Конспект урока русского языка, проведенного 29.03 студенткой группы н1311 долженко александрой дмитриевной

Тема:Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Цель:учитьсобирать, систематизировать и обобщать материал для сочинения-описания по картине

Задачи:

образовательные: познакомиться с краткой биографией художника, учить «читать» картину, собирать рабочие материалы к сочинению;

развивающие: развивать устную и письменную связную речь, творческие способности, расширять словарный запас;

воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, родному краю; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие произведения искусства, чувство красоты, прививать интерес к живописи.

Ожидаемый результат:учить строить сочинение в определенном жанре и композиционной форме.

УМК:Ладыженская Т.А. Русский язык. 7 класс»

Оборудование:учебник по русскому языку; тетради; презентация.

Эскиз доски:

Двадцать девятое февраля. Классная работа. Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
Этапы Ход урока Универсальные учебные действия
1 Организационный момент — Добрый день ребята. Меня зовут Александра Дмитриевна, сегодня урок русского языка у вас проведу я. Личностные: уважительно относиться друг к другу; создавать внутреннюю мотивацию к учению
2 Сообщение темы и задач предстоящего урока и обсуждение их с учащимися — Хочется начать наш урок с замечательного стихотворения Роберта Рождественского. -Послушайте стихотворение и подумайте, как оно называется. Прогремела гроза, прошумела, Затихая, грохочет вдали. Золотые лучи словно стрелы, Сквозь клокастые тучи прошли. Воздух полон прохлады и тени, Встала радуга светлым венцом, И тяжелые грозди сирени Наклонились над нашим крыльцом. Хорошо на весеннем просторе По откосу бежать наугад, — Окунуться в душистое море, Захлестнувшее дремлющий сад. Сколько белых и темно-лиловых Вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронешь — дождем лепестковым Осыпается мокрая гроздь, В легкой капельке, свежей и чистой, Отразился сверкающий день, И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень. -Как бы вы назвали это стихотворение? Почему? Верно, это стихотворение называется «Сирень» — Что воспевает поэт в этом стихотворении? (красоту, аромат сирени) — Посмотрите на доску, перед вами стихотворение. — Скажите, где находится сирень в стихотворении автора? (в саду) — Как автор описывает сирень? С какими чувствами? (с теплотой, восхищением) — Какие слова поэт выбирает для описания сирени? Зачитайте. (Тяжелые грозди) — Какие ветви сирени в стихотворении? (тяжелые, белые, темно-лиловые, куст, ветка, словно дождь лепестковый) -Посмотрите, какие красивые слова выбирает поэт для описания. Предметные: развитие литературно – творческих способностей Познавательные: развитие устной и письменной речи учащихся, умение строить речевое высказывание
3 Беседа с целью накопления материала — рассказ о художнике — Итак, сегодня на уроке, мы с вами проведем подготовку к сочинению — описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». — Ребята, какие задачи мы должны выполнить, чтобы подготовиться к написанию сочинения? — Познакомиться с П.П. Кончаловским и его творчеством, вспомнить, что такое натюрморт, составить план написания сочинения. — Верно, но еще узнаем, каким натюрмортам художник отдавал особое предпочтение. — А сейчас посмотрите на доску, перед вами портрет П.П. Кончаловского. — Петр Кончаловский оставил богатейшее наследие – около полутора тысяч картин! Родился он на Украине в Славянске Харьковской губернии в небогатой дворянской семье 9 февраля 1876 года. Через некоторое время отец Кончаловского перевез семью в Москву, где был переводчиком и издателем. — Петр увлекся рисованием еще в Харькове, где учился в рисовальной школе. В Москве он учился в вечерних классах. Потом Кончаловский увидел картины великих импрессионистов, загорелся желанием, научиться писать, как они, и по совету друга уехал в Париж. — Кто такие импрессионисты? (люди, с другим, абстрактным восприятием мира) — Там (в Париже) Кончаловский поступил в студию и учился целых два года. Молодой художник набирался опыта, его хвалили и ставили в пример другим студийцам. Он много работал, ездил на экскурсии в окрестности Парижа и постоянно экспериментировал с цветом. С тех пор он полюбил заграницу и не мог жить без поездок в страны Западной Европы. — В русской живописи XX в. место П. П. Кончаловского — одно из центральных. Он был создан для живописи, ощущал мир живописно — как пиршество красок — и едва ли не олицетворял собой само это искусство. (фотография художника; презентация) — Пётр Петрович Кончаловский умер 2 февраля 1956 году в Москве, оставив после себя огромное наследие. — Посмотрите, сколько различных картин написал художник. (презентация) — Обратите внимание, что он писал не только натюрморты, но и портреты, пейзажи. (презентация) — Давайте вспомним, что такое натюрморт? (натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов в живописи и графике) (презентация) — Верно. -Заметьте, что очень большое внимание художник уделял натюрмортам сирени. (презентация, выставка картин) — Мы можем увидеть сирень в кошельке, сирень в вазе, просто сирень, сирень на фоне ставней, сирень в корзине. (презентация) — Сегодня мы поработаем с репродукцией картины «Сирень в корзине» — Посмотрите на доску, перед вами репродукция картины П. Кончаловского «Сирень в корзине» — Певцом сирени называют этого живописца, в наследии которого больше четырех десятков картин с сиренью и очень много авторских повторений, посвященных этому удивительному растению. Картина Кончаловского «Сирень в корзине», на которой нарисованные гроздья так же хороши, как изображенные в других натюрмортах, которые мы с вами уже рассмотрели ранее. Сирень на полотнах Петра Петровича всегда изумительно красива. — «Сирень в корзине» это знаменитый натюрморт, написанный в 1933 году. На нем изображена корзинка на фоне темной стены, а в ней — гроздья сирени. Кажется, что они недавно срезаны и еще благоухают. Коммуникативные: вступать в беседу с учителем и одноклассниками; умение высказывать свое мнение с достаточной точность и полнотой Регулятивные: концентрация внимания, психологический настрой на формирование определенных учебных умений и навыков, психологический настрой на успешность обучения; Познавательные: расширение кругозора; умение слушать учителя
4 Составление плана и композиционной схемы — Прежде, чем мы начнем писать план сочинения, ответьте. — Какова структура написания сочинения? (3 части: вступление, основная часть и заключение) — Что должен раскрывать первый пункт плана? (информацию о художнике, об истории написания картины) — Как озаглавим первый пункт плана? (слово о художнике) — Посмотрите на доску, вот такой вариант вам предлагаю я. (презентация) — Скажите, какой вариант вступления может быть? Посмотрите на доску, прочитайте. (читает ученик) — Хорошо, каково содержание второго пункта плана? (описание картины) — Как озаглавим? (Описание картины: а) описание сирени (гроздья, листья, ветки, цвет); б) описание других предметов на картине; в) фон картины, его роль.) — Посмотрите на доску, вот так озаглавила я. (презентация) — Что будем раскрывать в последнем пункте плана? (свои впечатления о картине) — Как озаглавим данный пункт плана? (Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?) — Как мы можем написать заключительную часть? О чем? — Посмотрите возможный вариант заключения. (презентация) — Итак, посмотрите: такой план у вас должен быть в тетрадях. (презентация) 1.Слово о художнике. 2. Описание картины: а) описание сирени (гроздья, листья, ветки, цвет); б) другие предметы на картине; в) фон картины, его роль. 3. Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает? Коммуникативные: умение в полной мере выражать свои мысли; умение слушать друг друга и учителя. Предметные: воспринимать на слух слова учителя, учащихся; создавать связные устные высказывания на составление плана; четко формулировать высказывания, контролировать свою речь.
5 Словарный диктант — Теперь, когда у нас готов план, мы с вами напишем небольшой словарный диктант. Я буду вам диктовать, а вы записывайте в тетрадях. — Натюрморт, живописец, репродукция, растение, душистое, облако, ароматный, благоухающий, запах, тяжёлые гроздья, лиловый, фиолетовый, пурпурный, сиреневый, розовый, темно – зеленый, жёлто – зеленый, веранда, оттенки, крошечные лепестки – звездочки, выражает, восхищение, настроение. — Посмотрите на доску, проверьте себя. (презентация) — Итак, ребята. Мы написали маленький словарный диктант. Для чего мы это сделали? (вспомнить правильность написания слов, чтобы при написании сочинения у нас не возникло трудности. Избежать ошибок при написании сочинения) Познавательные: применять орфографические знания при написании слов; преобразовывать информацию из устной формы в письменную; Предметные: писать под диктовку слова; видеть опасные места в словах; находить и исправлять орфографические ошибки.
6 Речевая подготовка текста — анализ картины — Ребята, скажите, какие слова можно использовать, чтобы рассказать о художнике? (автор картины, мастер кисти, певец русской природы) (презентация) — Какими глаголами можно записать живопись автора на холсте? Например: изобразил, написал. (изобразил, запечатлел, создал, воплотил, отразил, выразил, сумел передать (передаёт), воспел, воскресил, раскрывает, напоминает, изучает, воспроизводит, использует, добивается передачи, достигает, подчёркивает, стремится утвердить, поражает, вложил в картину) (презентация) — Посмотрите на доску, прочитайте, какие глаголы, запишите некоторые себе в тетрадь. — Как можно назвать картину в сочинении? (холст, натюрморт и т.д.) — Верно. — Какие мы можем использовать слова, чтобы охарактеризовать картину? (написана, отражает, воспроизводит, напоминает, раскрывает, даёт возможность (узнать), вызывает впечатление, передаёт ощущение (ветра, приближающейся весны и т. д.), вся пронизана (солнечным светом и т. д.), звучит как (гимн весне), доставляет зрителю (радость), пленяет, поражает, воспитывает, принадлежит к числу…) (презентация) — Посмотрите на репродукцию картины, скажите, какими словами можно описать натюрморт? (великолепный, красочный, насыщенный, благоухающий и т.д.) — Подберите оценочные прилагательные к слову натюрморт. (Красивый, прекрасный, превосходный, замечательный, чудный, чудесный, великолепный, живописный, изумительный, дивный, сказочный, незабываемый, бесподобный, прелестный, красочный и т.д.) — Подберите прилагательные для описания сирени, изображенной на картине. (Сирень яркая, насыщенная, лиловая, фиолетовая и т.д.) — Посмотрите на картину. — Чувствуется ли отношение художника к цветам в этом полотне? — Да, вы правы, равнодушный человек так бы не написал эти цветы; Кончаловский любуется сиренью, ему нравятся эти цветы… — Как выстроил художник свою картину? Что поместил в центре? (Сам букет; разноцветные грозди сирени.) — Какого цвета эти грозди? Что оттеняет их? (Сиреневые, лиловые, бледно-розовые, фиолетовые, белые; зелень листьев подчеркивает разные цвета сирени.) — Обратите внимание, что художник не выписывает каждый лепесток, а дает ветки широкими мазками. — Для него главное – передать свое впечатление от целого букета. — Какими словами можно описать ветки сирени? (Это крупные, свежие, тяжелые, роскошные, богатые кисти.) — Куда художник поместил букет? — Сирень в корзине, с трудом вмещается там; корзина из прутьев. — На каком фоне показана сирень? (Фон неяркий, желтовато-коричневый; он не отвлекает наше внимание от букета.) — Почему художник использовал именно эти оттенки для изображения фона? (чтобы не отвлекать от букета в корзине) — Что хотел сказать нам художник этой картиной? Какие чувства пробудить? (Он словно приглашает нас полюбоваться роскошью букета, разделить его восторг, восхититься красотой, которую дарит нам природа.) — У вас на партах лежат карточки с текстом, вам необходимо подобрать по смыслу слова и записать их вместо пропусков. На картине ______________ изображена __________ сирень. Букет занимает _________ место. Для ______ сирени художник выбирает _______ палитру цветов. В верхней части букета _______ лепестки – звездочки _______ ,_______, _______ цвета. В середине букета сирень ______ ,_______, ______. Пышные гроздья цветов обрамлены листьями. В тени они _______, справа, где света больше, _________. Букет стоит в простой ________ корзине. Фоном для _______ букета служит _______ стена веранды, которая подчеркивает _______ и _______ сирени. Корзина с цветами стоит на _______ полу. Художник кисти писал ________ с любовью, поэтому сирень, как живая, она _______ и дарит нам весеннее настроение. Познавательные: умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения; понимание поставленных учителем вопросов; формулирование проблемных вопросов Предметные: составлять грамотные речевые высказывания; составлять грамотно построенные предложения по картине; Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли; отвечать четко и ясно на поставленные вопросы; поддерживать диалог с учителем; умение контролировать свои действия на уроке
7.Обобщение — Итак, ребята, с каким художником мы сегодня познакомились? (П. Кончаловский) — Что вам запомнилось о его жизни и картинах? (Он написал более 1500 картин и очень любил писать натюрморты сирени) — Какие детали картины нужно описать? — Какие слова, выражения вы будете использовать в сочинении? — Как отредактировать текст сочинения?
8 Подведение итогов урока Как вы думаете, смогли ли мы осуществить подготовку к написанию сочинения? — Я думаю, сегодня мы хорошо постарались. — Выполнили мы поставленные задачи на уроке? — Какими же были наши задачи? Что мы сделали, что не успели? Почему? — Верно. Сегодня мы познакомились с П. Кончаловским и его картинами. Вспомнили, что такое натюрморт. Узнали, каким натюрмортам он отдавал особое предпочтение. Составили план написания сочинения. Проанализировали картину. — Я надеюсь, что вы напишите сочинение на хорошие оценки, так как мы сделали для этого очень хорошую подготовку. — Удачи вам в написании сочинения. Познавательные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: оценивание качества своей и общей учебной деятельности
8 Домашнее задание — Вам необходимо написать сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине» дома. — Всем спасибо. — Урок окончен.

Учитель: Методист:

Учитель года 2017. Урок русского языка. Герасимова Р.В.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: