Красные расстреляли кремль

Тьма нависла над Россией. Однако был еще свет во тьме. Гонения на Церковь еще только начинались. Православная Русь сплотилась на Поместном Соборе. Верующие были безоружны, они молились при обстреле Кремля, надеясь, что Бог все же сохранит русские храмы от полного уничтожения. Об этом рассказывает протоиерей Владислав Цыпин в своей книге История Русской Церкви 1917 -1997. В ночь штурма Кремля большевиками братия Чудова монастыря во главе со своим настоятелем епископом Серпуховским Арсением (Жадановским), вместе с митрополитом Петроградским Вениамином

и архиепископом Гродненским Михаилом собралась в церкви святого Гермогена, куда перенесены были мощи святителя Алексия, и молилась о том, чтобы Христос примирил убивающих друг друга. Ряды защитников Кремля редели с каждым часом, а иноки непрестанно молились об «убиенных во дни и в нощи». Как рассказывал на Соборе митрополит Вениамин, «когда после литургии и всенощного бдения мы собирались на молебен, за которым читалось

Евангелие со словами: Мир вам, то эти слова производили на нас особенно сильное

впечатление. Все исповедовались и причащались». На рассвете 3 ноября Кремль пал. Начались

аресты, расстрелы на месте и солдатский самосуд.

По благословению будущего Патриарха, митрополита Тихона, и Собора, епископ Камчатский Нестор вместе с духовенством и мирянами с трудом взяли пропуск у большевиков, чтобы обследовать повреждения храмов и монастырей Кремля. Вот как описывает Владыка Нестор это кровавое и печальное зрелище:

Но что сталось с нашим Кремлем?! Замолк рев артиллерийской пальбы, затих шум братоубийственной бойни, и из праха и дыма гражданской войны глядит он на нас, зияя ранами, разбитый, оскверненный, опозоренный Кремль — твердыня нашего духа, немой свидетель прежней нашей славы и настоящего позора, сложенный по кирпичу трудами поколений, залитый в каждом камне кровью его защитников, стоявший свыше полтысячи лет, переживший всякие непогоды и бури и павший ныне от руки своего же народа, который через полтысячи лет стал разрушать свои вековые святыни, покрыв ураганным огнем Кремлевские соборы, это диво дивное, восьмое чудо мира, привлекавшее к себе за тысячи верст толпы любопытных иностранцев, приезжавших в Москву подивиться на красоту Кремлевских соборов.

Пробраться в Кремль сейчас нет почти никакой возможности. С большими неприятностями и после длинной волокиты всяких хлопот нынешние правители Москвы выдают на небольшом обрывке бумаги с какими-то непонятными отметками — пропуск, который при посещении Кремля бесконечно проверяется часовыми. Виновники, в безумной ярости разрушавшие святыни, в ужасе затворили кремлевские ворота и скрыли Кремль от взоров, справедливо боясь народного гнева, который безусловно последовал бы, если бы толпы людей, с жадным любопытством устремившихся посмотреть свой Кремль после боя, пропустили бы внутрь, в его распавшееся каменное недро. Чувство невыразимой тоски поистине неизглаголанного горя охватывает вас при виде этих разрушений и ужаса, и чем вы углубляетесь дальше в осмотр поруганной святыни, тем эта боль становится сильнее и сильнее. С неподдающимся описанию волнением вы переступаете ограду на каменную площадь к великому Успенскому собору и видите огромные лужи крови с плавающими в ней человеческими мозгами. Следы крови чьей-то дерзкой ногой разнесены по всей этой площади.

Успенский собор

Успенский собор расстрелян. В главный его купол попал снаряд, разорвавшийся в семье его пяти глав, из коих кроме средней одна также попорчена. Пробоина в главном куполе размером в 3 аршина, а в поперечнике 1 и 1/2 арш. В барабане купола есть опасные трещины. От сильных ударов осколками снарядов в некоторых местах кирпичи выдвинулись внутрь собора, а на стенах барабана образовались трещины, но все это еще не исследовано архитекторами окончательно, еще не определено, излечимы ли и какими средствами эти страшные раны. Снаружи вся алтарная стена собора испещрена мелкими выбоинами от пуль и осколков снарядов. Таких следов на белокаменной облицовке насчитывается свыше 70. Да на северной стене 54 выбоины. Зеркальные стекла всюду в окнах выбиты или прострелены пулями. Одних только стекол перебито в соборе на 25.000 руб. Внутри Успенского собора разбросаны осколки разорвавшегося там шестидюймового снаряда и по солее и по собору разбросаны осколки белого камня, кирпича и щебня. Стенопись внутри храма в куполе попорчена, паникадила погнуты. Престол и Алтарь засыпаны разбитым стеклом, кирпичами и пылью. Гробница Св. Патриарха Ермогена тоже покрыта осколками камней и мусором. Такова мрачная картина разрушения и поругания нашей православно-русской святыни Великого Успенского собора — этой духовной твердыни и многократного возрождения и укрепления православно-русского благочестия даже во дни древних тяжелых лихолетий. И еще становится страшнее, когда вы узнаете, что эта всероссийская народная святыня расстреливалась по прицелу, по обдуманному плану. Расстрел всего этого происходил в ночь на 3 ноября, когда мир был уже заключен и господствовали большевики над Священным Кремлем. Последний ужасный удар по Кремлю приходился в 6 часов утра 3 ноября.

Православные! Не щемит ли ваше сердце зияющая перед вами эта черная рана твоей родной святыни, разбитая глава твоего великого собора? Не стыдно ли вам за вашу Родину? (Епископ Камчатский Нестор. Расстрел Кремля).

Вспомним и о последующей судьбе Кремля. Его храмы были закрыты для верущих. Сталин взорвал древний монастырь Чуда Архистратига Михаила, Вознесенский монастырь, Казанский собор. В настоящее время из всех храмов Кремля Церкви возвращен только лишь Казанский собор, который на пожертования верующих был востановлен в 1993 году. Мне доводилось посещать этот храм, вход туда свободный, службы каждый день, люди зажигают и ставят свечи на подсвечники, как и в других храмах. А что же Успенский собор? Архангельский собор? Эти соборы даже и в 2017 году все еще не переданы Церкви. Они именуются музеями. В них нет подсвечников и свечей. Людей пропускают по билетам за довольно круглую сумму. Патриарху разрешают служить в этих храмах несколько раз в год на праздники. Напомню, что в Успенском соборе покоятся русские митрополиты и Патриархи, в том числе святой Патриарх Гермоген. В Успенском соборе венчались на царство русские цари. Именно там, в алтаре Успенского собора, был помазан на царство и последний русский император-мученик, Николай Второй. В Архангельском соборе покоятся русские князья и цари. Там есть гробницы с мощами святого Димитрия Донского и благоверного царевича Димитрия Угличского. Если Исаакиевский собор в Петербурге был передан Церкви, то вопрос о соборах Кремля даже не поднимается. Хотели было принять на высшем уровне решение о восстановлении Чудова монастыря, но передумали. Было бы вполне разумно и оправдано вернуть Церкви Успенский, Благовещенский, Архангельский и другие соборы Кремля, восстановить Чудов и Вознесенский монастыри, вернуть икону Троицы преподобного Андрея Рублева, Владимирскую и Донскую иконы. Все это с помощью насилия отобрали в лихое время лихие люди. Пришло время собирать камни. Но вернемся в 1917 год.

Благоразумный и верующий остаток русских людей собрался в то лихое время на Собор, чтобы отстоять среди наступавший тьмы безбожия Православие. Могучим средством для защиты и укрепления Церкви называли восстановление Патриаршества. Митрополит Тихон был избран Патриархом 18 ноября 1917 года. Подробно рассказывает об этом протоиерей Владислав Цыпин в своей книги История Русской Церкви 1917- 1997: Во время праздничной литургии (4 декабря на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы) в кафедральном храме России совершилось настолование

Патриарха. После Трисвятого два первенствующих митрополита при пении «Аксиос» трижды

возвели нареченного Патриарха на патриаршее горнее место. Митрополит Владимир произнес при этом положенные по чину слова: «Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая и промышление всегда творяще о святых Своих Православных

Церквах, посаждает на престол святых первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена отца нашего Тихона, Святейшего Патриарха великого града Москвы и всея России во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Получив из рук митрополита Владимира жезл святого Петра, Патриарх Тихон сказал свое первое первосвятительское слово: «Устроением Промышления Божия мое вхождение в сей соборный

патриарший храм Пречистой Богоматери совпадает с всечестным праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Сотвори Захария вещь странну и всем удивительну, егда введе (Отроковицу) в самую внутреннюю скинию, во святая святых, сие же сотвори по таинственному Божиему научению. Дивно для всех и мое Божием устроением нынешнее вступление на

патриаршее место…

…Тяжкий крест Предстоятеля Церкви был принят Патриархом Тихоном в страшный год. Уже накануне его избрания, 13 ноября в Царском селе коммунисты осуществили кровавую расправу над священником Иоанном Кочуровым. Батюшка был назначен в Екатерининский собор Царского села в конце 1916, приехал туда с женой и пятью детьми. Вскоре разгорелись революционные события. В начале ноября 1917 года красные солдаты и матросы двинулись из Петрограда на Царское Село, стремясь вытеснить оттуда казачьи части. 12 ноября 1917 года большевики начали артиллерийский обстрел. Среди жителей началась паника, люди устремились в храмы. Священники соборов, в том числе отец Иоанн отслужили молебен о прекращении междоусобной брани и провели крестный ход.

13 ноября казаки оставили Царское Село, и его заняли красные. Священников арестовали. Отец Иоанн пытался протестовать, разъяснял своё участие в этих событиях. Однако коммунисты не стали его слушать. Они схватили отца Иоанна и поразили его по шпалам к аэродрому. Там они издевались над батюшкой, таскали его за волосы. После всех этих мучений отца Иоанна расстреляли. Это произошло 13 ноября 1917 года. В Русской Православной Церкви священномученик Иоанн Кочуров почитается как первомученик.

К сожалению, все русские сословия на разных этапах революции приложили руку к разрушению своего Русского Дома, Православной Империи. За это и пришёл на страну гнев Божий. Сегодня прежних сословий мы уже не видим. Их представители были физически истреблены почти полностью, многие эмигрировали. Фактически сегодня русские города и села населяют потомки крестьян царского времени. Но и это огромное сословие понесло страшные потери. Крестьян раскулачивали уже при Сталине и ссылали целыми семьями, обрекая на смерть. Если представителей духовенства, дворян, купечества ждали массовые расстрелы, то крестьян перемололи государственный грабежи и спецпоселения. Русские крестьяне как сословие мелких владельцев земли практически исчезли. Сегодня жители наших сел — это наемные сельхоз рабочие, есть небольшой процент фермеров. А ведь Россия была сельской страной и основу её составляло крестьянское население с патриархальным укладом и многодетным семьями. Возродится ли наше Отечество? Не будем умножать наших грехов. Не будем оправдывать преступный переворот октября 1917 и начавшиеся за тем преступления коммунистического режима. Нам надо помнить всех русских людей, ставших жертвами этого красного маховика. И святого мученика царя Николая Александровича, и его жену, святую царицу Александру Федоровну и пятерых детей, и расстрелянных царских офицеров, и замученных священников, и раскулаченных, ограбленных крестьян, наших русских предков. Они молятся за нас Богу.

Галина Сиротинская

Расстрел Московского Кремля в 1917-м


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: