Каталонская песня «три барабана».

Каталонская песня «три барабана».

Национальный танец Каталонии – сардана, исполняемый в сопровождении небольшого инструментального ансамбля (кобла): маленькая флейта пронзительного тембра (флювиоль), сельский гобой (дольсайна, или гралья) и маленький барабан (тамбориль).

v Арагонияславится танцем Хота, с радостными и оживленными напевами, выдержанными преимущественно в мажорном ладе.Танец Хота произошел от старинных кельтских гимнов. Арагонская хота очень разнообразна и непредсказуема, исполнители могут неожиданно изменить скорость, фигуры, шаги, подъем ног, причём руки во время танца практически не используются.

Каталонская песня «три барабана».

v В Андалусиираспространён танец Фанданго, и очень сильны мавританско-цыганские влияния.

Каталонская песня «три барабана».

Их выдают характерные ладовые обороты (нередко используются увеличенные лады), виртуозная мелизматика, хроматизмы, полиритмия, особая манера «горлового» пения, и в целом — повышенно возбужденный характер исполнения, чувственный колорит.

Вот как Глинка описывает стиль исполнения, именуемый «фламенко»: «…певцы заливались в восточном роде, между тем танцовщицы выплясывали, и, казалось, что слышишь три разных ритма: пение шло само по себе, гитара отдельно, а танцовщица ударяла в ладони и пристукивала ногой, казалось, совсем отдельно от музыки».

Фламенко – общее обозначение южно-испанской (андалусийской) народной музыки — песни и танца. Истоки фламенко следует искать ещё в мавританской музыкальной культуре. Существенно повлияла на этот стиль цыганская музыка — многие считают основными, истинными носителями стиля именно испанских цыган.

Импровизационный характер фламенко, сложный ритм и специфическая техника исполнения нередко препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко.

Музыкальный язык

Испанская народная музыка и танец неразрывны. Музыка отличается четким ритмом и мелодическим разнообразием танцевальных композиций. Это своеобразие воплощения образов, рельефность вокального рисунка и необычайная эмоциональность. Характерной особенностью испанской народной музыки являются мелодичные инструментальные наигрыши.

Живость и гибкость ритма принадлежат к числу характерных особенностей испанского фольклора. На севере — это сложные, переменные ритмы, преимущественно 5/8, 5/4, где чередуются сочетания 2+3 и 3+2. На юге ритмы более простые — со счетом на три, но отличающиеся разнообразием в акцентировке, синкопировании и прочем (танцы — «хота», «поло», «фанданго», «сегидилья», «малагенья» и другие). Исключение составляет «хабанера», завезенная из южноамериканских колоний Испании. Но и в рамках метра 2/4 обычно дается своеобразное сочетание пунктирного ритма и триолей:

Каталонская песня «три барабана».

Значительная роль в развитии испанской музыки принадлежит гитаре, которая имеет в Испании шесть струн, настроенных по квартам с большой терцией посредине е — а — d — g — h — е. Самый строй гитары соответствовал специфике народной гармонии: аккорды образовывались то «вразбивку», то в токкатном изложении (martellato), то в «собранном» виде — в одновременном звучании:

Каталонская песня «три барабана».

Для этой гармонии типично частое использование больших секунд и полнозвучных септаккордов с малой секундой:

Каталонская песня «три барабана».

Национальное своеобразие обнаруживается и в складе испанских мелодий, которым свойственно заключение на доминанте. Вообще доминанта является как бы «центром притяжения» интонационного развития. К этому «центру» нередко устремляются два тетрахорда — снизу и сверху, доминантовый тон их объединяет. Нижний тетрахорд обычно мажорный, верхний — минорный, что при большой роли доминанты придает всему ладу фригийский оттенок.

Каталонская песня «три барабана».

Музыкальные инструменты

Испанские музыкальные инструменты представлены, в первую очередь, многочисленными разновидностями гитары.

Еще одним знаменитым испанским музыкальным инструментом являются кастаньеты.

Кастаньеты – ударный музыкальный инструмент, представляющий собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком.

Название кастаньеты в русском языке заимствовано из испанского, где они называются castanuelas («каштанки») из-за сходства с плодами каштана. В Андалусии их чаще называют palillos («палочки»).

Пластины традиционно изготавливаются из твёрдой древесины, хотя в последнее время для этого всё чаще используется металл или стеклопластик. В симфоническом оркестре, для удобства исполнителей, чаще всего используются кастаньеты, закреплённые на специальной подставке (т. н. «кастаньет-машина»).

Kастаньеты, которыми пользуются испанские танцоры и танцовщицы, обычно изготавливались двух размеров: большие кастаньеты держались левой рукой и отбивали основное движение танца, маленькие кастаньеты находились в правой руке и отбивали разнообразные музыкальные рисунки, которыми сопровождалось исполнение танцев и песен. В сопровождении песен кастаньеты выступали только в качестве отыгрыша — во время перерыва в партии голоса.

Их духовых испанских музыкальных инструментов выделяется миниатюрная флейта флювиоль, имеющая пронзительный тембр.

Большой популярностью пользуются испанские музыкальные инструменты в виде бубнов — пандерос, тамбориле, дульсаине, которые женщины с удовольствием используют в танце.

Одним из самых старинных испанских музыкальных инструментов является бандуррия— щипковый инструмент с 5 парными струнами, напоминающий мандолину и издающий тремоло.

Safri Duo — Samb-Adagio (Enhanced Video)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: