Концентрация на простом объекте

Выберите объект для упражнения, например, ручку. Примите правильную позу, расслабьтесь, понаблюдайте за мыслями и выполните ритмичное дыхание, а затем сформируйте намерение сконцентрироваться на ручке в течение выбранного периода времени.

Теперь обратите взгляд на ручку. Подумайте о ее цвете, форме, материале, из которого она сделана, как она была изготовлена, как с ее помощью можно написать что-либо и т.д. Сохраняйте непрерывный поток мыслей, связанных с ручкой, и отбрасывайте все не связанные с ней мысли, как только они появятся. Просто сознательно возвращайте внимание на ручку, как только оно начнет уплывать. Ручка состоит из нескольких частей: двух половинок корпуса, стержня и так далее. Подумайте о каждой из этих частей, но не позволяйте этим мыслям увести вас слишком далеко от объекта концентрации. Обратив особое внимание на стержень, подумайте о том, как он может оставлять следы на бумаге, затем мягко переведите внимание на корпус, представьте, как он может быть раскручен на две половинки. Пройдя таким образом все детали, из которых состоит ручка, опять охватите вниманием ее целиком.

Следующей задачей будет направить внимание на форму ручки, чтобы позже быть в состоянии создать ее мысленный образ с закрытыми глазами. Смотрите на ручку без напряжения, спокойно и внимательно. Пытайтесь запомнить ее форму. После этого закройте глаза и попробуйте мысленно ее представить. Поначалу, вероятно, вам не удастся увидеть четкий образ ручки внутренним взором. В таком случае откройте глаза и опять посмотрите на ручку, уделяя большее внимание тем ее частям, которые вам не удалось хорошо представить. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока не истечет время упражнения.

Возможно, для вас окажется более удобным и полезным мысленно представлять лишь часть ручки, а затем переходить к представлению следующей ее части.

Тогда вы можете поступать таким образом, пока не увидите поочередно все части, а затем попробуйте соединить их в цельную картину.

Если вы обнаружили, что мысли увлекли вас прочь от объекта концентрации до того, как истекло время

упражнения, можете более тщательно и детально проработать связанные с объектом мысли, от которых отвлеклись. Впрочем, можно просто повторить ту часть потока мыслей, на которой вы сбились. Цель данного упражнения состоит в том, чтобы просто удерживать внимание на выбранном объекте, а не генерировать какие-нибудь необычайные мысли.

Используйте в последующих упражнениях один и тот же объект до тех пор, пока не научитесь создавать в сознании его четкий образ и не сможете удерживать этот образ живым в течение произвольного времени. Для первого объекта на это может уйти много времени, но затем вы обнаружите, что для последующих объектов эта задача оказывается гораздо более простой, потому что вы выработали в себе способность сосредоточиваться.

Концентрация на чтении

Это упражнение можно практиковать в любое время как дополнение к приведенному выше. Возьмите небольшой отрывок текста или предложение. Решите, чтовы будете концентрироваться на этом тексте в течение, скажем, десяти минут. Прочтите его медленно иосознайте точный смысл каждого слова и каждого предложения. Представьте, что писатель хотел сказать этими строками. Если текст содержит в себе описание какой-либо сцены, как можно более четко вообразите ее. Затем подумайте о смысле написанного. Проанализируйте ту информацию, которую дал писатель. Правдива ли она, соглашаетесь ли вы с ним? Чтовы думаете по этому поводу? Какие личные переживания и опыт связаны у вас с темой прочитанного? Станьте критиком. Каковы были мотивы писателя при создании книги? Почему вы с ним несогласны?

Как и в предыдущем упражнении, важно поддерживать непрерывный поток мыслей, связанных с данным отрывком текста, в течение заданного времени. Сам отрывок должен быть коротким. Идея данного

упражнения состоит в том, чтобы развить в себе привычку к проницательному мышлению и чтобы научиться получать из предмета наблюдения всю заложенную в нем информацию.

Упражнение на счет

Данное упражнение можно выполнять везде. Просто закройте глаза и представьте, что вы находитесь перед классной доской. Вообразите, что в одной вашей руке находится кусок мела, а в другой — тряпка. Теперь представьте, что вы пишете на доске цифру 1. Постарайтесь, чтобы ее мысленный образ на доске был как можно более четким. После этого сотрите цифру тряпкой. Снова вообразите пустую доску и напишите на ней цифру 2. Затем опять сотрите цифру тряпкой и представьте перед собой пустую доску. Продолжайте таким образом, рисуя цифры 3, 4 и так далее. Регулярно выполняя это упражнение, вы обнаружите, что с каждым днем можете написать на доске все больше цифр без отвлечения внимания. Продолжайте упражняться, пока не сможете, не отрываясь, написать на доске все цифры до 100. Важными моментами здесь являются четкий образ цифры на доске и непрерывный поток воображения и мыслей.

Концентрация внимания


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: