Комплексный анализ драматического произведения

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

по дисциплине

«ИСТОРИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ»

для студентов отделения заочного обучения

Направление «Педагогическое образование»

профиль «Художественное образование (сценические искусства)»

(1 курс, 1 семестр)

Уч.г

Изучение дисциплины предполагает сдачу зачета, на котором проверяются:

  • знание содержания классических произведений драматургии, их проблематики, основного конфликта, композиции, системы художественных образов;
  • владение критериями историко-культурной оценки феноменов драматургии;
  • умение анализировать классические драматургические произведения.

Зачет проводится в форме ответа на вопросы (по билетам), содержащие как теоретический, так и практический материал.

Вопросы

  1. Драматургия как род литературы. «Анатомия» драмы: монологи, диалоги, реплики, реплики в сторону, ремарки. Роль афиши драматургического произведения. Внесценические персонажи. «Говорящие имена и фамилии». Строение драмы: действия, акты. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
  2. Система жанров драматических произведений. Подробная характеристика жанров.
  3. Происхождение древнегреческой драмы и театра. Жанры древнегреческой драматургии и их характеристика. История римской драматургии в ее развитии.
  4. Особенности комедии как жанра. Разновидности комедии: водевиль, эксцентрическая комедия, фарс и др. Комедия характеров и комедия положений.
  5. История возникновения и развития античной комедии, особенности ее строения (композиционного, образного, идейного).
  6. Жизнь и творчество Аристофана. Специфика его драматургии: периоды творчества, идейный смысл пьес, новаторство, язык, образность. Специфика сюжетной организации действия комедии Аристофана «Лисистрата».
  7. Система образов комедии Аристофана «Лисистрата»: анализ образной системы и конфликтов. Бытовой и идейный смысл комедии.
  8. Комедия положений и комедия характеров.Комедия дель арте: персонажи, сюжет, интрига. Анализ комедии К.Гольдони «Слуга двух господ».
  9. Специфика сюжетной организации действия комедии К.Гольдони «Слуга двух господ». Система образов комедии К.Гольдони «Слуга двух господ»: анализ образной системы и конфликтов.
  10. Комедия эпохи Возрождения. Специфика сюжетной организации действия комедии Лопе де Вега «Собака на сене». Система образов комедии Лопе де Вега «Собака на сене»: анализ образной системы и конфликтов.
  11. Специфика сюжетной организации действия комедии Э.Ростана «Сирано де Бержерак». Система образов комедии Э.Ростана «Сирано де Бержерак»: анализ образной системы и конфликтов.
  12. Анализ комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь». Система образов комедии: анализ образной системы и конфликтов. Представить схему любовной интриги комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь»: две пары влюбленных до и после вмешательства Пэка; любовная тема в высшем свете; любовная тема в конфликте природных сил. Бытовой и идейный смысл комедии.
  13. Комедия У.Шекспира «Сон в летнюю ночь». Специфика сюжетной организации действия комедии (поэтапный анализ сюжета комедии: структура сюжета, основные этапы сюжета). Три сюжетные линии и троемирие в комедии (мир духов и природы; мир влюбленных (три пары); мир самодеятельного народного театра). Сюжетная и философская роль сна в комедии.
  14. Комедия У.Шекспира «Сон в летнюю ночь». Сюжетная и смысловая роль театральной темы в комедии (персонажи, их расстановка и взаимодействие, анализ «театральных» эпизодов). Соотнести идеи сна, выраженные в тексте комедии с финальной репликой пьесы Шекспира «Буря» («Мы созданы из вещества того же, / Что наши сны. И сном окружена / Вся наша маленькая жизнь…»).
  15. Жанр высокой комедии. Система образов комедии Ж.-Б.Мольера «Мнимый больной»: анализ образной системы и конфликтов.
  1. Анализ комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Система образов комедии: анализ образной системы и конфликтов. Цитатная характеристика персонажей (Чацкий, Фамусов, Молчалин, Скалозуб). Оценка комедии, данная А.С.Пушкиным (Письмо А.С.Пушкина А.А.Бестужеву: конец января 1825 г. Из Михайловского в Петербург).
  2. Анализ комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» как «высокой» комедии. Поэтапный анализ структуры сюжета комедии (характеристика ключевых событий по действиям и явлениям). Анализ развязки пьесы. Бытовой и идейный смысл комедии.
  3. Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: развитие образа, место персонажа в системе образов и конфликтов, цитатная характеристика героя. Оценка Чацкого и всей комедии в статье И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Секрет бессмертия комедии.
  4. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» как сатирическая комедия. Сценическая история комедии. Система образов комедии: анализ образной системы и конфликтов. Поэтапный анализ структуры сюжета комедии (характеристика ключевых событий по действиям и явлениям). Государственная система в комедии (образы, конфликты, ситуации). Н.В. Гоголь «Развязка «Ревизора»»: анализ авторской интерпретации комедии. Бытовой и идейный смысл комедии.
  5. Образ Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: развитие образа, место персонажа в системе образов и конфликтов, цитатная характеристика героя. Авторская оценка героя. Д.С. Мережковский о Хлестакове и о комедии (статья «Гоголь и черт»).
  6. Комедия Н.В. Гоголя «Женитьба» как бытовая комедия нравов и «совершенно невероятное событие». Система образов комедии: анализ образной системы и конфликтов. Поэтапный анализ структуры сюжета комедии (характеристика ключевых событий по действиям и явлениям). Женитьба как комическая катастрофа.
  7. Комедия Н.В. Гоголя «Игроки» как комедия интриги. «Характеры, выхваченные из тайника русской жизни». Система образов комедии: анализ образной системы и конфликтов. Поэтапный анализ структуры сюжета комедии (характеристика ключевых событий по действиям и явлениям). Мотив «игры»: карточной, психологической, хищнической. Обман как модель социального поведения. Оценка комедии В.Г. Белинским (статья «Игроки. Оригинальная комедия в одном действии, соч. Гоголя»).
  8. Комедия А.Н. Островского «Волки и овцы» как бытовая комедия нравов.Система образов комедии: анализ образной системы и конфликтов. Поэтапный анализ структуры сюжета комедии (характеристика ключевых событий по действиям и явлениям). Мотив охоты («Ловит волк, ловят и волка»). Смысл названия пьесы и его проекция на персонажей.
  9. Комедия А.П.Чехова «Вишневый сад». Устройство «новой драмы»: принципиально отличная от классической драматургии система образов, подводное течение (подтекст), особая роль ремарок, ключевые символы. Своеобразие драматургического конфликта пьесы. Сценические формы выражения психологического конфликта драмы. Своеобразие чеховского диалога. Споры о жанре пьесы.
  10. «Сюжет настроения» в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад». Специфика организации драматургического сюжета, в котором «ничего не происходит», «действие только притворяется действием». Основные сюжетные линии пьесы. Поэтапный анализ структуры сюжета комедии (характеристика ключевых событий по действиям и явлениям).
  11. Система образов комедии А.П. Чехова «Вишневый сад»: анализ образной системы и конфликтов. Люди прошлого, настоящего и будущего в комедии. Человек Чехова как «несвершившийся человек». Образ сада в пьесе. Бытовой и идейный смысл комедии.
  12. М.А. Булгаков как комедиограф. Анализ комедии «Зойкина квартира», «Иван Васильевич» (одной – по выбору). Система образов комедии: анализ образной системы и конфликтов. Поэтапный анализ структуры сюжета комедии (характеристика ключевых событий по действиям и явлениям).
  13. Пьеса Е. Шварца «Обыкновенное чудо» как романтическая сказка-притча. Художественный и философский мир сказки. Система образов пьесы: анализ образной системы и конфликтов. Поэтапный анализ структуры сюжета комедии (характеристика ключевых событий по действиям и явлениям).
  14. Пьеса Г. Горина «Самый правдивый» («Тот самый Мюнхгаузен») как комедия о правде, лжи, чуде и любви. Художественный и философский мир пьесы. Образ барона в оригинальной версии (Р.Э.Распе) и в интерпретации драматурга. Система образов комедии: анализ образной системы и конфликтов. Поэтапный анализ структуры сюжета комедии (характеристика ключевых событий по действиям и явлениям).
  15. Сказ Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» как сатирический памфлет. Традиции балаганного площадного театра в пьесе. Система образов: анализ образной системы и конфликтов. Речевые характеристики персонажей. Поэтапный анализ структуры сюжета комедии (характеристика ключевых событий по действиям и явлениям). Контексты драматической комедийной сказки: давнее и современное.
  16. Пьеса Н. Коляды «Баба Шанель». Творческий коллектив как специфический мир. Система образов комедии: анализ образной системы и конфликтов. Поэтапный анализ структуры сюжета комедии (характеристика ключевых событий по действиям и явлениям). Трагикомическое основа: смешное и серьезное в пьесе.

Схема анализа

1.Автор и название произведения

2. Дать характеристику системе образов произведения (главные и второстепенные образы, вспомогательные образы, образ автора).

3. Определить и охарактеризовать развитие сюжетной линии.

4. Выделить ключевые конфликты и проблемы, дать оценку их развитию и разрешению.

5. Объяснить смысл названия произведения.

6. Ваша личная читательская оценка произведения.

Комплексный анализ драматического произведения

1. Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

2. Связь пьесы с литературным направлением или культурной эпохой (античностью, Возрождением, классицизмом, Просвещением, сентиментализмом, романтизмом, критическим реализмом, символизмом и т.д.). Как проявились в произведении черты этого направления?

3. Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр.

4. Специфика организации действия драмы: разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, сны вместо актов или действий в драме М.Булгакова Бег).

5. Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, говорящие имена). Главные, второстепенные и внесценические персонажи.

6. Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

7. Особенности драматургического действия: внешнее — внутреннее; на сцене — за сценой, динамическое (активно развивается) — статическое и т.д.

8. Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций, развязки. Как связаны между собой все острые точки (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими острыми очками действия.

9. Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).

10. Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

11. Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

12. Специфика авторских ремарок, поясняющих:

— действия персонажей (игру актеров);

— обстановку на сцене, костюмы и декорации;

— настроение и идею сцены или явления.

— специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.

13. Смысл названия пьесы.

Критерии оценки

Критерии оценки

«отлично» – студент показывает знание произведений классической и современной драматургии, театральных интерпретаций этих произведений, методики текстового (литературного) и действенного (режиссерского и актерского) анализа произведений драматургии; умение самостоятельно анализировать произведения классической и современной драматургии; экспликация выполнена в соответствии со всеми требованиями.

«хорошо» – студент знает большинство произведений классической и современной драматургии, владеет методикой текстового (литературного) и действенного (режиссерского и актерского) анализа произведений драматургии; экспликация выполнена в соответствии с требованиями.

«удовлетворительно» – студент знает произведения классической и современной драматургии, слабо владеет методикой текстового (литературного) и действенного (режиссерского и актерского) анализа произведений драматургии; экспликация выполнена с нарушением большинства требований.

«неудовлетворительно» – студент знает отдельные произведения классической и современной драматургии, не владеет методикой анализа произведений драматургии; экспликация выполнена с нарушением требований.

Основная литература

1. Аникст А. А. История учений о драме. [Т. 1–5]. М., 1967–88

2. Балаган. Материалы стенограмм лаборатории режиссеров и художников театров кукол под руководством И.Уваровой. М., 2002

3. Волькенштейн В. М. Драматургия. М., 1969

4. Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991

5. Иллюстрированная история мирового театра / Под ред. Дж. Р. Брауна. М., 1999.

6. История западно-европейского театра под общей редакцией С.С.Мокульского. Т.1, М., 1956

  1. История зарубежного театра в 4 томах. Под редакцией Г.Н.Бояджиева и др. М., 1970-1972 или 1981 -1987
  2. Луков Вл. А. История литературы. М., 2009
  3. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984
  4. Пави П. Словарь театра. М., 1991
  5. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха, изд. 2. СПб, 1997
  6. Симонович-Ефимова Н. Записки петрушечника. Л., 1980
  7. Театральная энциклопедия в 5-ти тт. Т. 1-5. Гл. ред. С.С. Мокульский. М., 1961-1967.
  8. Хализев В. Е. Драма как род литературы. М., 1986
  9. Хрестоматия по истории западно-европейского театра в 2 томах. Сост. С.Мокульский. М., 1953-1955
  10. Шоу Б.. О драме и театре М.,1963

Интернет-ресурсы:

http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена

Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6

Библиотека портала – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/defaultx.asp

Гуманитарная электронная библиотека – http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml

А.Н. Островский «Гроза» (содержательный анализ) | Лекция №46


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: