Методические рекомендации по подготовке проектов.
Исследование является одной из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования. Это относится и к научному исследованию, однако здесь имеется ряд характерных особенностей. Научное исследование – целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов, теорий.
Целью учебной исследовательской деятельности выступает приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции на основе приобретения новых знаний.
Учебная исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Исследование проходило следующие основные этапы:
v постановка проблемы,
v изучение теории, посвященной данной проблематике,
v подбор методик исследования и практическое овладение ими,
v сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
v научный комментарий,
v собственные выводы.
Текст ученической исследовательской работы должен отличаться своей логичностью. Для осуществления научной исследовательской деятельности необходимо знать и применять основные законы и правила логики:
v Закон тождества – все понятия и суждения должны носить однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределенность.
v Закон противоречия – не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает, а другое отрицает то же самое.
v Закон достаточного основания –всякое суждение должно быть достаточно обоснованным, прежде чем быть принятым за истину.
Помимо собственно исследовательских работ результатом поисковой деятельности могут быть и другие типы ученических работ:
v Реферативные – написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
v Экспериментальные – написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат, но предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
v Описательные – направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отсутствует корректная методика исследования.
Подготовка ученического проекта
Проектная работа учащегося должна демонстрировать соответствующие знания и умения в области конкретных изучаемых предметов, умение работать с первоисточниками, использовать различные методы исследования, способность к систематизации и структурированию полученного материала, умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умозаключения, давать оценку событиям и явлениям. Ученическое исследование проводится по общей схеме научного исследования.
Общая схема ученического проекта:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
- Обоснование актуальности выбранной темы.
- Постановка цели и конкретных задач исследования.
- Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез.
- Выбор метода (методики) проведения исследования.
- Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы (свои мысли).
- Сбор материала, обобщение полученных данных.
- Описание процесса исследования.
- Обсуждение результатов исследования.
- Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
- Подготовка проекта (оформление в программах Microsoft Office 2003: презентация Power Point, Publisher, Word, Movie Maker, Paint, Web-сайты, макеты, плакаты и т. д.) и его защита.
Начиная исследование, учащийся должен видеть свои действия в перспективе, мысленно представить всю работу. Проектная работа проходит несколько основных этапов:
этап. Выбор темы проекта, отбор и обработка оригинальной литературы по теме исследования, подготовка объекта для исследования
Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т. е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Заглавие должно быть кратким и по возможности давать максимум информации о ее содержании. Работы, посвященные узким темам – прорабатываются более глубоко и детально.
Выбирая тему проекта, учащийся должен руководствоваться несколькими правилами:
1. Начальным этапом любого исследования является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование. Формулировка проблемной ситуации – важная часть введения. Сформулировать проблему исследования – значит, показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
2. Формулировка цели исследования, т. е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому учащемуся, но и еще какому-то кругу людей.
3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т. п.).
4. Необходимым условием проведения исследования является определение его объекта и предмета. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.
Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию.
5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.
Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы. Затем эта гипотеза подвергаются проверке в ходе исследования. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.