Как оценить уровень речевого развития ребенка

В речевой сфере, так же как и в других, прежде чем приступить к занятиям, необходимо представить себе точную картину того, что ваш ребенок умеет делать в настоящий момент.

Даже в том случае, если в словаре малыша всего несколько слов, которые он повторяет снова и снова, есть смысл внимательно присмотреться к тому, как он пользуется этими словами и какого рода суждения высказывает с их помощью.

Если ваш ребенок только начинает говорить и/или в основном пока общается с помощью звуков и жестов, то оценивая его первые шаги, продолжайте пользоваться методикой, описанной в главе 2.

Образец речи

Самую важную роль в процедуре оценки программа T.E.L.L отводит образцу речи. Для получения образца нужно просто записывать все, что малыш говорит! Из этого образца вы не только узнаете, какие слова он умеет произносить, но и поймете, что за ними стоит, то есть, побуждения малыша, его намерения и т.п. Не менее важно и то, что образец речи дает возможность взглянуть на разговорные навыки ребенка изнутри — оценить его способность соблюдать очередность, слушать, реагировать или предлагать новую тему для разговора.

Поясним, как нужно брать образец речи.

1. Наметьте день, когда вы будете записывать все высказывания малыша.

2. Займитесь обычными делами, стараясь, чтобы почаще возникали приятные для ребенка ситуации — такие, которые, по вашим наблюдениям, он был бы непрочь обсудить.

3. Всюду носите с собой записную книжку и карандаш.

4. Каждую страницу записной книжки разбейте на три колонки. В правой колонке записывайте высказывания малыша, в левой — свои слова, произнесенные непосредственно перед тем, как заговорил он. В средней колонке указывайте, в какой ситуации это произошло.

5. Если слова ребенка — точное воспроизведение ваших слов, сделайте соответствующую пометку, например, И — имитация.

6. Если малыш в своей речи использует еще очень мало слов, фиксируйте производимые им звуки и жесты общения. Например, если он, желая получить ту или иную вещь, укажет на нее или покачает головой в знак отказа, эти жесты следует записать.

7. Всячески подбадривайте ребенка и побуждайте его говорить, однако старайтесь не давать слишком много указаний. Ваша цель — увидеть его естественные реакции в самых обычных условиях. Поэтому разговаривайте с малышом так, как всегда.

8. Вы увидите, что записывать разговор ребенка с другими людьми легче, чем разговор с вами. Используйте присутствие третьего лица, во-первых, для того, чтобы самим понаблюдать и записать все, что нужно, и во-вторых, чтобы попросить его немного позаписывать.

9. Планируйте свое время так, чтобы иметь возможность вечером того же дня, пока события еще свежи в вашей памяти, проанализировать образец речи ребенка. Стремясь быстро все записать, вы наверняка будете сокращать слова, ставить какие-нибудь лишние значки. Немедленный анализ уменьшит вероятность неразберихи!

Пример образца речи мы приведем ниже. Разумеется, если хотите, вы можете использовать больше аббревиатур, чем в нашем примере.

Когда ваш образец будет готов, вы сможете с его помощью ответить на 3 важных вопроса:

  1. Почему мой ребенок говорит?
  2. О чем он говорит?
  3. Какие грамматические формы он использует?

Почему мой ребенок говорит?

Прежде чем приступить к рассмотрению слов и/или фраз малыша, попробуем понять, с какой целью он применил тот или иной разговорный навык.

Говоря, мы обычно используем слова для того, чтобы передать другим людям какую-нибудь информацию, для того, чтобы о чем-то спросить, от чего-то отказаться, предложить ту или иную вещь, то есть, предпринять определенные практические или социальные шаги.

Если ребенок не умеет применять разговорные навыки для удовлетворения своих нужд, то никакой, даже самый большой словарный запас не сможет принести ему ощутимой пользы. И наоборот, если вы поможете своему малышу почувствовать, что он выигрывает от общения с окружающими — практически и эмоционально, сумеете научить его употреблять уже освоенные слова в самых разных ситуациях, он сможет извлечь из своего словаря максимальную пользу и заодно приобретет звуковую базу для дальнейшего речевого развития.

Умение участвовать в разговоре

К умению пользоваться освоенными словами примыкает умение участвовать в разговоре.

В главе 2 мы говорили о соблюдении очередности, как об основе умения участвовать в разговоре. Малыш, научившийся говорить, должен также научиться произносить слова по очереди с другими участниками разговора. Он должен уметь завязывать разговор и поддерживать его или отвечать на слова собеседника.

Диагностика ребенка 3-4 года. Речевой и познавательный уровень. Обследование речи.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: