Контроль знаний, навыков и умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.

Лекция 7

1. Контроль, его функции, требования к контролю.

2. Объекты контроля.

3. Виды, формы и способы контроля.

4. Тестовый контроль.

1. Контроль — это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения. (Щукин А.Н.)

Контроль позволяет:

1) преподавателю получить информацию: а) о результатах работы группы учащихся в целом и каждого учащегося в отдельности; б) о результатах своей работы (узнать, насколько эффективны приемы обучения, определить неудачи в работе, что позволяет внести изменения в программу обучения);

2) учащимся: а) повысить мотивацию в обучении, так как контроль свидетельствует об успехах или неудачах в работе; б) более прилежно учиться, вносить коррективы в свою учебную деятельность.

Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер: он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языком, для воспитания учащихся средствами иностранного языка.

На занятиях по языку принято выделять следующие функции контроля: диагностическую, обучающую, управляющую, корректирующую, стимулирующую, оценочную (Щукин А.Н. с.297).

Основными требованиями, предъявляемыми к контролю, являются его объективность, регулярность, дифференцированный характер, а также ясность и четкость формулировки контрольных заданий. (Щукин А.Н. с.298-300; Шатилов С.Ф. с. 148-149)

Еще одним требованием выступает соблюдение воспитательного воздействия оценки (Гез Н.И.,Шатилов С.Ф.).

2.Контроль на занятиях должен отражать специфику иностранного языка как учебного предмета. Поэтому контроль знаний системы языка не дает представления о практическом владении языком. Следовательно, ведущим объектом контроля на занятиях по языку являются речевые умения. Контроль же навыков выполнения действий и операций с языковым материалом при коммуникативном обучении должен быть направлен не столько на проверку знания лексических единиц и умение образовывать с их помощью грамматические формы, сколько на умение выполнять действия с ними при оформлении своих мыслей и понимании мыслей других людей, говорящих на изучаемом языке.

Главными объектами контроля на занятиях по языку являются: а) речевые навыки (уровень языковой компетенции); б) речевые умения (уровень коммуникативной компетенции); в) знания о стране изучаемого языка и образе жизни его носителей (социокультурная компетенция). (Щукин А.Н. с.309-315; Шатилов С.Ф. с. 149-150)

Языковая компетенция.Проверяются:

1) умение различать значение лексических единиц и их употребление в заданном контексте;

2) умение правильно использовать грамматические формы с учетом контекста и ситуации;

3) умение использовать структуру простого и сложного предложения в заданном контексте.

Коммуникативная компетенция.Проверяется способность пользоваться языком как средством общения в заданных программой ситуациях.

Социокультурная компетенция.Предусматривается проверка приобретенных знаний о стране изучаемого языка и поведении его носителей в различных ситуациях общения. В состав социокультурной компетенции входят страноведческая и лингво-страноведческая информации.

Социокультурные знания, навыки, умения проверяются на материале текстов и в ходе общения с учащимися с использованием тематики устно-речевого и письменного общения.

3.Различают предварительный, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля. (Щукин А.Н. с.297-298; Шатилов С.Ф. с. 150-151)

Цель предварительного контроля (или контроля готовности к овладению деятельностью) заключается в том, чтобы установить исходный уровень владения языком и присущие учащимся индивидуально-психологические качества, которые способствуют успешности обучения (память, внимание, интересы, общее развитие, склонности).

Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений.

Промежуточный контроль проводится по завершении изучения темы.

Итоговый контроль (контроль результатов учебной деятельности) направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце семестра, учебного года).

Формы контроля. Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным. Каждая из перечисленных форм может осуществляться устно или письменно. Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки (аспект языка — вид речевой деятельности) и вида контроля (итоговый, текущий). (Щукин А.Н. с.306-308; Шатилов С.Ф. с. 151-154)

Индивидуальный контрольсчитается наиболее объективным видом контроля, так как свидетельствует о достижениях каждого ученика. Поэтому он больше всего подходит для проверки уровня владения языком по окончании курса, т.е. в ходе итогового контроля.

Фронтальный контрольпротекает в форме беседы преподавателя со всеми учащимися группы, которые со своих мест отвечают на его вопросы. Может проводиться несколько раз в течение одного занятия.

Групповой контрольпроводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся группы.

Вариантом группового контроля является парный контроль, получивший распространение за последние годы. Учащиеся работают в паре, выполняя предложенное задание.

Способы контроля:

— традиционный;

— тестовый;

— самоконтроль;

— взаимоконтроль;

Тест – задание, имеющее специфическую организацию, которая позволяет всем учащимся работать одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение символами.

Самоконтроль – постоянная установка учащихся на сличение своей деятельности с заданной программой (эталоном).

Взаимоконтроль – вид контроля, направленный на взаимную проверку и оценку качества выполнения того или иного задания, которое предусматривает формирование навыков или развитие умений.

4.Отечественные методисты называют различные виды и формы тестовых заданий. Для использования в школьной практике в Республике Беларусь предлагаются различные варианты тестовых заданий: множественного выбора, тесты на перефразирование, открытые вопросы, клоуз-тесты, тесты на синонимы\антонимы, тесты-резюме, тесты с переводом и многие другие. Однако четкой видовой классификации тестов в современной отечественной методике не существует.

Наиболее распространенной классификацией в отечественной методике, на сегодняшний день, является классификация, предложенная Рапопорт И.А. и др. ( ИЯШ. 1989. № 6. С. 19-23).

Существует общая схема составления объективных тестовых заданий, которой необходимо руководствоваться при подготовке тестов: (УСРС)

1. определение целей тестирования;

2. анализ объектов тестирования;

3. анализ программного материала, который должен быть усвоен учащимися;

4. отбор материала;

5. анализ собранных типичных ошибок учащихся для использования их в качестве отвлекающих альтернатив;

6. составление тестовых заданий.

Объективные тесты, в целом, должны отвечать ряду требований (УСРС):

1. Обоснованность/валидность;

2. Надежность;

3. Простота в оценке и подсчете результатов;

4. Доступность;

5. Экономичность во времени.

(Щукин А.Н. с.301-306; Маслыко Е.А. с. 172-177; Шамов А.Н. с. 151-154)

Бурмагина Л.А.Методика инноязычного образования.Обучение аудированию


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: