Ключ к обработке результатов

Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников

Цвето-рисуночный тест разработан А.О.Прохоровым и Г.Н.Гениниг. Он предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности. Он создан на основе обследования около 1000 младших школьников и апробирован в разных школах. Тест имеет высокие корреляты с референтными методиками диагностики психических состояний: тестом Люшера, методикой Лутошкина. Он доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования. В рисунках и цвете дети выражают то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Для проведения теста необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50×50 мм (правая сторона листа предназначена для рисунка).

Инструкция 1: «Ребята! Перед каждым из вас лежат листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше состояние, т.е. то состояние, которое в данный момент испытываете (для учащихся 1-х классов термин состояние можно заменить словом настроение). Если состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами. При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонталью и перпендикуляром к ней на три части и т.д.) Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.

После того как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает инструкцию 2: «Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, наш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например: цветок, мяч, солнце, дождь и т.д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок), рисовать можно на правой стороне листа».

Время для проверки теста не должно ограничиваться.

Ключ к обработке результатов

Цвет (в квадрате) Рисунок Состояние
Красный Тетрадь Парта Класс Доска и др. Школьные атрибуты Активность (активация)
Красный, сочетание красного и желтого Радуга, Новый год, елка Торт, мороженое Конфеты Подарок Горка «5» Солнце Воздушные шары Радость
Зеленый Светофор Машина Телевизор Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска Внимание, сосредоточение (в 1-м классе это состояние может быть изображено красным цветом)
Розовый Робот Компьютер Машина Принцесса Кукла Мечтание, фантазирование
Черный Дождь Клякса Ребенок спит за партой Утомление, усталость
Оранжевый Цветы Дети играют Животные Ребенок помогает старушке Дружелюбие, доброжелательность
Желтый Разбитая ваза Ребенок с учительницей, мамой Искренность
Голубой Душ Бассейн Море Бодрость
Синий Скакалка Волейбол Футбол Поднятая рука Азарт
Синий Дети с учительницей, со старшими Уважение
Коричневый Поле Скорая помощь Могилка Ребенок упал Мама гладит по голове ребенка Сочувствие, сострадание

Примечание: в таблице представлены не все, а только основные психические состояния детей младшего школьного возраста, отмеченные как наиболее часто встречающиеся в учебной деятельности.

При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.

Пользуясь данной методикой, экспериментатор должен помнить, что динамическая структура психического состояния может и не иметь «монохарактеристики», так как доминирующее значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики. Например, в 1-м классе состояние интереса, активации, радости и внимания чаще всего объединены в одно «полисостояние», где ведущим является состояние интереса. Поэтому дети изображают эти состояния одним цветом — красным.

ХЛОРЕЛЛА – ключ к здоровью растений. Выращиваем ХЛОРЕЛЛУ дома


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: