Классификация акцентуаций характера

Характер и индивидуальность человека

Характер (перевод с греческого — печать, чеканка) — это совокупность складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении устойчивых индивидуальных особенностей личности.

Фундаментом, на котором формируются определённые черты характера является тип темперамента. Кроме типа нервной системы, на формирование и проявления характера влияют и другие биологические факторы, например, расстройства сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной системы. Русский физиолог И.П. Павлов рассматривал характер, как сплав врождённых и приобретённых форм поведения. При этом он подчёркивал решающее значение среды и воспитания в формировании характера.

Зная характер личности, можно предвидеть, как она будет вести себя при тех или иных обстоятельствах. Таким образом, в характере человека как бы заложена программа его обычного поведения в типичных ситуациях.

Однако наиболее верным ориентиром в определении характера человека являются его поступки, поскольку система привычных практических действий составляет фундамент характера личности. В этом отношении показательна известная восточная поговорка: «Посей поступок — пожнешь привычку, посей привычку — пожнёшь характер, посей характер — пожнешь судьбу».

Структура характера

Характер включает базисные и ситуационные, первичные и вторичные, деловые и коммуникативные, мотивационные и инструментальные черты.

Базисные черты: самоуверенность — неуверенность; дружелюбие — враждебность; сознательность — импульсивность; эмоциональная стабильность — тревожность; интеллектуальная гибкость — ригидность, (заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий). Это черты, составляющие основу человеческой личности и проявляющиеся в любых жизненных ситуациях.

Ситуационные черты проявляются только в специфических жизненных условиях. Например, человек уверенный в себе, эмоционально стабильный (это общие черты), но в определённых жизненных ситуациях (болезнь, вызов к начальнику) он чувствует подавленность и растерянность (это ситуационные черты).

Мотивационные — это черты, от которых зависит активность и направленность поведения. Например, целеустремлённость.

Инструментальные — это черты, которые придают поведению человека тот или иной стиль. Например, доброжелательность.

Акцентуация характера

В настоящее время в человеческом языке нашли отражение наименования более 1000 черт характера. Когда количественная выраженность определённых черт достигает предельных величин, возникает акцентуация характера. Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных их форм, различают следующие виды акцентуации характера.

Классификация акцентуаций характера

Рассмотрим классификацию акцентуаций характера К. Леонгарда и

Н. Шмишека.

Гипертимный тип — отличается общительностью, предприимчивостью, склонностью к юмору. Хорошее настроение сочетается с таким же хорошим здоровьем, высоким жизненным тонусом, цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон. В норме — это удачные предприниматели и общественные деятели. Однако легкомыслие как продолжение достоинств этого типа может приводить к рискованным авантюрам, от которых могут пострадать окружающие.

Застревающий тип — особо чувствителен к обидам и огорчениям, склонен к задержке и накоплению сильных отрицательных эмоций. Отсюда мстительность, отсутствие способности «легко отходить» от обид. Наблюдаются заносчивость и самоуверенность при успехе, честолюбие и непреклонная уверенность в своей правоте, душевная холодность и деспотизм к зависимым от них людям. Стремление к признанию, настороженность и недоверчивость по отношению к людям.

Эмотивный тип — отличается мягкостью, добросердечием и глубиной переживаний. Легко прощают недостатки другим и первыми идут на примирение в конфликтах. Любят ухаживать за животными и растениями. Эмотивные дети при просмотре печальных фильмов и прослушивании таких же сказок начинают плакать. Из-за своей душевной ранимости могут становиться «козлами отпущения», так как не умеют постоять за себя.

Педантичный тип — склонность к усиленным размышлениям, постоянной самопроверке своих действий. Пунктуален, аккуратен, большое внимание уделяет чистоте и порядку. В выполнении работы нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую ее точность. От этого проистекают постоянное сомнение в своих действиях и отсутствие уверенности в себе. Болезненно реагирует на нарушения порядка, из-за чего могут возникать конфликты с окружающими.

Тревожный тип — проявляет пугливость и боязливость. Представители Этого типа не любят шумных компаний и игр, часто испытывают робость и застенчивость в новой обстановке. Плохо чувствуют себя во время экзаменов и проверок. У них рано формируются чувство долга, ответственности и высокие моральные принципы. Непереносимость насмешек сопровождается неумением постоять за себя при несправедливых обвинениях. Чувство собственной неполноценности стараются компенсировать в тех видах деятельности, где могут раскрыться их природные способности.

Циклоидный тип — люди с периодическими сменами настроения от упадка и апатии в депрессивной фазе до бурной энергичности в гипертимной. У типичных циклоидов фазы изменения состояния обычно длятся три недели с индивидуальными вариациями этого срока в большую или меньшую сторону.

Демонстративный тип. Главная черта этого типа — беспредельный эгоцентризм, стремление постоянно находиться в центре внимания к своей особе, жажда общественного признания, восхищения, сочувствия, удивления, склонность к позерству и самовосхвалению. Фантазирование и лживость при этом очень часто имеют место. Не выносят, когда в их присутствии хвалят кого-то другого, но не его самого. Обладают патологической способностью к вытеснению, т.е. могут полностью забывать о своих неблаговидных поступках. Любую свою ложь воспринимают как правду и не осознают того, что лгут, бывая при этом внешне очень убедительными.

Возбудимый тип — отличается трудностью регулирования своего поведения. Вспышки раздражительности и гнева могут возникать по самому незначительному поводу. Развитие мышления и речи отстает от нормы, поэтому имеются трудности в обучении. Слабая развитость интеллектуальных и социальных навыков при внутренней заряженности агрессией. В состоянии затишья обычно угрюмы и нахмурены, в состоянии аффекта — резки и агрессивны.

Дистимный тип — отличает пессимизм и мрачное восприятие, депрессивные переживания и обвинения в адрес себя и окружающего мира. В беседе немногословны или молчаливы. Большую часть времени угрюмы и неприветливы. Все эти свойства характера еще более усиливаются под влиянием негативной реакции на них со стороны окружающих.

Экзальтированный тип — отличается высокой чувствительностью и бурной восторженной реакцией на события окружающей жизни. Тонкие переживания, связанные с увлечением искусством, красотой природы, поисками красоты и смысла жизни приводят к тому, что людей этого типа много среди художников, музыкантов и поэтов. Переполненность чувствами, естественно, требует разрядки, что и осуществляется в процессе художественного творчества. С другой стороны, люди этого типа могут легко впадать в отчаяние и разочаровываться при встрече с жизненными трудностями.

Дня определения акцентуации характера используется характереологический опросник К. Леонгарда.

Учет различных акцентуации характера необходим для осуществления индивидуального подхода в воспитании, выборе оптимальных форм работы по созданию нормального социально-психологического климата в трудовых коллективах и укреплению дисциплины труда.

Формирование характера

Мы можем констатировать, что примерно к 2-3 годам у ребенка формируются простейшие волевые черты характера. Деловые и коммуникативные черты характера формируются к 5-6 годам. В начале на формирующийся характер ребёнка оказывает влияние то, как обращаются с ним взрослые. Если они часто общаются с ним, а основные потребности ребенка постоянно и полностью удовлетворяются, то с раннего детства в нём начинают формироваться положительные черты характера, такие, например, как открытость и доверие людям. Если дети не получают положительных эмоций в общении взрослыми, то формируются такие черты характера, как замкнутость и недоверие к людям,

В начале школьного обучения характер ребенка формируется под авторитетным влиянием родителей н учителей, как наиболее значимых для младшего школьника людей. Начиная со средних классов школы, авторитет родителей и учителей снижается, н на первый план выхолят авторитет и мнение значимых для ребёнка сверстников.

В старших классах школы, наряду с сохранением влияния общения со сверстниками, фактором, воздействующим на характер, вновь становится мнение и оценка взрослых людей. На развивающийся характер школьника начинают влиять и средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет.

В дальнейшем на развитие и изменение характера человека могут оказывать влияние как названные выше факторы, так и обстоятельства его личной жизни.

Характер человека меняется в течение его жизни в зависимости от возраста. Например, после 15-16 лет человек постепенно избавляется от детских черт характера (безответственность, капризность, эгоцентричность, плаксивость, детские страхи), и закрепляются специфические взрослые черты (терпимость, ответственность, расчётливость, умудрённость опытом). По мере накопления жизненного опыта меняются взгляды на происходящее и отношение к нему. Это также влияет на характер человека.

Типы акцентуации характера по Личко


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: