Кризис церкви, папства, католицизма.

КУЛЬТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕФОРМАЦИИ

Другим крупнейшим феноменом переходной эпохи является Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление).

Кризис церкви, папства, католицизма.

Католическая церковь присвоила себе роль посредника между Богом и верующими, утверждая, что голос простого мирянина не может быть услышан Богом иначе, как при посредстве церкви. Чтобы обратиться к Всевышнему, простой католик должен был прежде всего внести пожертвование в пользу церкви, которая, в свою очередь, брала на себя миссию ходатайствовать за него перед Господом. Т.о., церковь узурпировала право прямого обращения к Богу, лишив этого права всех прочих верующих.

Кроме того, церковь до предела формализовала отношения мирян с Богом. Опираясь на догмат о чистилище, которое занимает якобы промежуточное положение между адом и раем, церковь создала учение о запасе добрых дел. Согласно этому догмату, в чистилище попадают души мирян, не получивших при жизни отпущения грехов, но все же не совершивших так называемых смертных грехов. Срок пребывания грешной души в чистилище тем короче, чем больше грехов было отпущено ей в земной жизни. Церковь же располагает запасом богоугодных дел, совершенных Иисусом, Богоматерью и святыми и которых в совокупности достаточно для искупления всех прошлых, настоящих и будущих грехов человечества. Церковь, будучи наместником Бога на земле, уполномочена распоряжаться этим запасом по своему усмотрению, распределяя его между теми, кто особенно в этом нуждается и кто особенно угоден церкви. На этой основе широкое распространение получила практика торговли индульгенциями – папскими грамотами, свидетельствующими об отпущении грехов. Были разработаны и специальные таблицы, где каждая форма греха имела свой денежный эквивалент. Получалось, что спасение души в вечной жизни можно было купить еще в этой жизни по сходной цене. Отпущение грехов мог произвести любой священник, т.к. институт священства автоматически выделял их среди всех христиан. Каноническая процедура любого таинства сама по себе распространяет благодать, невзирая на лица. Это означало, что сколь ни порочен священник лично, он все равно творит волю Божью, если при этом соблюдается необходимый литургический церемониал. Тем самым религиозная жизнь оказалась сведена к соблюдению формальных установлений, а чистой и искренней вере практически не оставалось места.

В то же время реальная клерикальная практика резко контрастировала с провозглашенной церковью миссией посредника между Богом и людьми. Простые люди видели, что церковь открыто занимается стяжательством, ведя колоссальные поборы в свою пользу, продавая и покупая ведущие церковные должности; прикрываясь именем Бога, она стала олицетворением великого множества разнообразных пороков, включая и прямое богохульство. Верующие все чаще убеждались в том, что спасение их душ находится в руках ничтожных и низких людей. Авторитет церкви и священства неуклонно падал.

Так же неуклонно снижался авторитет и главы католической церкви – папы Римского. Правда, еще в XIII в. папская власть находилась на вершине своего могущества, сильно потеснив светскую власть. Однако уже это таило в себе опасность будущего кризиса. Силясь увеличить всеми способами свой внешний престиж, папы все чаще прибегали к обычным мирским средствам давления на светские круги, включая крупных дворян и государей. Стремясь к централизации христианско-католического мира, папы не заметили нарождения новой для Европы тенденции к национальному самоопределению во всех вопросах, включая религиозные, к высвобождению от власти единой церкви и, как следствие, к росту авторитета светской (королевской, государственной) власти.

Уже в следующем, XIV веке, папство пережило тяжелейший кризис, когда светская власть нанесла папству серьезный удар, заставив папу Климента V перенести резиденцию из Рима в Авиньон (так наз. Авиньонский плен, длившийся 70 лет) и фактически утерять контроль над государями Европы. Вскоре после этого в церкви возник раскол, т.к. избранный римским народом папа Урбан VI (итальянец по происхождению) утвердился в Риме, тогда как избранный кардиналами папа Климент VII поселился в Авиньоне. И тот и другой упражнялись в обвинениях друг друга в недостойном поведении и даже в ереси. Попытки решить проблему путем ограничения власти пап и усиления власти Вселенского Собора также терпели неудачи. Так, Пизанский собор 1409 г., низложивший обоих пап и избравший своего папу, Александра V, только ухудшил общую ситуацию, поскольку ни тот, ни другой не признали решений Собора, и у католиков появилось уже не два, а три папы. Этот кризис папства не могло предупредить и то, что многие из высших клириков были людьми вполне высоких нравственных качеств и религиозных убеждений. Тем более сильный удар по папскому авторитету наносили люди, чей нравственный облик был весьма далек от совершенства (об аморальном поведении папы Александра VI Борджиа и других высших должностных лиц католической церкви уже говорилось).

Приведенные факты говорят о глубоком кризисе всего католицизма, который явно нуждался в кардинальном обновлении.

Попытки обновления католицизма изнутри отмечаются еще в XIII в., когда были образованы нищенствующие монашеские ордена – францисканский орден миноритов (основан умбрийским монахом св. Франциском Ассизским) и доминиканский орден (основан испанским монахом св. Домиником). Эти ордена проповедовали отказ от мирских богатств, добровольное нищенство (жизнь подаянием), неподдельное сострадание к грешникам, смирение.

Другие попытки исходили из образованной богословской, профессорской среды, особенно авторитетной в Англии (Джон Уиклиф), Чехии (Ян Гус) и Германии (Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен, Иоганн Рейхлин). В своих произведениях и устных выступлениях они, часто выступая с позиций гуманизма, критиковали церковь, клир, сам католицизм, за что многие из них подвергались преследованиям и даже были сожжены на кострах (Гус, Иероним Пражский).

Однако главную роль в кардинальном обновлении западноевропейского христианства пришлось сыграть таким деятелям церкви, как Мартин Лютер и Томас Мюнцер (Германия), Ульрих Цвингли и Жан Кальвин (Швейцария). Именно с ними и связывают феномен Реформации.

Раскол христианской церкви (рус.) История средних веков.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: