Кто же одержит верх? восстановится ли гармония и единство или восторжествует неполнота и частичность?

Лекция I

Две цивилизации Египет и Месопотамии совершенно особым образом связаны и друг с другом, контакты были издревле, и непосредственно связаны с Израилем. Дело в том, что Египет постоянно спускается Израиль, от Авраама до Христа, и обучается премудрости египетской. А Месопотамия, та область которая расположена между реками (???? ???????) Тигр и Евфрат, это родина Авраама. И евреи никто иные как жители Месопотамии, восточные семиты. В еврейских молитвах, особенно в молитве о гостеприимстве, так и говорится, что ты сам был безродным арамеем и тебя Господь вывел и дал землю обетованную. А арамеи это как раз восточные семиты. И при этом судьба богоизбранного народа не заканчивается самим исходом Авраама из Ура Халдейского откуда он родом, она во многом и дальше связана с Месопотамией, например вавилонское пленение, когда вновь еврейский народ Северное царство уводится в Ассирию, а потом Иудея уводится в Вавилонское царство. И в этом есть не только исторически очень важный знак, но и мистический, еврейский народ не исполнивший своего предназначения вновь возвращается в то лоно, из которого он когда-то вышел. Он вышел из Месопотамии, должен был служить Богу и родить мессию, но он не служил Богу и поэтому не родил тогда мессию, и поэтому возвращается обратно в то лоно из которого был взят. Это потом повторится в вопросе который задаёт Христу один из учителей Израиля о том, разве может человек вернуться в то лоно из которого он вышел? Так вот израильский народ вновь вошёл в лоно своей матери и вышел из этого лона через 70 лет.

Так что Месопотамия это тоже область для христианина важная. И из Ура Халдейского Авраам вынес не только своё естество, но и знания, представления, убеждения. Поэтому какие представления имел Авраам до призвания его Богом, и которые постепенно дополнялись и надстраивались можно понять из изучения месопотамской религии.

Но религия Месопотамии имеет очень много общего с религией Древнего Египта, поэтому некоторые категории и египетские реалии практически параллельны месопотамским. Хотя между Месопотамией и Египтом есть и большие различия. Это различия заключаются в том, что месопотамские письменные памятники (а письменность в Месопотамии появляется одновременно с египетской или даже чуть раньше) это не литургические (богослужебные) памятники, литургических месопотамских памятников сохранилось очень мало. Основные памятники письменности, которые до нас дошли это памятники эпические: сказания, предания, мифы, упражнения учеников в письме и многообразные законы. Литургический пласт конечно же был, на него есть тысячи намёков, но он не записывался, его не доверяли вообще письму. В этом смысле Египет уникален, он открыл нам самое средоточие древней веры, Месопотамия только рассказывает о вере, но не открывает саму веру.

Второе отличие, это то что в Египте нет законодательных памятников, а в Месопотамии даже с начала третьего тысячелетия изобилует правовыми документами, и наиболее крупные из них это Законы Хаммурапи, но есть и намного более ранние. Это говорит о многом. Дело в том, что писаный закон появляется всегда тогда, когда неписаный закон постепенно исчезает из сердца человека. Когда человек и общество в целом живёт по закону написанному на «платяных скрижалях сердца», тогда писаный закон не нужен, и отдельные нарушители закона судятся по совести всего сообщества. Когда же священный обычай деградирует, когда люди начинают спорить что хорошо и что плохо, тогда возникает кодифицированное право. Соответственно можно сказать, что Месопотамия дальше отошла, больше забыла закон чем Египет, и поэтому он стал запечатлеваться в памятниках письменности. В Египте было исключительное почитание Маат, но правовых кодексов не было.

Третья особенность Месопотамии, хоть и внешнего свойства, но тоже очень важная, это та что Египет всё своё историческое время был единым государством и распадался на провинции только в периоды смут, но потом всегда вновь соединялся. Месопотамия напротив, практически всю свою историю не была единым государством, а была совокупностью государств, конгломератом самоуправляющихся городов, подобно греческим городам-государствам классического периода. Временами Месопотамия объединялась в межгородские союзы и отдельные государства (Вавилония, Ассирия), но лишь на короткие периоды времени одна страна завоёвывала всю Месопотамию и становилась единственным государством в Месопотамии, и царь становился «царём четырёх сторон света», то есть владыкой всего мира. Обычно же этого не было. Но это тоже очень важно, это стремление народа к единству, понимание того что распавшееся состояние – неправильное состояние, это ощущение было в Египте, но его не было в Месопотамии. Это говорит о том, что для Египта политическое было зеркалом небесного, один Бог на небе – один царь на земле, а в Месопотамии не было, небесное далеко не полностью и далеко не адекватно отражалось в земном. И то что мыслилось как политическое в Египте, в Месопотамии в значительно большей степени мыслилось как индивидуальное, личное, человек должен был быть отражением божественного, но не общество, не государство. Это священное государство, которое в Египте существовало до конца даже при греческих царях, где царь был Гором, в Месопотамии древнейший царь тоже был божественным лицом, но это очень быстро утратилось. И после первого переходного периода, который был в Месопотамии в то же самое время когда и в Египте (в конце третьего тысячелетия до Р.Х.), месопотамский царь уже не называется богом. Только не которые жреческие тексты, продолжая древнюю традицию, продолжают именовать царя богом в ритуале, царь продолжает действовать в некоторых аспектах ритуала как божественное лицо, но в быту он уже не бог, в отличие от Египта. То что учёные называют «демократизацией» ритуала, а точнее будет сказать «либерализация», то что каждый воспринимал себя царём, в Египте это всегда было, но сохранялась при этом идея священного царя как совершителя священнодействия, а в Месопотамии это довольно быстро исчезло.

Наконец для Египта было очень важным посмертное сохранение человека, сохранение телесности человека, создание гробницы как дома вечной жизни. В Месопотамии это тоже было, но быстро исчезло, и после первого переходного периода этого уже не было, и гробниц подобных египетским в Месопотамии не стоят, хоронили просто. То есть представление о вечности было иным. Генри Френкворт в своей книге «Царственность и боги» дал один хороший образ. Он сказал, что если бы воскрес сейчас древний египтянин, он был бы очень доволен, потому что всё то что он делал сохраняется, он мечтал построить вечные гробницы и стоят до сих пор пирамиды. Арнольд Тойнби писал, что может не будет человечества, которое погибнет в вихре ядерной войны, а пирамиды всё так же будут стоять. То есть египтянин добился вечности, его письмена написаны на стенах и они читаются. И в этом смысле желание египтянина создать себе памятник вечный совершилось. Если бы воскрес житель Месопотамии он тоже был бы удовлетворён, но прямо противоположно. От его городов и храмов ничего не осталось, только глиняные холмы, так как постройки были из необожженного кирпича. Он бы увидел, что от письменности Месопотамии, от её памятников, от её древних ритуалов ничего не осталось. И он бы тоже был этому рад, потому что он считал, что эти вещи совершенно не должны читать люди, которые в них не посвящены, тайны небе и земли, которые знали жители Месопотамии, они не желали открывать непосвященным. Так что каждая культура добилась того, что она искала, одна вечности, а другая безвестности и полного забвения. Если Египет всегда был известен и в средние века и в Новое Время, его памятники привлекали внимание арабов, европейцев, упоминаются в тысячах описаний, то Месопотамия была полностью забыта. На территории Багдадского халифата ни Вавилона, ни Ниневии не знали, оставались только какие-то холмы, какие-то черепки, странные значки (клинопись) и ничего больше. Только с середины XIX-го века именно европейцы, задавшиеся целью найти, когда началась эпоха романтизма и эпоха поиска древних государств, тогда в первую очередь англичане отправились копать в Месопотамию и нашли сначала Ниневию, потом Вавилон, позже города Нижней Месопотамии, нашли все города упоминавшиеся в Библии, нашли имена царей, нашли их библиотеки, которые тоже сгорели, но поскольку писали на глиняных табличках, то они обожглись, и поэтому стали неразрушимыми кирпичами. Это две культуры, в чём-то очень похожие, находившиеся в постоянном контакте, первые две династии Египта имеют очень сильное влияние Месопотамии, но в то же время это две очень разные культуры, между ними как межу двумя полюсами, которые показывают, что нельзя стричь человечество «под одну гребёнку», что каждая культура ценна сама по себе. То что мы не ценим другие народы, не понимаем что другие типы культур не похожи на наши это тоже ценность, в этом наша большая ошибка, потому что так же как Господь творит каждого человека непохожим на другого, Он так же творит каждый народ не похожим на другого, и в этом-то и весь смысл цивилизации, что в теле Божьем разные органы, и разные народы выполняют разные функции, но все они одинаково нужные.

Так вот между этими двумя органами древней цивилизации и рождается Израиль, еврейский народ и Ветхий Завет. Эта культура безусловно впитала в себя энергию двух этих великих цивилизаций, и вне их, без них она бы никогда не возникла. Бог как опытный мастер использует только превосходные материалы, чтобы творить Свои произведения. И культуры Египта и Месопотамии такими материалами и являются. Но обращение к этим материалам уже от изделия всегда рассматривалось как грех, то есть когда евреи стремились подражать месопотамской или египетской религии, это было уже то что не нужно. Но исходно две эти культуры были очень важны, и без них не возникла бы ветхозаветная, а соответственно и христианская культура. И учёные ясно видят и в Ветхом Завете, и в поведении еврейского народа массу черт, которые воссоединяют и с Египтом откуда он вышел из рабства, и с Месопотамией откуда он родом. Например, когда Исаак судится с Лаваном за стада и жён, тогда он судится по законам Хаммурапи. Другой пример, Авраам покинул Ур и пошёл в Харан, и это не случайно, потому что это города побратимы. А для граждан городов побратимов все правовые преимущества собственных граждан на них распространяются. Поэтому человек из Ура, который был бесправен в других городах Месопотамии, в Харане был полноправным гражданином, он был под защитой местного закона полностью, как собственный гражданин. Поэтому Авраам отправился из Ура именно в Харан, а городами побратимами они были потому что в них Бог почитался в одном и том же лице лунного бога Сина.

Месопотамская традиция это традиция очень древняя, далеко уходящая за пределы письменности. Месопотамия – это восточное крыло, так называемого «плодородного полумесяца», западное крыло это Палестина, потом Сирия, Южная Турция. Это один из первых районов где начинается земледелие, где начинается то, что называется «неолитической революцией». Первые стационарные поселения в Месопотамии датируются седьмым тысячелетием до Р. Х. в долинах Ассирии.

Географически Месопотамия разделяется на три зоны:

1. Южная Месопотамия – на арамейском языке это Шумер;

2. Средняя Месопотамия – Аккад;

3. Северная Месопотамия – Ашур или Ассирия.

В историческое время в Месопотамии проживают два народа. Помимо уже упомянутых восточных семитов, в Месопотамии жил и другой народ. Шумер была населена таинственным народом, которых мы называем шумерийцы, а сами они себя называли кенгир, это народ неизвестной нам языковой группы, и язык этого народа нам абсолютно не понятен. Считается, что их язык не имеет аналогов, возможно лишь, что он подобен языку индской цивилизации (расположенной на реке Инд), но которая была полностью уничтожена арийским нашествием 1500 – 1300 гг. до Р. Х., когда индоарии пришли в Индию. Но если я язык последних мы вообще не знаем, то шумерский язык мы прочитать можем, но только потому что у нас есть масса параллельных текстов и словарей аккадского и шумерского языка. Шумеры полностью исчезают как отдельный народ после первого переходного периода, то есть уже со второго тысячелетия до Р. Х. шумеров как отдельного народа уже нет. Авраам выходит из Ура Халдейского как раз в первый переходный период, в период смуты. Но шумерский язык живёт в семитской Месопотамии до конца язычества, до христианизации Месопотамии. И происходит это потому что он являлся священным языком, так же как для католичества до II Ватиканского собора священным языком была латынь, так же как для мусульман священным языком является только арабский, так же точно для Месопотамии священным языком был шумерский. И благодаря этому удалось изучить этот язык, что очень важно, так как древнейшие памятники письменности все на шумерском языке. Памятники на семитских языках появляются только в конце третьего тысячелетия до Р. Х. Таким образом, Месопотамия разделена и культурно, она двуязычна.

Первые поселения на севере возникли в седьмом тысячелетии до Р. Х., а на юге – в шестом тысячелетии. Это поселения начинались с храмов. Создание храмов предшествовало созданию городов. То есть первоначально строится храм, а вокруг него постепенно возникает город. Археологи знают случаи, когда города возникали там где потом образовалась пустыня. И оказывается, что люди в них приходили, там были временные жилища вокруг постоянного храма. Примерно так же как в Иерусалим приходили евреи в период празднования и жили там в кущах и гостиницах, а потом расходились. Но Иерусалим был городом, но когда-то были только храмы в Месопотамии и в сущности иерусалимский храм повторяет эту традицию, когда люди приходили на время священнодействий, на время жертвоприношений, на время празднеств. То есть всё начиналось со священного храма. Постепенно как и всюду вокруг этих священных участков стали формироваться постоянные города, и постоянные городские поселения как раз датируются шестым тысячелетием.

Уже в пятом тысячелетии до Р. Х., так называемая халавская культура (северная Месопотамия) и убейдская культура (южная Месопотамия) представляют из себя уже городские поселения, в которых вокруг храма присутствует постоянное население, люди занимаются земледелием и скотоводством. Но так же как и в древнейшей еврейской традиции скотоводство считается предпочтительнее чем земледелие. И если вспомнить, то Авель был скотоводом, а Каин земледельцем, так что в этом есть рефлексия позднего времени. Очень похожий текст есть и в Месопотамии в учебном тексте о споре земледельца и скотовода, который воспроизводит древний миф, это спор ха невесту, когда два молодых человека хотят получить руку и сердце молодой девушки. И каждый предлагает свои дары и убеждает, что его профессия лучше. В итоге девушка выбирает скотовода, потому что его профессия более «престижная». И это не случайно, потому что земледелие появляется позже в Месопотамии и связано именно с городами. Пока люди жили отдельно, а храмы были отдельно, в это время люди в основном занимались скотоводством, но когда люди стали жить осёдло они стали заниматься земледелием.

Самый древний шумерский письменный памятник, это храмовый архив города Урука. Кстати, ур переводится как «город», и Иерусалим тоже образован от этого корня ур шалом – «город мира». Так вот в архиве Урука, который считается древнейшим собранием письменных текстов в мире, присутствуют следующие записи: стоит имя после которого идёт указание к приношениям. Например, «Минту – четыре барана», «Гирсу – три мешка ячменного зерна». Считается, что это деловей текст, но на самом деле поскольку это хранилось в храмовом хранилище, по всей видимости это поминальные списки, то есть это имена тех, кого надо поминать и то что за это заплачено. С этого начинается письменность Месопотамии, а первые религиозные письменные тексты это плачи о своих грехах и восхваления богов. И это тоже важная особенность Месопотамии в сравнении с Египтом. В Египте на греховной природа человека египтянин мало останавливается, он говорит о человеке правогласном, то есть покаянный момент мало свойственен египтянам. А для древнейшего шумера, и потом это останется в Месопотамии, как раз покаянное чувство, чувство собственной вины и грехов было очень распространено. Из Месопотамии до нас дошёл целый цикл текстов, которые называются Теодицеи, то есть божественные оправдания, смысл которой объяснить почему страдает праведник. И вот как раз эти Вавилонские Теодицеи посвящены этой теме страданий праведником. То есть это ощущение своего греха и того что даже праведник должен страдать это особенность месопотамского сознания, которое намного в большей степени чем египетское размышляет над некачественностью и испорченностью человека. В Египте тема грехопадения совершенно не развита, в же Месопотамии идея падшести человека очень развита.

Исследователи древнейших шумерских текстов довольно давно заметили одну вещь, которую хорошо высказал Мирча Элиаде: «В начале своей истории шумерская религия уже оказывается древней. Можно с уверенностью сказать, что тексты открытые до настоящего времени и исследованные являются фрагментарными и исключительно трудными для понимания и интерпретации. Однако уже из этой небольшой информации, которую мы можем из них почерпнуть, мы можем понять, что религиозная традиция, которую они отражают находится в периоде упадка». То есть к моменту письменности относится не рассвет и не полнота, а уже упадок древнейшей религиозной традиции. И поскольку литургические тексты до нас не дошли, которые очень стабильные и консервативные, а другие тексты (предания, эпос) меняются быстрее, то естественно, что они доносят до нас уже только фрагменты и обрывки древнего знания.

Центром месопотамской жизни являлся храм, вокруг которого складывался город. Месопотамский храм, в отличие от храма египетского, это в первую очередь гора, это то что называется экур или в греческой форме зиккурат. Но гора эта рукотворная. Дело в том, что в самой долине Тигра и Евфрата гор нет. Ещё одной особенностью были разливы. В Египте каждый год в одно и то же время разливался Нил и жизнь египтянина была ритмичной, только экстраординарные события меняли этот ритм, а в Месопотамии было не так, реки в отличие от Нила текли с севера на юг, кроме того были дожди, и из-за того, что Тигр и Евфрат питались водами в Северной Турции, где часты бури из-за этого засухи разливы били очень обычным явлением. Для Месопотамии описание голода или описание разлива это довольно обычное явление. Это повлияло и на психологию человека.

Столицей Шумера, но не главным городом государства, а главным городом союза городов, был Ниппур, но каждый город был отдельным государством в котором был свой князь – эн – «господин». И в Месопотамии в отличие от Египта не было того, что мы называем абсолютная монархия, поэтому её не было и в Израиле. Эн был князем, но городом управляло народное собрание, как в Греции, и при этом вопросы решались голосованием по принципу большинства. Функции князя были двояки, с одной стороны он был главой исполнительной власти, он командовал войском, наблюдал за благоустройством, исполнял решения народного собрания, но с другой стороны он был священной фигурой, он был священным лицом через которого осуществлялось посредничество с миром богов, то есть он был участником священнодействия. Но в политической сфере его власть не была абсолютной. И в связи с этим известно много конфликтов. Датский учёный Торкильд Якобсен называет систему шумерского государства «древней демократией». Несмотря на то что в Израиле была царская власть, эта власть была совсем не такая какой мы привыкли её видеть, то есть это была не абсолютная власть, а сохранялось народное собрание с которым царь должен был считаться.

Когда стали раскапывать библиотеку Ашшурбанопала, то нашли таблички в которых рассказывается о всемирном потопе. И то что описывается в Библии буквально слово в слово повторяет то, что написано в этих табличках. Но действительно, для Месопотамии потоп это определённо рубеж. Сейчас известны ещё шумерские таблички с хронологией царей, древние списки царей. Но аналогия на этом кончается. От сотворения мира до потопа по Библии прошло совсем немного времени, а по шумерским табличкам до потопа протекло 456000 лет государственности, до есть даже не от сотворения мира. И все эти династии перечислены и названы, но цари в них живут по 800-900 лет. Это указывает, что все возрасты от сотворения мира, это большая условность. Но если мы учтём, что все эти перечисленные цари жили столько же сколько и сейчас, то можно предположить, что просто была иная система летоисчисления, и если принять за год лунный месяц, то все эти тысячелетние возрасты становятся нормальными. Но тогда получается, что до потопа государственность существовала примерно 40000 лет. Но как бы там ни было, после потопа также идут эти невероятные возрасты, но постепенно возраст людей уменьшается. И если первая династия Урука (12 царей) – 2310 лет, вторая династия (4 царя) – 177 лет, то есть уже постепенно приближается к современным цифрам. Точно так же и в Библии есть три разных хронологических исчисления, первое – это исчисление до Ноя, второе – это исчисление до бегства в Египет, и после выхода из Египта идёт уже наше возрастное исчисление.

Ранний династический, шумерский период продолжается примерно до 2300-го года до Р. Х., то есть до первого переходного периода.

Далее следует первое возвышение Аккада, уже семитского государства. И Саргон является наиболее известным царём Аккада, который впервые создал большое государство, соединив Шумер и Аккад, и присвоил себе титул «царь Шумера и Аккада» или «царь всех черноголовых», а когда завоёвывали очень много то говорили «царь четырёх сторон света».

После этого в самом конце второго тысячелетия, то есть когда уже завершается первый переходный период, появляется третья династия Ура, это последняя шумерская государственность в Месопотамии. Он этой династии до нас дошло очень много, в частности гробницы из которых известно, что люди добровольно умирали вместе с царями чтобы быть с ними в вечности. Эта династия сменяется семитскими династиями.

Около 1600-го года до Р. Х. происходит касситское вторжение в Месопотамию, вторжение кочевых племён. Месопотамская государственность разрушается. Примерно через 150 лет Вавилония восстанавливается, и постепенно начинает возвышаться Ассирия, Северное Царство, которое постепенно подчиняет себе Вавилонию. Ассирия становится главным государством Переднего Востока и даже завоёвывает Египет.

Падение Ассирии, падение Ниневии это примерно 612 год до Р. Х. Ниневия завоёвывается Мидийским царством. После этого возникает новое Вавилонское царство, и происходит короткий рассвет Вавилонского царства. Но в 539 году Вавилония завоёвывается персами.

Главным городом Месопотамии был Вавилон, который в переводе звучит «Врата богов» — баб элон. Древнее название Вавилона – баб илу – «врата Бога». На шумерском языке Вавилон назывался ка денгир – «земля Бога». Главной святыней Вавилона был храм Эсагила («Дом Высоких») – это огромная семиярусная ступенчатая башня. Она похожа на пирамиду, но если в египетских пирамидах хоронили царей, что было тоже образом святилища, но в основе святилища было тело святого царя, то в месопотамской пирамиде никого не хоронили, а в ней был храм, а на её вершине устраивался гепар, то есть брачный покой где совершался священный брак царя и жрицы, которая изображала богиню неба Инанну, что должно было знаменовать соединение неба и земли, соединение божественного и человеческого. Вторым храмом Вавилона был Этеменанки («Дом основания неба и земли»), то есть это храм который соединял небо и землю, а рядом с Вавилоном находился третий очень важный храм, который назывался Эзида («Дом вечности»). Шумер постепенно деградирует и Вавилон становится священной столицей Месопотамии, но в последние века перед Рождеством Христовым, уже когда Месопотамия находилась в составе Персидского царства, в это время в Шумере опять начинают возводиться храмы, то есть культура пытается вернуться к своему началу. И в это время возводятся новые огромные храмы, которые сохранились до нашего времени, но шумеры всё равно уже слились с семитами.

Письменность Месопотамии это клинопись. Она возникла случайно, изначально жители Месопотамии писали рисунчатым письмом, то есть иероглифами, но ни писали не на камне, а на глиняных табличках. А на сырой глине удобнее выдавливать чем прорисовывать, и поэтому стали выдавливать треугольной палочкой. Отсюда и возникла клинопись, которая есть набор выдавливаний палочкой. А когда уже потом по примеру Египта стали выбивать надписи на камне, то уже никто никаких рисунков делать не умел. И клинопись перешла в буквенное письмо, в арамейском языке клинопись использовалась как буквы, и то кубическое письмо, которое известно как письмо еврейского народа, оно в своём основании тоже имеет клинопись. И по целому ряду филологических моментов учёные предполагают, что Пятикнижие Моисеево было записано когда-то месопотамской клинописью.

Лекция II

Если взглянуть на религию Месопотамии, то сразу бросается в глаза иной язык и иное склонение чем в Египте, и причина тут отчасти и в состоянии религиозных умов, но главная причина в том, что от Месопотамии до нас дошёл иной круг текстов, поэтому мы представляем религию Месопотамии как сумму сказаний, а не как богослужебную истину. Если говорить христианским языком, то от Месопотамии до нас дошли в основном апокрифические тексты. И это делает месопотамскую религию чем-то средним между религией Египта, строгий монотеизм которой утверждается тысячекратно, и религией языческой Греции, строгий политеизм которой нам прекрасно известен.

Если уж речь идёт о многобожии, то появляется желание узнать как оно устроено, то есть проследить родственные линии богов, но этого сделать невозможно потому что для Месопотамии родственный отношения богов не есть реальные человеческие отношения, а есть отношения вторичного и первичного, отношения связи, отношения единства, поэтому один и тот же бог может называться сыном многих богов, одна и та же пара может быть в одном месте супругами, а в другом совсем ими не быть. Это зависит от того какую задачу выполняет то или иное предание, когда предание выполняет задачу подчеркнуть единство, подчеркнуть происхождение какой-то сущности от каких-то других, она эти сущности называет матерью, отцом происшедшей от них, когда речь идёт о чём-то другом, то эти сущности выступают в совершенно другом виде. То есть наши человеческие представления об отношениях являются лишь символом для Месопотамии, которые привлекаются лишь когда это нужно.

Наконец, древнейшие месопотамские тексты, тексты шумеров дошли до нас в неполном, фрагментарном виде, часто в переводах уже на семитические языки или в воспроизведениях семитских авторов через много веков после их написания на шумерском языке. Поэтому грамматические правила не всегда соблюдаются и мы не всегда адекватно понимаем тот или иной текст. Кроме того, так как тексты были написаны на глиняных табличках, которые могли разбиться и попасть в разные части света, то и тексты написанные на них очень сложно соединить воедино.

Но из всего этого не следует, что месопотамская религия это некий абсурд. Многие очень видные исследователи говорили о том, что месопотамская культура создана наивными, глупыми и мало что понимающими людьми. Например крупнейший переводчик и исследователь шумерских текстов Н. Крамер воспринимал шумерскую религию как набор абсурдов или банальностей, в своей книге он пишет «От морального и интеллектуально тупика шумеров спасало то, что многие вопросы неизбежно возникающие на нашем уровне мышления наверняка никогда не приходили им в голову».Но на самом деле можно смело сказать, что их видение многих вопросов было намного глубже нашего видения, и именно поэтому мы его не понимаем. Тот же Лео Опенхайм в книге «Древняя Месопотамия» назвал главу о месопотамской религии Почему мы не можем понять религию древней Месопотамии. И он говорит, что наш ментальный аппарат абсолютно другой, поэтому мы не сможем понять то, во что верили жители Месопотамии. Но и это не верно, потому что необходимо понимать что так же точно, как например в области медицины человек стремится к здоровью и поэтому современный врач читая о методах медицины эпохи Египта в общих чертах понимает о чём идёт речь, так же точно и хотя наш религиозный мир имеет иной бытовой повседневный опят чем опыт Древней Месопотамии, цели остались те же самые, потому Бог вечно один и тот же и смерть, и спасение те же самые. И поэтому если мы в бытовых вещах, которые сильно изменяются, можем понять древнего человека, то тем более мы его можем понять в области религии, потому что мир божественный абсолютен и вечен, и вопрос только в степени его видения, в степени приближения к нему человека, а это зависит от состояния сердца, и здесь современный учёный возможно дальше отстоит чем автор древнего текста от объекта своего религиозного опыта. Ближе Крамера к пониманию глубины и значения месопотамской религии находится Т. Якобсен и его книга «Сокровища тьмы». Он пишет: «Убеждение в творческом могуществе слова лежит в основе всей месопотамской религиозной литературы. Влияние этой идеи наиболее явственно ощущалось в ранний период и выражалось по-разному, поскольку слово использовалось как в ритуалах так и в дидактических и развлекательных целях». То есть древний житель Месопотамии руководствовался идеей, что слово имеет абсолютную силу и абсолютное могущество. Что это означает для Месопотамии?

Это означает, что мир вещей и явлений вторичен относительно слова, а мир слова естественно это мир производный от мира идей. Это говорит о двух вещах. С одной стороны это говорит о том, что мир явлений и вещей творится словом, а с другой стороны восхождение к источнику слова возможно только словом, возможно только в молитве, возможно только в призвании. Соответственно человек творит и себя, и своё бытие тоже словом.

Когда мы переходим непосредственно к шумерским религиозным представлениям, то надо заметить, что в основе этих представлений лежит категория сути каждой вещи. Боги – обладатели сутей вещей, которые они даруют творя мир. Эта суть вещи обозначается словом ме, которое на шумерском языке есть производное отглагольное существительное от глагола «быть». Есть такой древний (XXVII в. до Р. Х.) список древних божественных имён, то есть это эпитеты Бога в Себе, до того как Бог стал создателем мира, до того как Бог явил себя как небо, в этом списке божественных имён одно из имён это «Господин всех ме» — Энмешарра, то есть Бог владеет всеми сутями. Какие же эти сути? Их перечисляется больше ста, они видимо идут по значимости.

Первое ме – это верховная власть над всем мирозданием, это качество Бога.

Второе ме – это власть богов.

Третье ме – это возвышенная и вечная корона, венец. То есть это то что означает владычество.

Четвёртое ме – это царский трон.

Пятое ме – это скипетр.

Шестое ме – это иные знаки царской власти.

Седьмое ме – это возвышенное святилище, зиккурат.

Восьмое ме – это власть пастыря.

Девятое ме – царская власть.

Даль идут жреческие должности, потом придворные должности, силы (старейшинство, героизм), чувства (прямота, честность), ремёсла, музыкальные инструменты и умение на них играть и т.д. То есть это вся совокупность человеческого и божественного мира, то есть мира человеческого и божественного в том смысле в каком он развёрнут в человеке. Потому что верховная власть (первое ме) – это власть над миром, и в этом смысле ме для человека значимо как то, что имеет отношение к нему. Эта возможность обладания сущностями это и есть в конечном счёте власть, тот кто обладает сущностями обладает властью. Тот кто обладает одной сущностью, тот обладает властью над тем чьей сущностью она является, например если человек обладает сущностью игры на арфе, то он обладает властью над арфой. Но и эту сущность ему даёт обладатель всеми сущностями. Но тот кто обладает всеми сущностями, тот обладает властью над всем мирозданием, а тот кто обладает властью, тот соответственно и создал это мироздание. В этом можно видеть ещё палеолитическое убеждение в том, что отношение между человеком и Богом, это как отношение между создателем и обладателем сил и созданным и получающим эти силы как дар. Так в месопотамском представлении о человеке, хотя оно и похоже на египетское, но акценты все поставлены противоположно. Если в Египте подчёркивается божественное существо человека, что человек это лишь гость в мире творения, который изшёл из вечности и возвращается в неё, то для Месопотамии главное это пребывание человека на земле, где он раб богов. И так же как раб получает от своего господина указания и орудия и еду чтобы иметь силы для его исполнения, так же и человек получает от Бога различные ме. Человек – исполнитель воли богов, и получает ме для того чтобы служить богам. Это особенность месопотамского мировоззрения поэтому ме очень важная категория в смысле не только того, что это суть, но для человека это ещё и долг, исполнение того на что даются эти сути – это долг человека. Если человек исполняет хорошо, то это хорошо, а если он исполняет плохо, то это грех.

Такое понимание что человек это раб богов ознаменовано и поэтикой Месопотамии относительно богов. Не случайно в позднюю эпоху халдеи были звездочеты, и «маги», которые пришли по звёздам узнав по ним о рождении Христа. То есть знание звёзд это особенность Месопотамии, они по звёздам предсказывали судьбу, волю богов. А начиналось всё с того, что божества на земле воспринимались как звёзды, то есть боги иконографически были как звёзды, это светила, это небесные вещи. Почему так? Потому что звёзды бесконечно удалены от людей, без звёзд человеческая жизнь невозможна, они определяют времена года, солнце даёт свет и тепло. Однако солнце не находится во главе месопотамского пантеона, в отличие от Египта. Но главное что звёзды бесконечно далеки и они определяют судьбу. И соответственно по расположению звёзд эту судьбу можно понять.

Как соотнести судьбу и свободу человека?

ПРЯТКИ НА КАРТЕ ВВЕРХ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: