Компьютеризированные и компьютерные тесты

На современном этапе развития психодиагностики компьютер стал неотъемлемым элементом диагностической деятельности психолога.

Появление компьютерных версий тестов в бывшем СССР, а более-менее доступными они становятся ближе к концу 1980-х гг., приветствуется далеко не всеми.

К достоинствам современных компьютеризированных методик психодиагностики, сравнительно с традиционными, следует отнести:

  • неизменность реализуемой программы обеспечивает постоянство условия тестирования, что труднодостижимо при немашинном предъявлении заданий;
  • обеспечивается точность и однозначность регистрации множества возможных реакций испытуемого;
  • имеется возможность восстановить и проследить последовательность действий испытуемого;
  • сравнительно легко образуются единые банки психодиагностических данных, а тем самым устанавливаются эмпирически обоснованные тестовые нормы для разных групп обследуемых;
  • создаются возможности для автоматизированного конструирования тестов;
  • психолог освобождается от рутинной, трудоёмкой работы, как при проведении обследования, так и при конструировании (адаптации) тестов;
  • обеспечивается возможность расширения практики группового тестирования и тиражирования методик;
  • расширяются возможности применения мощного математико-статистического аппарата анализа данных, упрощаются разработка новых процедур анализа;
  • облегчается сохранение конфиденциальности результатов тестирования;
  • упрощается хранение диагностических данных (на магнитных носителях), снижается себестоимость обследования;
  • создаются благоприятные условия для применения экспресс-методик, т.е. тех, проведение которых позволяет быстро получить результаты, что в некоторых случаях (например, в профессиональной психодиагностике) может иметь решающее значение;
  • компьютерная процедура предъявления тестовых заданий минимизирует негативные воздействия. Нередко возникающие в ситуации межличностного воздействия между экспериментатором и испытуемым (снижение действия защитных механизмов у испытуемого, облегчение диагностики индивидуально присущих субъекту особенностей деятельности и мотивации);
  • появляется возможность актуализации «игровой» мотивации у испытуемых (оформление теста в виде игры), что делает процесс тестирования более привлекательным и повышает достоверность результатов;
  • намечаются пути решения давней проблемы. Возникающей как результат несовместимости концептуальных схем интерпретации различных методик (например, создание словаря-тезауруса терминов-названий психических свойств, используемых в научной, литературной и бытовой лексике);

  • становится возможным проведение анализа поведения испытуемого непосредственно в ходе обследования, учёта многих параметров складывающихся ситуаций, организации диалога в реальном режиме времени (адаптивное тестирование);
  • испытуемый при необходимости обеспечивается быстрой интерпретирующей обратной связью по результатам тестирования;
  • средства компьютерной графики позволяют предъявлять испытуемому динамические объекты (динамическая стимульная среда), становится возможным использование полимодальных стимул;
  • появляются условия как для индивидуализации психодиагностического исследования, так и проведения быстрых массовых обследований;
  • обеспечивается тесная связь с решением практических задач.

Наряду с преимуществами, которые дает использование компьютера, принципиальное значение приобретают вопросы, связанные с появлением новообразований. Вносимых компьютером в традиционно сложившуюся в психодиагностике систему взаимодействия «экспериментатор – тест — испытуемый». Отсутствие непосредственного наблюдения и живого контакта с испытуемым вносит примерно те же трудности и ограничения, с которыми приходилось и ранее сталкиваться в групповом тестировании. Кроме того, примерно у 30% обследованных обнаруживался «феномен компьютерной тревожности», причем в 5% случаев регистрировалось состояние, схожее с фобией.

Некоторые тесты принципе не могут быть переведены в компьютерный режим, для других это ведет к существенному изменению их диагностических качеств, прежде всего валидности и надёжности. Автоматизированная версия уже известной психодиагностической методики нуждается в специальной проверке – ревалидизации. Также требуется повторное обоснование надёжности компьютерного варианта методики. Её рестандартизации на соответствующих выборках. Приведём конкретные примеры.

Изучение влияния компьютеризации исследования на валидность психодиагностических методик показало, что происходит изменение их содержательной валидности. Так, при работе с компьютерной версией теста Равенна было обнаружено, что испытуемые дают значимо более низкие показатели, нежели в обычных условиях. Обследования. Самого пристального внимания заслуживает сравнительно недавно обнаруженный и ещё не до конца изученный феномен, суть которого в том, что при компьютерном предъявлении опросника (MMPI) заметно усиливается тенденция давать неопределённые ответы. Стабильность результатов, являющаяся характеристикой надёжности диагностической методики, в случае изменения формы предъявления теста существенно снижается, превышая этот показатель при традиционном тестировании.

Эффект автоматизации полученных в психодиагностическом обследовании данных двоякий. С одной стороны, это существенно облегчает работу психологов-практиков, с другой – «навязанные» алгоритмы интерпретаций при их слепом воспроизведении на различных выборках испытуемых способствуют появлению составленных с помощью компьютера псевдозаключений. За рубежом в последнее время, особенно среди высококвалифицированных профессионалов, ориентированных на индивидуальную диагностику, все более отчётливо проявляется тенденция неприятия чужих алгоритмов интерпретации тестовых результатов.

Интерпретационные алгоритмы некоторых популярных тестов выдают пользователю заключения, состоящие из общих, стереотипных утверждений, без труда принимаемых большинством людей как истинные, что сближает их с гороскопом и астрологическими календарями. Это в первую очередь относится к психодиагностическим методикам, претендующим на «глобальный» диагноз личности.

К сожалению, бывает и так, что профессиональные инструменты психодиагностов, совершенно незащищенные от неконтролируемого распространения, попадают в руки горе-энтузиастов или просто предприимчивых людей. Сегодня существуют широкие возможности несанкционированного распространения и применения тестов. В первую очередь этому способствует (или их откровенная декларативность в случае наличия) документов, регламентирующих профессиональные аспекты деятельности разработчиков и пользователь психологических тестов. Такое положение дел приводит к тому, что валидность известных и достаточно эффективных диагностических методик резко снижается, они фактически выводятся из профессионального оборота. В то же время выпавшая из поля зрения профессионалов практика компьютерной «аутодиагностики» приводит пользователя не только к заблуждениям, но зачастую наносит значительный ущерб его психике.

В странах СНГ компьютерная психодиагностика на нынешнем уровне её развития выполняет функцию экстенсивного воспроизводства диагностических методик при почти полном отсутствии профессионально-этического контроля за этим процессом. Определенные успехи адаптивного тестирования за рубежом относятся в основном к диагностике специальных способностей. Тогда как диагностика личностных особенностей в режиме диалога между компьютером и обследуемым остаётся проблематичной.

Отличия компьютерной и электромеханической швейных машин видео обзор!


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: