Этапы выполнения изображения животного

Исследовательский проект по изобразительному искусству

На тему: «Анималистический жанр в живописи»

Автор:

Ворожцова Полина, ученица 6 «А»

Руководитель:

Грохотова Елизавета Игоревна, учитель ИЗО

Санкт-Петербург

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2

Глава 1..Анималистический жанр в живописи 3-6

Глава 2.Творческий эксперимент. Изображение животных.6-10

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . .12

Введение

Актуальность анималистического жанра в последнее время возросла в связи с напряженной экологической обстановкой. При этом в настоящее время количество художников, работающих в этом жанре ничтожно мало в сравнении с представителями других жанров.

Цель исследовательского проекта:

— изучение изображения животных посредством выполнения длительного рисунка с неподвижной натуры и набросков с живой натуры;

— передача характера движений, особенностей анатомического строения и фактуры животных с помощью выразительных средств графики;

— усвоение техники работы графическим материалом.

Практическая значимость:

— работа может послужить средством оформления интерьера;

— работа может быть использована в качестве наглядного пособия

учителями на уроках изобразительного искусства;

теоретическая часть работы может быть использована как источник необходимой информации

В процессе работы над проектом перед нами встали следующие задачи:

— изучить необходимую литературу, а также творчество художников анималистов;

— отобрать, осмыслить и переработать содержание;

— изучить этапы выполнения рисунка животных.

В ходе выполнения проекта использовались следующие методы:

— отбор и теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования животных;

— изучение методической последовательности рисунка;

— анализ натуры;

— изучение творческого процесса художников, работавших в анималистическом жанре изобразительного искусства;

— посещение музеев, зоопарков.

ГЛАВА 1

Особенности жанра

Анималистический жанр или анималистика — вид изобразительного искусства основным мотивом которого является изображение животных. Кроме живописи и графики, анимализм часто применяется в скульптуре, фотографии, декоративном и прикладном искусстве, в литературе и других видах искусств.

Анималистический жанр, как подтверждают археологические раскопки и исследования историков, является самым древним из всех жанров, которые освоил человек. Именно образы животных встречаются на древнейших наскальных рисунках, на предметах быта, украшениях, амулетах, оружии и так далее. Анимализм древности часто называют «звериным стилем». Звериный стиль — орнаментальный стиль, возникший самостоятельно в ряде мест, строящий свои узоры из элементов условного изображения сначала только зверей, а затем человеческих фигур и птиц. Он характеризуется орнаментальностью и стилизованностью образов, которые иногда выглядят весьма абстрактно, а иногда очень реалистично и правдоподобно.

В настоящее время анимализм является не менее востребованным и популярным. Многие художники обращаются к образам живой природы и, в частности, зверям, птицам, земноводным, пресмыкающимся, рыбам, насекомым.

Анималистический жанр — это восхищение художника от окружающего его мира и обилия жизни. То богатство видов животных, которые обитают на нашей планете, не может не вдохновлять. Сами люди, являясь неотделимой частью природы, и в то же время зачастую негативно влияющих на природу и животных, в глубине души чувствуют своё с ней родство и пытаются выразить его в виде защиты окружающей среды или в виде творчества.

Многие художники, скульпторы и писатели очеловечивают животных, что выражается в аллегориях и символах. Животные на таких картинах обладают человеческим разумом, способны на глубокие переживания и совершают различные предосудительные или достойные поступки. Человек, через предметы анималистического искусства, смотрит не только на красоту живого мира, но и на себя самого, словно через символы кривого зеркала находя в себе и других людях скрытые недостатки и достоинства. Также в анималистике распространён реалистичный и гиперреалистичный стили, когда животные изображаются с повышенным вниманием к мелочам и деталям.

Самыми известными художниками анималистического жанра являются: Франс Снейдерс, Ян Вильденс, Ян Фейт, Паулюс Поттер, Эжен Делакруа, Филипп Руссо, Евгений Чарушин, Николай Кондаков, Василий Ватагин, Михаил Кукунов, Игорь Скоробогатов и многие другие.

В период Возрождения, барокко, классицизма, романтизма и последующих стилей анимализм никогда не являлся не то что доминирующим, но даже популярным жанром. Однако талантливые художники-анималисты могли обеспечить себе достойное проживание, сотрудничая с другими художниками. Аристократы и буржуазия, особенно в Англии, заказывали изображения ведущих лошадей на скачках или своих любимцев. На многих портретах эпохи все того же барокко фигурировали люди с домашними животными. В военном портрете необходимо было изображать предводителей на коне. Зачастую многие аристократы предпочитали быть изображенными на портретах в седле. Анималистический жанр в живописи пользовался популярностью и у буржуазии, особенно это касалось изображений охоты и пойманной дичи. — Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/232473/animalisticheskiy-janr-v-izobrazitelnom-iskusstve-kartinyi-izvestnyih-

1.2.Художники

Знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Шишкин – величайший из пейзажистов в истории русского искусства, и «Утро в сосновом лесу», без сомнения, является пейзажем, но с элементами анималистического жанра. Стоит отметить, что Шишкин не писал своих знаменитых мишек, они были выполнены художником-анималистом Константином Савицким. — Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/232473/animalisticheskiy-janr-v-izobrazitelnom-iskusstve-kartinyi-izvestnyih-hudojnikov

Франс Снейдерс (Frans Snyders; 11 ноября 1579, Антверпен — 19 августа 1657, Антверпен) — фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко.

Ян Вильденс(нидерл. Jan Wildens, 1585/1586, Антверпен — 16 октября 1653, Антверпен) — южнонидерландский живописец и график, пейзажист.

Ян Фейт (нидерл. Jan Fyt; 15 марта 1611, Антверпен — 11 сентября 1661, там же) — южнонидерландский (фламандский) художник и гравёр

Паулюс Поттер (нидерл. Paulus Pieterszoon Potter; крещён 20 ноября 1625, Энкхёйзен — похоронен 17 января 1654, Амстердам) — нидерландский художник, представитель золотого века голландской живописи.

Фердина?н Викто?р Эже?н Делакруа? (фр. Ferdinand Victor Eugene Delacroix; 1798—1863) — французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.

Жан Луи? Андре? Теодо?р Жерико? (фр. Jean-Louis-Andre-Theodore Gericau 26 сентября 1791, Руан — 26 января 1824, Париж) — французский живописец, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. Его картины, в том числе «Плот „Медузы“» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Среди исследователей нет единой точки зрения на то, представителем какого направления был художник: его считают предтечей романтизма, реалистом, или одним из последователей Давида.

Филипп Руссо (фр. Philippe Rousseau, 22 февраля 1816, Париж — 5 декабря 1887, Акиньи[fr]) — французский художник.

Евге?ний Ива?нович Чару?шин (1901 — 1965) — советский график, скульптор и писатель. Сын архитектора И. А. Чарушина.

Никола?й Никола?евич Кондако?в (1908—1999) — советский биолог, кандидат биологических наук, художник-анималист.

Василий Алексеевич Вата?гин (1883 — 1969) — русский и советский график и скульптор-анималист. Народный художник РСФСР (1964). Действительный член АХ СССР (1957). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952). Профессор Московского высшего художественно -промышленного училища (бывш. Строгановского).

Михаил Максимович Кукунов (1918-1998) художник, профессор, Учитель с большой буквы.

Скоробогатов Игорь Константинович (10 июня 1920, Саратов, РСФСР — 1997, Санкт — Петербург, Российская Федерация) — советский российский живописец, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР)

ГЛАВА 2.

2.1.Использование выразительных средств графики при изображении животных

Использование различных материалов и техник выполнения в работе помогает яснее передать фактуру и состояние животных. Чтобы картина смотрелась более выразительно полезно менять материалы. Так, заменяя карандаш, скажем пером, фломастером или спичкой, мы значительно

экономили время и получали возможность передать форму в рисунке более лаконичными и выразительными средствами. Спичка или тростниковое перо, смоченное тушью или чернилами, дает очень красивую сочную линию, которая вносит в изображение особую эмоциональность. Выбор материала и техники обычно подсказывает сама натура. Там, где требовалось передать большие массы форм и темную по тону фактуру, мы пользовались мягкими материалами (угольный карандаш, сангина, соус, уголь); там, где требовалась легкая, ажурная трактовка формы, мы пользовались отточенным карандашом и пером с тушью. Так, например, угольный карандаш позволял нам в нужных местах растереть пальцем штрихи и дать тон, широко вибрирующей линией подчеркнуть складку кожи или шерсти. Перо, наоборот, давало тонкую нежную линию и позволяло четко прорисовывать детали. Кроме того, работа пером с первых же шагов приучила нас внимательно относиться к работе, наносить линии очень обдуманно, так как малейшая оплошность повлекла бы за собой искажение

формы, а при исправлении рисунка грязь и кляксы. Перо не давало нам возможности думать о постороннем, рука приобрела легкость движений, выработалось некоторое мастерство. К примеру, при изображении тигра мы применяли сангину в сочетании с угольным карандашом. Сначала сангиной «прилепляли» объем головы, нос, глазницы, а затем детали прорабатывали карандашом. Такое сочетание материалов позволило нам повысить выразительность рисунка, передать реально цвет и фактуру шерсти животного. Время же значительно экономилось. Работа сразу несколькими материалами, например: сочетание угля, мела и сангины; сангины, угольного карандаша и пера; сепии (или акварели) и карандаша; акварели, туши, пера, — позволяла нам добиваться большего эффекта. С помощью различных графических материалов мы подчеркивали сложные и разнообразные переживания (эмоции, чувства радости или огорчения, ласки или обиды, злобы, тоски или самоотверженного чувства материнства) животных. Таким образом, для создания высокохудожественной иллюстрации нам недостаточно было передать только внешнее сходство с тем или иным зверем или птицей, мы всегда искали наиболее выразительный образ.

Этапы выполнения изображения животного

С неподвижной натуры

Методически неправильно сразу приступать к наброскам и коротким зарисовкам живой подвижной натуры. Такой набросок рассчитан в основном на внешний эффект; в этом случае мы бы изображали натуру, не анализируя ее, не рассуждая; нас бы интересовала выразительность линий в рисунке, а не структура формы; мы бы спешили запечатлеть момент движения и не следили бы за характером формы и пропорциями. В коротких зарисовках и набросках мы не сможем усвоить методическую последовательность анализа натуры. Методическую последовательность решения учебных задач в длительном рисунке мы рассмотрим на примере близком к школьной практике. Во всех работах изображение мы, как всегда, начинали с композиционного размещения рисунка на листе бумаги. Определяли отношения больших масс и характер их формы. На этом этапе работы мы обращали внимание на пропорции – на размеры головы, шеи, туловища, хвоста и лап. Силуэт (контур) мы сразу не уточняли, а намечали обобщенную форму частей и прослеживали за взаимосвязью этих частей. Чтобы правильно передать движение мы пользовались вспомогательными линиями – осями формы, то есть уточняли угол наклона осевых линий по отношению к вертикали и горизонтали, затем проверяли положение головы по отношению к туловищу, туловища – к лапам. Только после этого намечали характер формы животного в целом. Однако этого не достаточно, чтобы убедительно и выразительно передать характерные особенности птицы или зверя. На этом этапе мы подробно изучали анатомические особенности строения костяка и мышц данного животного, обращали внимание на сходство и различие в анатомическом строении данной натуры по сравнению с другими. Это помогало нам подчеркнуть характерные особенности формы данного животного и избежать формального отношения к рисунку. На рисунке представлен методический ход анализа натуры, он помогает разобраться в сложной форме натуры и выделить главное. Когда общая

форма наметилась верно, мы переходили к деталям; но здесь не стали их сразу прорисовывать. Вначале нужно было наметить особенности формы и местоположение этих деталей и их характер, то есть где будут расположены глаза, нос или клюв, конечности (лапы, крылья). Когда детали были намечены верно, мы уточняли их рисунок и продолжали легкую светотень. На этом этапе важно было следить за выражением объема в рисунке, не спешить передавать фактуру. Карандашом к бумаге надо прикасаться легко, чтобы в случае неудачи можно было бы легко исправить ошибку. Когда мы перешли к детальной проработке формы, к передаче материальности, мы просмотрели ряд репродукций «больших» мастеров, уяснив, какого эффекта можно достигнуть, работая карандашом (углем, соусом, сангиной, пастелью). Последний этап работы нельзя пускать на самотек, пассивно срисовывая все, что видит глаз, так как можно дать более или менее верное изображение птицы или зверя, но это будет сделано бессознательно, эффект рисунка будет случайным. Чтобы сознательно изображать формы, мы должны ознакомиться с расположением оперения, шерсти. Необходимо понимать

закономерность расположения перьев, тогда рисунок будет убедительным и более выразительным. Поэтому при изображении любого животного

перед нами также вставала проблема анализа и правильного изображения его покрова.

Наброски с живой натуры

При работе над зарисовками с живой натуры особенно в зоопарке метод длительного рисунка совершенно непригоден. Здесь нужны иные методы работы, иная техника, а иногда другие материалы. Наброски и короткие зарисовки мы начали с изображения медленно двигающихся животных.

Постепенно, когда появился некоторый навык, мы перешли к изображению быстро двигающихся животных. Работа над набросками строилась следующим образом: взяв лист бумаги, мы мысленно

размещали на нем два-три наброска; начав первый рисунок, мы работали над ним до тех пор, пока животное не изменило своей позы; как только животное приняло другую позу, мы сразу начинали другой набросок; затем вновь возвращались к первому. Таким образом, получалась серия рисунков в различных позах и различной степени завершенности одного и того же животного. Все животные в зоопарках и питомниках имеют ограниченные движения и часто повторяют одни и те же позы. И мы имели возможность возвращаться к незавершенным позам и доводить их до желаемой степени законченности. Никаких построений с помощью вспомогательных линий мы не делали, а старались

быстрой, живой линией передать движение и характер формы животного. У каждого животного свои повадки, свой характер выражения чувства: корова ленива, заяц труслив, орел надменен и горд, обезьяна суетлива и так далее. Поэтому в работах мы старались уделять особое внимание передаче характера животного, его индивидуальности, его эмоционального состояния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анималистический жанр очень понравился мне. Он поразил меня своей живостью и полнотой движений. Мне крайне интересно было наблюдать за животными и изображать их на своих работах. В процессе выполнения исследовательской работы я много узнал об анималистике, как о

самостоятельном жанре изобразительного искусства, о способах передачи анатомического строения, фактуры и эмоционального состояния животных. При работе с литературой я приобрел навыки анализа, отбора содержания в соответствии с изучаемой темой и поставленной проблемой.

Выполнение практической части (мелкие зарисовки, наброски, эскизы, этюды, длительные рисунки с неподвижной натуры и кратковременные с живой натуры) позволило мне усовершенствовать умения использования выразительных средств графики. Однако в процессе работы возникали некоторые проблемы, обусловленные различными трудностями: многие животные двигались очень быстро, но не смотря на это необходимо было успеть запечатлеть общий характер движения, что требовало недюжинной способности быстро рисовать. Зачастую приходилось по памяти восстанавливать на бумаге образ животного. Проблема передачи фактуры также принесла значительное количество неожиданностей. Ведь фактура животных сложна и разнообразна. Несмотря на все это в процессе работы достигнуты поставленные цели и задачи. В ходе выполнения исследовательской работы я многому научился: изображать животных посредством выполнения длительных зарисовок с неподвижной натуры и набросков с живой натуры, передавать особенности анатомического строения и фактуры животных, а также их настроение, использовать различные графические материалы (выразительные средства графики) и техники. Как мне кажется, в основном поставленная цель достигнута, поскольку виден результат творческой работы.

Список литературы:

Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство» М., 1987 г.

Кузин В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах» М., 1984 г.

Корчева Е.И. «Искусство» М., 1979 г.

Ростовцев Н.Н. «Учебный рисунок» М., 1976 г.

Карлов Г.Н. «Изображение птиц и зверей» М., 1976 г.

Ватагин В.А. «Изображение животного» М., 1957 г.

Кузин В.С. «Наброски и зарисовки» М., 1981 г.

Люб имов Л. «Искусство древнего мира» М., 1980 г.

Шорохов Е.В. «Основы композиции» М., 1979 г.

Юон К.Ф. «Об искусстве» М., 1959 г.

Аксенова М., Исмаилова.С «Энциклопедия для детей: Всемирная история» М., 1995 г

Мастер Класс Как нарисовать зайчика | Художник Наталья Боброва


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: