Этнокультурные особенности жилища

Жилище — всегда определенное и какое-то организованное пространство. Жилище — остановка на маршруте, нечто, противоположное дороге Жилище не только гармонирует с ландшафтом и в нем находится. Традиционное народное жилище всегда находится в примирении с природой. Оно и начиналось как перестройка природных материалов, их перекомпоновка: ветровой заслон из ветвей в австралийской пустыне, конический чум, покрытый шкурами, в сибирской тайге, круглая купольная хижина эскимосов из снега, спальная платформа или гамак для изоляции от сырой земли в тропиках.

Кочевое жилище примечательно тем, что оно примирилось не только с ландшафтом, но и с дорогой. В связи с тем, что юрта еще глубже связана с образом жизни человека, чем оседлое жилище, возникает вопрос об эмоциональном отношении человека к материальной культуре.

Идеал жилища — строится по идеальному эталону. Даже сейчас эталон, наполненный необходимыми атрибутами современного комфорта, бывает окрашен стилистической приверженностью к прошлому. Сосновый сруб все еще остается привлекательным для русского населения во многих районах страны — считается, что он наделен свойствами, наиболее благоприятными для здоровья. У абхазов, наоборот, сосна считается «гордым» деревом, «не расположенным» к людям; для них идеальные черты сохраняет сруб из толстых каштановых досок, становящихся теперь почти недоступными (в силу чего бережно сохраняются все такие старые постройки).

Так, для типологии восточнославянского срубного жилища конструкция из связанных рубкой горизонтальных бревен уже не может рассматриваться как только формально-морфологическая черта. Более чем тысячелетний эволюционный процесс восточнославянского жилища наделил сруб содержательным свойством, сделал его непременным атрибутом жилища, иными словами, перевел сруб с уровня морфологического признака на уровень большой традиции, т.е. стилевого признака-условия. То же можно сказать о глинобитных жилищах с плоской кровлей в Средней Азии.

Кочевническая юрта — другой пример стилистически устойчивой формы жилища, поскольку она с типологического уровня малой традиции была перенесена в большую традицию тюрко-монгольских народов. Украинская хата именно благодаря стилистической цельности смогла долго сохраняться украинскими переселенцами в Канаде. Украинские поселения в канадской провинции Альберта отличались своими традиционными побеленными хатами от поселений других европейских мигрантов, у которых не было стилистически стойкого жилища.

Длинный «немецкий дом» устойчиво сохраняется в большой немецкой традиции от Лотарингии и Бургундии на западе до сибирских поселений немецких колонистов. Как следует из примера длинного дома, древнее стилистическое единство жилища может существовать на несоприкасающихся, удаленных друг от друга ареалах.

Функции дома в народной культуре:защита от неблагоприятных климатических явлений; защита от насекомых и животных; магическая защита: украшения, обереги; утилитарная функция: обеспечивает удобство при выполнении какой-либо работы; гигиеническая функция; функция дифференциации (распознавание своих и чужих); знаковая (информативная); эстетическая; экспрессивная (самовыражение);

Эволюция жилищ:естественные укрытия: дупло, пещера и нора (из-за суровости климата и условий охоты, временная необходимость); ветровой заслон (из сучьев и ветвей, кусков коры, в теплых странах, в холодных-ульевидная хижина); навес (одна стена наверху); шалаш; палатка (у охотников и скотоводов); землянка; полуземлянка; надземный дом: мазанка, саманный дом, дом из камней, из обожженных кирпичей, дом из бревен.

Способы освящения пространства:

ритуал выбора места: выпускание священного животного (корова, лошадь, бык…), отпускание иконы на санях в упряжке или по речке, гадание;

проекция 4-х сторон света;

строительная жертва (деньги, человек, животное);

похороны в доме (родных и близких) – отсюда поверие о домовом. Домовой – похороненный в доме близкий человек;

воздвижение axis mundi (мировой оси) – столб, поддерживающий кров, печной столб, дырка в потолке;

переноска вещей со старого места жительства на новое, в которых находится дух предыдущего жилища.

Причины обожествления очага:

божественен, потому что подобие солнца;

защита от животных;

обогрев;

приготовление пищи;

магическая защита;

огонь и дым – лечебные средства;

огонь – преобразователь веществ (гончарство и металлургия);

Чем древнее и примитивнее народ, тем большее пространство считает своим домом (земля племени — дом семьи). Вигвам — низкое строение конической формы (индийские племена и др.) поселения близ озер — на сваях (Европа, восточная Азия). Первое прочные сооружения-для хранения растений и плодов. Скальные жилища (примитивный многоэтажный дом.)

Огонь- собственность рода (огнивная пила, огнивная терка, огнива) у разных народов-одеяла, головная скамейка, нары, москитные сетки, маты, шкуры, простейш. Скамейки (кор.нас. юж.америки, африки), ормаменты, сосуды для воды, ложки, муз.инструменты.

В гостях у эскимосов и чукчей / Россия, любовь моя! / Телеканал Культура


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: