Концепция дееспособности

Я иду по улице или улица двигается под моими ногами? Странный вопрос. Любой «нормальный» человек будет удивлен самой его постановкой, так как ответ на него уж слишком очевиден. Разумеется, если что-то и движется, то это я по жизни, но никак не наоборот.

И к чему собственно, таким странным вопросом начинать разговор о концепции дееспособности человека в этом мире?

Разобраться с этим нам поможет Альберт Энштейн, провозгласивший, что все относительно. Относительно чего? Наблюдателя. По сути дела речь идет о том, что явления природы не существуют сами по себе, так сказать объективно и независимо ни от чего. Мы их наблюдаем. И реальность не существует без наблюдателя этой реальности.

Далее. Наблюдаемые явления нам видятся таковыми, потому что в отношении них у нас существуют определенные ожидания. Эти внутренние установки определяют место объекта наблюдения в алгоритме нашего миропонимания. Например, мы убеждены в том, что предметы невозможно передвигать без физического воздействия на них. Это наша ВЕРА. Такое стереотипное ожидание людей в их системе миропонимания, фиксирует выше описанное, как закон мироздания. Предметы реальности невозможно передвигать без физического воздействия на них просто потому, что мы в это верим.

Что же получается? А получается по Энштейну – все в этой жизни зависит от нашего позиционирования относительно того или иного явления. Если я безальтернативно убежден в том, что подброшенный вверх предмет упадет на землю, он так и сделает. А если я верю в обратное? Вот здесь мы приближаемся к самой сути нашего разговора.

Но вначале, вопрос: раз мы собственной верой определяем законы мироустройства, то почему же тогда нам не удается своим желанием изменять реальность в соответствии со своими потребностями? А потому, что мозаика стереотипов ожидания формируется вовсе не человеческим сознанием и одного понимания и желания для изменения веры отнюдь не достаточно.

Технически, степень дееспособности человека напрямую связана с его способностью трансформировать свое миропонимание в нужном направлении, то есть изменять сложившиеся стереотипы ожидания.

Говоря проще, для того чтобы получить силу, мне необходимо всего-навсего поверить в свою силу. И это проблема.

Но проблема решаемая, иначе для чего мы затеяли весь этот разговор?

С обычной, житейской позиции объективности (экстраверсивное мировосприятие), люди видят себя маленьким элементом бытия, винтиком в огромном сложном механизме реальности. Вера в свою ничтожность и ограниченность делает людей таковыми в реальности. Покуда я верю в то, что не способен вмешиваться в природные закономерности, мне это действительно будет не по силам.

Такое априори зависимое ментальное представление человека о себе, определяет «очевидность» соотношения движущихся объектов. «Меньшее», чем я себя считаю, движется относительно «большего», чем я считаю мироздание. Именно этим объясняется «нормальный» ответ людей на поставленный мной в самом начале разговора вопрос об идущем по улице человеке.

Альтернативой объективному позиционированию служит восприятие себя «хозяином жизни». Это когда я и окружающая реальность – одно и то же, а психика моя вовсе не в голове. Бытие со всем многообразным наполнением оказывается содержанием моей внутренней реальности. То, что ранее считалось объектами жизни, теперь становится символами моей психики (интроверсивное мировосприятие). «Внешнее» оказывается поглощенным мною, изменяя свой статус на «внутреннее» (состояние глобальной интроверсии).

Именно такая ментальная инверсия, при условии внутренней убежденности человека в этом, делает его дееспособным. Считая себя «хозяином жизни», своей верой мы получаем возможность этой жизнью распоряжаться. Веря в себя, как центр мироздания, вполне логично заявлять о том, что не я двигаюсь относительно жизни, а наоборот, она относительно меня.

Однако, это весьма не привычный взгляд на вещи. Весь наш опыт восстает против него. Мы зажаты в тиски привычных житейских стереотипных представлений о своем месте в координатах времени и пространства. Да, это так и слава Богу, иначе мир стал бы перенаселен волшебниками и просуществовал бы не долго. Если бы люди с легкостью достигали крайнего интроверсивного существования, их желания моментально исполнялись бы еще на этапе зарождения мотивации. Не сложно себе представить катастрофические последствия подобного допущения.

В действительности, все мы – экстраверсивные существа и жестко ограничены в своих возможностях «кристаллической решеткой» жизненных стереотипов. Когда я говорю об изменении степени дееспособности человека в мире, подразумеваю тенденцию, определяющую смещение человеческого мировосприятия в сторону интроверсивного полюса. Эта тенденция, в какой-то степени способна приблизить нас к существованию в роли генератора событий. Нам никогда не удастся примерить на себя роль творца, однако то малое, что сулит данная траектория развития, может поразить воображение обычного человека.

Ментальная инверсия.

Восприятие человеком реальности – активный процесс. «Настройка» нашего сознания и трактовка им «картин» жизни, зависит от многих факторов и главным образом от предшествующего жизненного опыта. Так, например, рассматривая любую фотографию пейзажа, мы воспринимаем изображение трехмерным. Объем ему придает наш предшествующий опыт. В течение жизни каждый из нас привык, оценивая светотень и композицию изображения, видеть перспективу, то есть, воспринимать его объемно. На основе такой оценочной работы сознания, формируются стереотипы восприятия реальности. И по сути дела, вся жизнь человека складывается из бесконечной череды подобных стереотипных впечатлений. Глядя на известный рисунок Эшера, нам не составляет труда отследить переход плоскости в объем, и становится возможным это благодаря предшествующему опыту восприятия.

Концепция дееспособности

Глядя на композицию картины, человек непроизвольно выделяет в ней главное и второстепенное, находя некий центр восприятия, относительно которого формируется все остальное. Такой доминантой могут выступать глаза человека на портрете или звучание солирующей скрипки в оркестре. Что бы ни предстало нашему взору, каждый раз подсознательно мы находим условный центр, по отношению к которому все остальные детали исполняют роль фоновых элементов.

Такой особенностью человеческого восприятия пользуются художники, предлагая нам необычные картины, где переключая внимание с объекта на объект, удается получать противоположные композиционные эффекты.

Концепция дееспособности

Меняя центр восприятия, наблюдатель видит на одном и том же месте то объемную фигуру, то пространство между фигур.

Концепция дееспособности

Эти и множество подобных примеров доказывают, что субъективное восприятие одних и тех же сюжетов может существенно различаться в зависимости от фокуса нашего внимания. Такая перефокусировка человеческого сознания при восприятии одного и того же объекта реальности называется ментальной инверсией.

Образно говоря, ментальная инверсия – это наш внутренний рычаг для смещения точки мировосприятия. Двигая этим рычагом, человек способен увидеть в привычных вещах то, чего раньше никогда не замечал. Более того, манипулируя своим вниманием и воображением, мы в силах коренным образом изменить свою жизнь, стать более дееспособными в этом мире.

7 вопросов юристу. Признание физического лица ограничено дееспособным или недееспособным


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: