Компетентностный подход и уроки-дебаты

Я пришел сюда спорить,

чтобы научиться мыслить.

Л.Ф. Лосев

Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам.
Дебаты – соревнование между «играющими», действия которых ограничены определенными условиями и правилами.
Дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.

Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок-игру, но и эффективное средство для развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общетва.

Дебаты способствуют развитию и воспитанию следующих компетенций:

Расширению общекультурного кругозора:
— обогащению знаний, относящихся к гуманитарным областям;
— развитию интереса к регулярному чтению, формированию мотивации обучения;
— формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы.

Развитию интеллектуальных способностей:
— формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;
— умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
— умению различать факты и точки зрения, анализировать полученную информацию.

Развитию исследовательских и организационных навыков:
— собирать и анализировать материалы из различных источников;
— оценивать различные версии и мнения;
— собирать доказательную базу и грамотно ее применять.

Развитию творческих качеств:
— умению по-новому взглянуть на проблему, использовать нетрадиционные способы для ее решения, видеть новое, необычное.

Развитию коммуникативных умений:
— умению слушать и слышать собеседника;
— терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
— способности работать в команде.

Развитию ораторских способностей:
навыков публичного выступления;
— уверенности в себе;
— умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
— способности привлечь слушателей интонацией, жестами, мимикой.

Формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе:
— способности формулировать и отстаивать собственную точку зрения;
— способности принимать другую точку зрения и оценивать идею, а не человека, ее декларирующего;
— уважительному отношению к общечеловеческим и национальным ценностям, различным культурам, традициям;

— стремлению использовать свои знания в практике общественной жизни; умению брать на себя решение каких-либо проблем.

Организационно-педагогическими условиями, способствующими осуществлению процесса социализации в условиях проведения дебатов, являются взаимосвязь и взаимопроникновение следующих компонентов:

  • игровой основы педагогической работы по социализации учащихся, которая заключается в том, что игра используется как возможность попробовать свои силы в различных социальных ролях;
  • разнообразия социальных взаимодействий ученика, включенного в различные сферы жизнедеятельности;
  • обеспечения возможности выбора ценностей, норм, форм деятельности учащегося, который обеспечивается разнообразием и интенсивностью деятельности, широким набором социальных ситуаций и проб, расширением зоны общения и взаимодействия в различных аспектах (деловое сотрудничество, игровое взаимодействие, эмоциональное и т. д.).

Дебаты включают технологию, способствующую обновлению и трансформации гуманитарного образования, развитию творческой активности учащихся и учителей через включение в дебатный процесс: от поиска информации и изучения материалов по определенной проблеме до детальной разработки двух разных подходов к ее решению (утверждающего и отрицающего), что дает возможность учащимся понять многогранность и сложность поднимаемых проблем. При изучении произведений мировой художественной литературы, особенно русской литературы, в которой решаются социальные, политические и нравственные вопросы, причин для проведения дебатов великое множество. Прежде всего это сложные актуальные проблемы, о которых нельзя говорить с полной уверенностью.

Целевые функции и возможности технологии «Дебаты» широки.

Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяющим учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе имеющихся знаний и умения применять эти знания.

Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.

Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам.

Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.

Think Fast, Talk Smart: Communication Techniques


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: