прошений, которые отразились в

исследовательской работе «Военная история»:армия и военные истории

Удмуртии (судьба обычного человека на войне и в тылу). ( Приложение № 1)

ЭперПетыр и Чебершур Наталья

История нашего дома и нашей семьи начинается с Терентьева Петра Терентьевича, родившегося 06 июля 1891 года. (Приложение № 2) Родители: Абдуллин ТерентийАбдулович ( татарин), и Абдулина Татьяна Николаевна (удмуртка), местом рождения по свидетельству о рождении значиться: дер.ГозекПычасского района Удмуртской Республики (Приложение № 3).Но в 1891 году деревня Гозек относилась к Александровской волости Елабужского уезда Вятской губернии. Об этом мы узнаем уже из записной книжки Петра Игнатьевича Внебрачного, солдата нижнего чина 3 роты 149 пехотного запасного полка царской армии. Мы задумались, почему же один и тот же человек значится под разными именами. (Приложение № 4).

Проведя опрос старших родственников мы выяснили, что Петр родился в семье удмуртки Татьяны (Такан) из деревни Чежесть и татарина Акбара Абдуллина, при крещении получившего имя Терентий, приехавшего в поисках лучшей жизни из Кукморского района Татарии . В деревне Гозек Петра Терентьевича все называли Эпер Петр, т.е. Петр, сын Эпера. При исследовании имениЭпер мы обратились к брошюре «Национальные имена: утрата или возрождение?» (материалы городской научно-практической конференции: Можга, 2013 г.), раздел «Хорошее имя дороже всего: татарские имена», автор З.Ф.Шамсутдинова, которая имелась в нашей домашней библиотеке, и выяснили, что имя Эпер трансформировалось из татарского Акбар ( Акбар-Экбер-Эпер). Как же получилось, что в Армию Петр пошел Внебрачным, да еще Игнатьевичем?

Изучив генеалогическое древо семьи, составленное в 1999 году по рассказам Петровой Марии Петровны, 1926 г.р., дочери Петра, — мы узнали, что Татьяна Николаевна Абдуллина была во втором браке за Матвеевым Игнатием, поэтому на службу Петр пошел Игнатьевичем.

Согласно записи о прохождении службы в записной книжке нижнего чина царской армии 25 ноября 1912 года в возрасте 21 года, уже будучи женатым, крестьянского сословия, православного вероисповедания Петр Игнатьевич Внебрачный прибывает в Елабужский сборный пункт, 6 декабря прибывает в 162 пехотный Ахалцыхский полк и зачислен в 5 роту молодым солдатом по приказу № 355.

В августе 1914 года, в самом начале Первой мировой войны, находясь на Юго-Западном фронте, он был ранен в левую руку, а после лечения в Люблянском госпитале, Петр вернулся на родину. (Приложение № 5)

У Петра Терентьевича с супругой Алексеевой Натальей Алексеевной, 1889 г.р., было много детей, но они умирали в младенчестве от болезней. В те годы это было обычным явлением.Они жили в большой многодетной семье Игнатия и Татьяны, но в 20-е годы, Петр решил отделиться своим хозяйством(янапотыны), для этого расчистил место для новой усадьбы. В 1922 году по прошению Петра Терентьева и разрешению сельского старосты сруб пустующей избы из деревни Новая Бия был перекатан и поставлен на подготовленное место. Место это было на противоположном от деревниЛудзи-Шудзи берегу речки Лудзинки среди вековых сосен и елей, использованных для постройки скотного двора (кор гид), сеновала, навесов (лапас), кеноса, куала ( семейного святилища), которые держат постройки до сих пор. Строить хозяйство помогали многочисленные родственники (боляк), созывая помочь (веме). Место было выбрано красивое: перед домом — речка, позади – пригорок, защищающий хозяйство от холодного северного ветра, кругом- лес с грибами и ягодами.Уже здесь родилась дочь Мария в 1926 году, третий из выживших детей Петра и Натальи.

Прадед, отделившись хозяйством, получил земельный надел, часть скота, хозяйственную утварь, ритуальные атрибуты для молений в семейном святилище-куала. Наталья прихватила свои сундуки, приданое.

Тогда жили натуральным хозяйством: выращивали рожь, пшеницу, репу, картофель, другие овощи, коноплю и лен для изготовления конопляного, льняного масла и холстов для шитья одежды, заготавливали сено и солому на прокорм скоту в зимнее время. В хозяйстве было много скота: несколько лошадей, коров, бычки и телки, телята, овцы, птица. Наличие урожая гарантировало благосостояние семьи. Излишки урожая продавали или меняли на соль, сахар, краски для окрашивания холстов, керосиновые лампы, самовар, в хозяйстве впервые появилось зеркало, которое сохранилось и ныне.

Семья Петра была небольшая, жена да трое детей, но трудолюбивая, числились в середняках. (Приложение № 6). Революция особо не коснулась деревни, в гражданскую войну вокруг деревни проходили то белые, то красные, при их приближении всей деревней уходили в лес, огромный лог, который до сих пор называется Пеганнюк.

В тридцатые годы коллективизация забрала из хозяйства Петра Терентьева лошадей, часть скота и сельхозутварь, а самого прадеда назначили колхозным конюхом. В начале тридцатых годов от рук конокрадов погиб двенадцатилетний сын Иван, стороживший в ночном колхозных лошадей. Его утрату тяжело пережила Наталья Алексеевна, до появления внуков оплакивая потерю единственного сына. Дочь Варвара вскоре вышла замуж в соседнюю деревню, при родителях осталась младшая Марья. Закончила она начальную школу, а дальше учиться не получилось: нужно было работать, помогать родителям. Ей пришлось учиться выполнять и женскую, и мужскую работу по хозяйству. С ранних лет она умела запрягать лошадей и пахать на них, очень была к ним привязана, помогала отцу на конном дворе.

Петр Терентьев первым построился на месте нынешней улицы Подгорной (тогда она называлась Лудкечурам, или заячья улица, потому что кругом стоял лес, а по улице бегали зайцы и волки),затем по левую руку от него обосновался другой житель деревни- Дмитриев Дмитрий Дмитриевич (Мити агай) с семьей, по- разные стороны о них- раскулаченные братья Гроздовы, Логин и Александр. Сначала они жили в землянках, потому что раскулаченным не разрешили вернуться в родные дома, к тому времени использованные под школы и контору ( из воспоминаний соседа Толя агая (Анатолия Александрова-Гроздова, 1928 г.р.). Рядом построили небольшую начальную школу, Мария вспоминала, как маленькой ходила на спектакли, устраиваемые учителем и учениками в этой школе. Когда школа сгорела , то на ее месте соорудили льносушилку.

К северу от деревни Лудзи-Шудзи, за речкой Лудзинкой, за улицей Подгорной на холмах в 30-е годы открыли карьер по добыче известняка для нужд населения. Перед самой войной его приписали к Ижевскому металлургическому заводу . Известняк добывали вручную, дробили огромные глыбы, строили из них пирамиды, чтобы можно было определить объем выполненной нормы. Добытый известняк отвозили на лошадях на станцию Пычас и отправляли составами в Ижевск для металлургического производства. В зимнее время здесь работали все колхозники. Петр Терентьевич с семьей тоже трудились на шахтах. На улице Подгорной построили конный двор, где содержались рабочие лошади для нужд карьера, здесь мой прадед стал работать главным конюхом: ухаживал за лошадьми, сбруей, запрягал коней и отправлял на работы, после работы распрягал, кормил, чистил . (Приложение № 7).

Когда началась Отечественная война 1941 года деду было уже пятьдесят лет и его не призвали в армию, Марии исполнилось 14 лет. Осенью 41-го, когда закончились полевые работы, ее вместе с ровесниками на недели и месяцы отправляли строить Балезинскую железную дорогу, по возвращении продолжали работать в карьере. Следующую зиму строили аэродром под Ижевском, а потом железную дорогу в лагереКаркалай. В суровых условиях приходилось работать этим подросткам, воспоминания об эти годах остались в памяти Марии до конца дней.

Во время войны на добыче известняка работали не только местное население, но и приехавшие на заработки из Можги, ближних деревень и сел, Татарии, специалисты металлургического производства. Поначалу все они квартировали у местных жителей деревни Гозек. Они привезли с собой в деревню культуру быта. Удмурты, русские, татары жили все очень дружно, друг у друга учились языку, перенимали обычаи и традиции.

На улице Подгорной построили контору карьера, дома для начальников и служащих карьера, склады, пекарню. В 50-е годы улицу Подгорную приписали к строящемуся рабочему поселку Горняк. К тому времени на улице стояло уже 14 домов. Жителей на улице не очень много, поэтому жили одной дружной семьей, помогая друг другу, приглашая на праздники и созывая на помощь. У речки Петр Терентьев построил баню, стала она общественной, ходили мыться все соседи. Здесь же женщины устраивали посиделки с прядением и вязанием, а молодежь –с пением и плясками ( из воспоминаний Петровой Марии и соседей).

североудмуртский напев без слов


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: