Как анализировать с ребенком прочитанный текст

¦ Понравился или не понравился тебе рассказ (сказка)?

¦ Чем понравился? Или почему не понравился?

¦ Кто из героев тебе понравился?

¦ Почему?

¦ Ты бы хотел быть похожим на этого героя?

¦ Какие его действия тебе понравились больше всего?

¦ Чем они тебе понравились?

¦ Какой герой не понравился?

¦ Почему?

¦ Какие действия отрицательного героя тебе не понравились больше всего?

¦ Что нужно сделать, чтобы отрицательный герой не смог победить положительного героя?

Вопросы могут быть разные. Важно в их постановке соблюдать меру, их не должно быть слишком много, и обязательно должны присутствовать вопросы, выявляющие отношение ребенка к нравственным коллизиям, описанным в тексте.

Для развития интереса к чтению важно, чтобы любовью к чтению была отмечена семья, в которой воспитывается малыш.

Если члены семьи не читают, а постоянно сидят перед телевизором или компьютером, странно было бы надеяться, что ребенок заинтересуется этим видом деятельности. Более того, желательно, чтобы у ребенка была своя «библиотека». Полочка, где стоят его книги. Пусть там будут книги не только маленького формата или специально предназначенные для первоклассника. Полезно, чтобы на ней находились и те произведения, которые предназначены для старшего возраста. Их вид будет интриговать ребенка. А родителям следует подыграть ему, расписать, какие интересные события описываются в этих книгах.

Самое важное в развитии интереса к чтению — помнить, что для ребенка чтение — трудная работа, преодоление себя, поиск истины. Если ребенок уже не любит читать, то родителям легко это увидеть: он тянет время, не начинает, трет глаза, отвлекается, хочет то пить, то писать. Все эти симптомы говорят о том, что ребенку не хочется читать. Главное — это терпение. Действовать осторожно, деликатно, не «наседая».

Поначалу дети ошибаются, и это вполне естественно. Они могут переставлять звуки, слоги, слова. Пропуск звуков, слогов, слов тоже довольно часто встречающаяся трудность. Что в этом случае делать родителям? Во-первых, не нервничать и не злиться, а терпеливо попросить ребенка еще раз прочитать медленнее. Еще часто встречающаяся ошибка при обучении чтению первоклассников. Они проговаривают слова и предложения два раза, сначала про себя, а потом вслух. Это двойное чтение. Кроме отрицательного результата оно ничего не дает ребенку. Если у малыша выявляется этот дефект, необходимо сразу же начинать работать над его исчезновением. Терпеливо объяснять, что так читать нельзя, следить, чтобы он не читал про себя, а сразу вслух. Можно использовать такой педагогически прием. Попросить прочитать про себя и пересказать то, что ребенок прочитал, не давая при этом ему читать вслух.

Когда ребенок научится сносно читать, освоит технику чтения, можно приступать к обучению выразительности. Выразительное чтение очень важно для ребенка. Использование эмоционально окрашенного голоса вызывает в душе ребенка отклик, и прочитанное легче и крепче усваивается. Но для начала необходимо научиться делать логические остановки.

Ребенку необходимо объяснить, что когда он видит запятую, он должен остановиться и просчитать про себя «раз», а потом читать дальше. Если стоит точка, то пауза должна быть дольше — «раз—два». Используя эту методику, малыш научится делать паузы, что, несомненно, поможет ему усвоить прочитанное с большим толком.

Теперь можно переходить к обучению выразительному чтению. Для этого очень хорошо подходят басни или маленькие эмоциональные диалоги, к примеру, детского писателя Н. Носова. Читать басни лучше по ролям, где каждый участник должен говорить с теми интонациями, которые присущи героям. Получаются такие мини-спектакли.

Родители должны быть готовы к тому, что даже тогда, когда их первоклассник научится читать, он все равно будет просить родителей почитать ему вслух, особенно перед сном. Не надо отказывать ребенку в этом. Это полезно. Использование такого чтения влияет на формирование слуховой памяти. К тому же формируются мотивы овладения техникой чтения, поскольку родитель, читающий ему вслух, будет все время говорить о том, что как только ребенок научится хорошо читать, он сам будет читать такие толстые и интересные книги.

Работа родителей по приобщению ребенка к чтению не прекращается до тех пор, пока ребенок не научится читать бегло и выразительно и будет проявлять устойчивый интерес к чтению.

Существует некоторые приемы, которые помогают овладеть навыками беглого чтения:
1. Читать ежедневно и часто.
2. Самозамеры.
3. Чтение сказок перед сном.
4. Разучивание стихотворений.
Существует такое понятие, как устойчивое (труднопроходимое) чтение – это когда скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не изменяется. В данном случае необходимо много читать коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ученик читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 51. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 56. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 60. Если читать, таким образом, каждый день по три отрывка, то прибавка скорости чтения за две недели составит 10 – 15 слов в минуту, а значит, у ученика увеличилась скорость чтения.
Выбор текста для проверки скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:
1.Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.
2.В тексте не должно быть числительных.
3.В тексте должно быть как можно меньше прилагательных.
4.При подсчете слов учитываются даже короткие слова.

Одна из трудностей, которые приходится преодолевать младшим школьникам – медленное чтение. Оно проявляется в низкой скорости произнесения слов и сопровождается частыми паузами, побуквенным или слоговым чтением. Нередко этот перечень дополняется пропуском и заменой букв, искажением слов, повторами, недочитыванием или пропуском слова. Такое чтение может быть объяснено психологическими причинами.
Проблемный вопрос: как реагируют родители на детей во время чтения?
Ситуация: Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: “Разве так читают? Смотри, как надо!” Именно в этот момент ребенок чувствует себя подавленным и обижается, порой вообще отказывается читать – именно так дети отрекаются от чтения книг. Нужно иметь большое количество терпения потому что на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Необходимо набраться терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.
Нельзя насильно заставлять ребенка читать, ведь он тоже должен отдыхать от чтения. Если ученик не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Ребенок прочитает небольшую часть текста и после этого получает кратковременный отдых. После отдыха следующую часть читает и т.д.

Для того чтобы механизм «воспитание читающего ребенка», «ребенка, для которого чтение на всю жизнь стало увлекательным и приятным времяпровождением» заработал, необходимо прямое активное участие родителей по привлечению их детей к чтению.

Подготовка к школе // Пересказ // Как научить ребенка? // Советы родителям от Марии Митюшовой


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: