Как быть «активным слушателем»

Международный проект

«Живые голоса истории»

РЕКОМЕНДАЦИИ

По записи воспоминаний для участников конкурса

«Союзники»

Как провести запись

Желательно, чтобы записанные воспоминания выглядели как монолога рассказчика.Это значит, что интервьюер (участник конкурса, записывающий воспоминания) выступает в роли активного слушателя (т.е. на пленке практически нет его голоса). Интервьюер предлагает собеседнику самому выбрать наиболее интересные из соответствующих теме конкурса эпизоды его боевой, трудовой биографии в период 1941 -1945 гг. и рассказать о них.

Длительность записи может быть от 1 часа до 2-х и более часов.

До включения диктофона представьте собеседнику план интервью:

1. Он краткорасскажет свою биографию (в т.ч. где и когда он родился, кто были его родители, где он учился или работал до войны, что делал во время войны – если воевал, то в каких основных военных операциях участвовал, если работал, то где и кем, основное занятие после войны);

2. Он расскажет о событиях военного времени, связанных с темой конкурса, в которых он лично участвовал.

Обратите внимание собеседника, что рассказывать желательно с максимальным количеством подробностей. При этом скажите, что вам важно узнать не сколько факты в хронологическом порядке, сколько «бытовые» детали его жизни и деятельности в военный период.

Настройте собеседника на то, чтобы он рассказывал по возможности «сюжетами», то есть, чтобы рассказ имел начало и окончание.

Предложите собеседнику начать свой рассказ с фразы, из которой будет понятно время и место действия события, о котором он будет рассказывать.

Общие правила проведения интервью

До начала записи

Обеспечьте максимально возможную тишину в помещении, где ведется запись (закройте дверь в комнату, если в квартире есть другие люди, выключите радио, закройте форточку и т.д.).

Поставьте диктофон на стол, чтобы собеседник мог привыкнуть к нему, не бояться его.

Уберите со стола все предметы, чтобы рассказчик во время записи не брал их в руки, не шелестел, не стучал и т.д. Сами старайтесь не производить лишних движений и шума.

Во время записи

Отмечайте любые проявления эмоционального состояния рассказчика. Если он начинает сильно волноваться, остановите запись и дайте ему время успокоиться.

Проверку, работает ли диктофон во время записи, старайтесь делать незаметно. Не забывайте своевременно переворачивать и менять кассеты. Заранее проверяйте состояние батареек.

Ничего не записывайте ручкой на бумаге во время записи интервью — это может нарушить ход мыслей собеседника. После окончания интервью при включенном диктофоне попросите уточнить фамилии, названия и т.д., которые были нечетко произнесены.

Как быть «активным слушателем»

Нижеследующие советы помогут вам научиться быть «активным слушателем».

  • С самого начала встречи установите контакт с собеседником, обеспечивающий доброжелательную атмосферу. Этого можно достичь за счет тона приветствия, вопросов на нейтральную тему и демонстрации интереса к ответам на них, вниманием к положительным аспектам быта (например, проявите интерес к фотографиям на стене и т.д.).
  • Особое значение для поддержания контакта во время беседы имеет поза слушателя. Сядьте лицом к собеседнику в свободной позе, не откидывая головы, не переплетая пальцы рук и ноги. Следите не только за словами, но и за жестами, мимикой и позой собеседника. Если, например, он начинает потирать веки, отводить взгляд, скрещивать руки на груди – это может означать, что он чувствует какую-то неловкость, дискомфорт, усталость, непроизвольно демонстрируя свое желание закончить беседу.
  • Дистанция между вами и собеседником должна составлять чуть меньше длины руки. Незначительное уменьшение дистанции возможно, если к этому стремится говорящий.
  • Если говорящий начинает делать долгие паузы и при этом смотрит на вас – это признаки того, что ему требуется помощь. В этом случае попробуйте задать ему уточняющие вопросы, касающиеся того, на чем он остановился, чтобы ему «выстроить» его рассказ, придерживаться сюжета и сосредотачиваться на важных деталях.
  • Покажите собеседнику мимикой, кивком головы, что вы его внимательно слушаете. Не злоупотребляйте такими выражениями внимания, как «да», «угу», чтобы не ухудшать качество записи.
  • Скорее всего, ваш собеседник говорит значительно медленнее вас – попрактикуйтесь говорить медленней, чем обычно. Громкость голоса, особенно, если вы тихо говорите, должна быть несколько выше, чем обычно.
  • Избегайте давать советы. Не критикуйте слова говорящего, не подвергайте их сомнению. Не высказывайте знание того, чего вы не знаете. Не раздражайтесь, если слышите что-то, с чем вы не согласны. Не концентрируйте внимание на себе, т.е.не переводите разговор на себя и свои интересы.

БЫТЬ ХОРОШИМ СЛУШАТЕЛЕМ [The School of Life]


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: