Этнопсихология как отрасль психологической науки. предмет и междисциплинарные связи этнопсихологии.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — С.-Питербург.2001.

2. Кон Игорь Семенович. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности)/ Пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1979.

3. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Предисл. С. М. Даниэля, сост. Р. Г. Григорьева. — Спб.: Академический проект, 2002. 543 с.

4. Льовочкіна А.М. Етнопсихологія: Навч. посібник. – К.: МАУП, 2002. – 144 с. –

Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций — М.: Издательство «Экзамен», 2002.

6. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 448 с.

7. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. – Сп-б.: Питер, 2012.

8. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). Издание 2-е, испр. и доп. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства ‘Наука’. — 1985. — 348 с. с ил.

9. Савицька О.В., Співак Л.М. Етнопсихологія: Навч.посіб. – К.: Каравела, 2011. – 264 с.

Цветов В. Я. Пятнадцатый камень сада Рёандзи. – М.: Политиздат, 1986.– 302 с., ил.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Охарактеризовать основные методы этнопсихологии.

Этнопсихология как отрасль психологической науки. Предмет и междисциплинарные связи этнопсихологии.

Этнопсихология, изучающая психологию различных этнических групп, не является устоявшейся научной дисциплиной. Даже сам термин «этнопсихология» не является общепризнанным в мировой науке.

В мировой науке в 20 веке сложилось две этнопсихологии:

  • этнологическая (культурная антропология);
  • психологическая (сравнительно-культурная» психология).

Культурантропологи стремятся изучить культуру какого-либо народа как бы изнутри, стремятся понять ее специфику без сравнения с другими культурами. Понимая этнопсихологию таким образом, Стефаненко Т. в своей книге «Этнопсихология» так определила предмет исследования: «Предметомявляются систематические связи между внутренним миром человека и этнокультурными переменными на уровне этнической общности».

Психологическая этнопсихология использует другой подход, когда параллельно изучаются две или несколько культур различных народов, выделяются общие универсальные элементы и межкультурные различия. При этом сами исследователи занимают позицию наблюдателя, применяя единицы анализа и сравнения, независимые от культурного влияния. При таком подходе к пониманию этнопсихологии предметом становится изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях.

По-разному понимая сущность этнопсихологии, исследователи не находят единого взгляда на эту науку.

Ряд исследователей считают, что этнопсихология должна выступать как междисциплинарная область знаний, опирающаяся на этнологию, психологию, социологию, лингвистику, экологию, религиоведение, биологию. Этнопсихология также тесно связана с этнопедагогикой, но и их нельзя отождествлять. В своей книге «Этнопедагогика и этнопсихология» ученые В.С.Кукушин и Л.Д.Столяренко дают такое определение этнопсихологии как науке:

«Этнопсихология – это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей».

Тогда предметом исследования этнопсихологии становятся систематические связи между психологическими и культурными переменными этнических групп народов.

В этнопсихологии (науке, изучающей закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических групп) постоянно используется понятие «культура» для описания различия разных этнических общностей, изучаются взаимосвязи между культурой и психологическими личностными характеристиками. Все эти обстоятельства требуют осмысления понятия «культура».

В современной мировой социогуманитарной науке сложился подход к исследованию особенностей человеческой природы как целостности через продукты деятельности человека. С одной стороны, существует мир природы как физическая реальность, как данность, независимая от человека. С другой – человек создает свой мир, «вторую природу» — культуру.

Однако культуры не было бы без природы, потому что человек творит на природном ландшафте, пользуется ресурсами природы.

На Земле существует множество культур. Люди создают культуру как вторую среду обитания, проявляя при этом творческий потенциал. Таким образом, культура – это сфера всей человеческой жизни: материальной, духовной, интеллектуальной. Это понятие включает не только внутренние (психологические, духовные) качества, но и их проявления в способах деятельности и в результатах этой деятельности.Культура – это то, что люди делают с природой, с собой, как ведут себя по отношению к окружающим, к самим себе и что они при этом думают и говорят. Культура органически соединяет в человеке его природные и социальные качества, поскольку она дело рук самого человека, который является одновременно и творцом культуры, и ее представителем, носителем – существом культурным.

Таким образом, культура представляет собой адаптивную систему, посредством которой человек приспосабливается к окружающей среде. Культура – продукт человеческой деятельности. В то же время культура является адаптирующей системой: каждый индивид проходит процесс культурации, т.е. вхождения в свою родную культурную среду как целостность.

А.Сулейманян \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: