Классификация культурных благ

Материальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей
Средства культуры А.Производственные (скрипка, фортепиано кисти, театральные костюмы и т.д.), с помощью которых идет воспроизводство культурных благ Б.Информационные (радиоприемники, телевизоры и т.д.)
Предметы культуры А. Связанные с удовлетворением культурных потребностей (например, художественные фильмы и т.д.) Б. Опосредующие фазы производства и потребления объектов культуры (превращаемые в продукт)
Нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей
Услуги культуры Выполняющие функции передаточного механизма в культуре выдача книг в библиотеках, показ фильмов в кинотеатрах, прокат театральных костюмов и т.д. К этой сфере (а не к сфере торговли) следует отнести продажу предметов художественного творчества, книг и т.п.
Выполняющие непосредственно культурные функции: работа театрального актера, концерт исполнителя – виртуоза, деятельность руководителя профессионального хора, лекция ученого и т.п.

14)Долгосрочное стратегическое регулирование предложения предметов культурных потребностей на основе:

v социально-культурной программы общества (изложенной в правовых документах государства) и стратегических общественных установок с учетом социально-экономической, возрастной, территориальной структуры общества, идейно-содержательной направленности, видовой структуры, экономических инструментов (финансирования на основе общественного потребления);

v строительства сети культурных учреждений социальной инфраструктуры, структура которых в значительной мере предопределяет возможные направления формирования и удовлетворения культурных потребностей;

v воспитания творческих кадров и работников культуры с учетом долгосрочных тенденций развития культурных потребностей;

v экономических инструментов и всего экономического механизма культуры (инвестиции, ускорение развития производства предметов культурных потребностей, дотации культурным учреждениям, оплата образования и стипендий студентам творческих учебных заведений);

v законодательных актов, способствующих созданию оптимальной институциональной базы отрасли культуры, отвечающей целям долгосрочной культурной политики государства.

Краткосрочное и среднесрочное регулирование предложения предметов культурных потребностей осуществляется на основе действия всех долгосрочных инструментов экономической политики. Особое значение имеют:

v эстетическое воздействие на формирование объема и структуры предложения, исходя из издательских, постановочных и других планов, планов по каждому отдельному виду культурно-просветительной деятельности

v экономические инструменты, регулирующие выбор наиболее эффективного варианта осуществления поставленных задач: планирование, финансирование (инвестиционная политика), система материальной заинтересованности отдельных работников и целых

v 15) Долгосрочное формирование спроса осуществляется главным образом с помощью:

v системы среднего образования и школьного воспитания;

v системы внешкольного коллективного и индивидуального эстетического воспитания,

v существующей практики удовлетворения культурных потребностей, особенно посредством творческой деятельности;

v социально-экономической политики общества: путем уменьшения затрат из семейных бюджетов на удовлетворение культурных потребностей (использование фондов общественного потребления); путем высвобождения времени на культурные нужды; опосредованно, повышая жизненный уровень населения.

Краткосрочное и среднесрочное регулирование спроса осуществляется с помощью:

актуализации долгосрочных факторов, определяющих спрос на предметы культурных потребностей

экономических инструментов (политика в области ценообразования)

режима работы учреждений культуры и организации доступа к культурным ценностям (пропаганда, абонементы, доставка и т. п.)

маркетинговой и информационной политики (реклама, критика и т. д.)

законодательно-организационных мер

16) Управленческий цикл.С точки зрения социологии управление культурой определяется как сознательное, планомерное и целенаправленное воздействие на культуру как целостную систему производства, распределения, обмена и потребления знаний, ценностей и норм, образцов жизнедеятельности в соответствии с объективными закономерностями их развития в интересах общества и каждой отдельной личности.Такое воздействие проходит ряд этапов и составляет управленческий цикл.

Первый этап — сбор и обработка социокультурной информации, изучение состояния объекта в данный момент.

Второй этап — анализ обработанной социокультурной информации, ее систематизация и на этой основе — постановка целей и задач.

Третий этап — учет социокультурной информации, целей, задач и построение идеальной модели развития.

Четвертый этап — разработка путей передачи социокультурной информации соответственно модели, создание программ развития с целью получения финансовой поддержки.

Пятый этап — непосредственная реализация программы развития.

Шестой этап — контроль по каналу обратной связи с использованием социологических исследований. Изучать необходимо не только социокультурные процессы, но и все элементы культурной среды в совокупности с социально-экономическими особенностями данного конкретного региона.

Седьмой этап — осуществление корректирующих воздействий на основе контрольных исследований развития культуры при наличии негативных последствий.

Последний, восьмой этап — оценка результатов деятельности и планирование нового управленческого цикла.

17) Регламентация — это совокупность норм, правил, стандартов и процедур, ограничивающих и определяющих формы деятельности в обществах с развитым разделением труда.

По Дюркгейму, существуют четыре проблемы регламентации, которые должен решать каждый менеджер: во-первых, регламентация должна быть скоординирована (то есть в ней не должно быть противоречий); во-вторых, надо сделать так, чтобы эта регламентация не ограничивала исполнителей, а, наоборот, создавала им поле свободы; в-третьих, нужно решить проблему самоорганизации, ведь есть всякие механизмы типа “невидимой руки рынка”, и для того, чтобы не делать все вручную, нужно существенно использовать эти механизмы; и, в-четвертых, Дюркгейм считал, что регламентация не выполнит свою функцию обеспечения солидарности, если она не будет справедлива Проблема скоординированности и внесения изменений в регламентацию

Обеспечение социальной солидарности в современных обществах связано с целым рядом проблем.

Во-первых, регламентация содержит многочисленные несогласованности, нестыковки, внутренние противоречия. С этим постоянно приходится сталкиваться. Во-вторых, в ней полно лакун (или попросту дыр), которые есть в любом законодательстве и которыми пользуются самые разные люди — от очень передовых предпринимателей, строящих уже знакомые нам “схемы”, до очень плохих бандитов, делающих там свой маленький бизнес. В третьих, что самое главное, центральной проблемой является проблема внесения изменений.

Почему эпоха homo intellectus обязательно придет | Булат Атабаев | TEDxAlmaty


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: