Культура штрихованной керамики

Культура штрихованной керамики занимала территорию Восточной Литвы, Юго-Восточной Латвии, Северо-Западной и Центральной Белоруссии. Свое название эта культура получила по своеобразному приему обработки декора внешней поверхности горшков: их поверхность покрыта штрихами, которые наносились пучком соломы или специальным штампом по сырой глине. Штриховка, как правило, беспорядочная, однако, все же можно уловить вертикальную или диагональную направленность.

Культура существовала очень длительное время. Литовские археологи датируют наиболее ранние памятники концом III — начало I тыс. до н.э. На территории Белоруссии они возникают чуть позднее, не ранее начала I тыс. до н.э., но и то только на самом крайнем северо-западе. Исчезновение культуры штриховой керамики находится на середине V в. до н.э.

Впервые памятники культуры штриховой керамики были исследованы в конце XIX — нач.XX вв. Покровским, Крживицким, Каширским и др. археологами. Однако, впервые их выделил в самостоятельную группу в конце 20-х начале 30-х гг. известный белорусский археолог А.Н. Левданский. Наиболее интенсивные исследования памятников культуры штрихованной керамики в Белоруссии были проведены уже после войны, и основная заслуга в этом принадлежит А.Г. Митрофанову.

Своеобразие культуры штрихованной керамики состоит в том, что она известна только по поселениям. Погребальные памятники до сих пор не обнаружены. Основным типом поселений были городища, селища встречаются значительно реже и относятся в основном к позднему этапу культуры. Городища, как правило, устраивались в естественно защищенных местах: на мысах, или отдельно стоящих холмах-останцах. На раннем этапе культуры городища были слабо укреплены. Они обычно имели деревянную ограду по периметру площадки, склоны холма или мыса нередко подрезались для придания им большей крутизны. В дальнейшем, начиная с середины I тыс. до н.э. появляются земляные валы и рвы, а в конце I тыс. до н.э. — в начале I тыс. н.э. появляется ряд городищ с очень мощной системой укреплений, состоящей из нескольких рядов земляных валов и рвов, и деревянных защитных укреплений на гребнях валов.

В отличие от милоградской культуры, укрепленные поселения культуры штрихованной керамики значительно меньше. Их площадь обычно колеблется в пределах 0,1-0,5 га. Жилые постройки располагались по периметру площадки, вдоль внутреннего склона вала. При этом центральная часть оставалась незастроенной и могла использоваться для содержания скота, культовых и общественных целей. Только одно городище, Меалышки, было застроено, по-видимому, целиком. На нем дома располагались правильными рядами по несколько домов в каждом.

Поселения культуры штрихованной керамики дают многообразие типов жилых построек. Наиболее типичным был многокамерный дом столбовой конструкции. Такие постройки выявлены на городищах Васильковка, Кащеличи, Збаровичи, Лабенщина. В Малышках каждый дом делился на 4 примерно одинаковых секции, каждая из которых отапливалась очагом, выложенным из камней и глины.(Рис.). Пазы в бревенчатых стенах для удержания тепла обмазывались глиной. Все постройки в Малышках погибли в пожаре и развалы глиняной обмазки позволили достаточно четко проследить планировку жилищ. (Рис.). Многокамерный дом в Вязынке, также обнаруженный А.Г. Митрофановым имел близкую планировку с малышкинскими постройками, но в то же время отличался от них некоторыми признаками. Так, например, здесь уже была применена срубная конструкция возведения стен. Сам дом подразделялся на 3, а не на ; секции.

В I в.н.э. в южных районах культуры появляются срубные полуземлянки. Такие постройки выявлены на городище Мысли в Копыльском р-не. Полуземлянки располагались по краю площадки в линию. Их площади колебались в пределах 13-25 кв.м. Жилища отапливались каменными очагами. Срубные полуземлянки в целом не типичны для культуры штрихованной керамики, и их появление здесь связано скорей всего с сильным влиянием носителей зарубинецкой культуры.(Рис.). Наиболее характерной чертой культуры является глиняная посуда. Почти для всего тыс. н.э. были характерны горшки двух форм: баночные и слабопрофилированные, покрытые штриховкой. На слабопрофильных горшках иногда встречается орнаментация в виде ямочных вдавлений, нанесенных на шейке. В конце I тыс. до н.э. слабопрофилированные сосуды исчезают, количество баночных резко сокращается, а основной формой становятся ребристые горшки, у которых верхняя часть обычно заглажена, а от ребра и ниже покрыта штриховкой. Ряд горшков орнаментирован ямочными вдавлениями и защипами, нанесенным на ребре. Иногда ямки составляют композиции в виде треугольников. На гладкой части горшка встречается также узор, образованный прочерченными линиями.(Рис).

Большая часть I тыс. до н.э., по сути дела, в культуре штрихованной керамики приходится на эпоху бронзы, поскольку в это время основной инвентарь изготовлялся из камня, кости и рога. В северо-западных р-нах Белоруссии и особенно в Литве частой находкой являются шлифованные долотовидные и сверленые топоры. Однако, подавляющая часть инвентаря и оружия была изготовлена из кости. Предметы вооружения представлены наконечниками стрел различных форм, наконечниками копий, сделанных из трубчатых костей. Из кости изготовлялись и кинжалы, но они встречаются только в северо-западных районах культуры. Помимо оружия кость служила ведущим материалом для изготовления подавляющего большинства орудий труда. Это кочедыки, острия, проколки, шильца, иглы, долота, ножи, тупики и даже топоры. Встречаются также костяные гарпуны и крючки. Из костей изготавливали многочисленные рукоятки, булавки разнообразных форм, подвески, бусины, амулеты.(Рис.)

Широкое распространение железных изделий начинается только ближе к концу I тыс. до н.э. И этот процесс по времени, по-видимому, совпал со сменой форм глиняной посуды. На смену каменным топорам и бронзовым кельтам, известным на городищах Литвы, приходят железные топоры и кельты. Собственно, топоры относятся к так называемому прибалтийскому типу, а кельты с прямоугольной втулкой, скорей всего, имеют южное происхождение, так как совершенно аналогичные находки имеются в древностях зарубинецкой культуры.(Рис) Широко представлены в культуре штрихованной керамике ножи. Наиболее ранние экземпляры имели горбатую спинку, позднее — прямую. Частой находкой на поселениях являются серпы и жатвенные ножи, которые, в отличие от южных были черешковыми. В конце I тыс. до н.э. костяное оружие также уступает место железному. Преобладает оружие ближнего боя: наконечники копий и двушинные дротики, также имеющие прямые аналоги в зарубинецкой культуре. Наконечники стрел, за исключением одной находки на городище в г.п. Городище Барановичского р-на не известны. Уникальной находкой является также костяная орнаментированная рукоять от кинжала, найденная в Ивани Слуцкого района.(Рис.)

Начиная с III в. н.э. среди носителей культуры штрихованной керамики появляются конные воины, о чем можно судить по находкам на ряде городищ железных шпор. Разнообразны поздние украшения племен культуры штрихованной керамики. Достаточно редкими являются фибулы различных типов: прогнутые , сильно профилированные западных типов, гладчатая, подковообразные зарубинецкие. Поясной набор представлен поясными пряжками. Широкое распространение у носителей культуры штрихованной керамики имели посоховидные булавки, очковидные, трапецевидные и прочие подвески, кольца, браслеты. На большей части ареала типичные глиняные бусины, однако, в южных районах (Ивань, Мысли) найдено много стеклянных бус: золоченые и монохромные, которые поступали сюда с юга через посредничество зарубинецких племен.(Рис.)

Разнообразны изделия из глины. Средин наиболее выразительны пряслица — уплощенные кружки с разнообразными видами орнаментации, связанной с солярной символикой: лучи, концентрические окружности, кресты и т.д. Частой находкой являются остатки бронзолитейного производства: тигли, льячки, реже глиняные формы. Обычны на поселении грузики дьякова типа, лепешкообразные грузила для рыболовных сетей.(Рис.)

Находки из камня в поздних отложениях редки. Это в основном зернотерки, сделанные из крупных валунных камней.(Рис.) Хозяйство носителей культуры штрихованной керамики уже с самого начала носило преимущественно производящий характер. Обилие каменных топоров, а потом и железных в сочетании с др. признаками позволяет утверждать, что земледелие было подсечным. Судя по находкам обугленных зерен (Банцеровщина, Збаровичи), выращивали пшеницу, рожь, просо, бобы, горох, вику. Важное значение имело и животноводство. Уже на ранних поселениях культуры кости домашних животных преобладают над дикими. Остеологические материалы показывают, что население разводило крупный рогатый скот, свиней, лошадей, овец. Несколько особняком стоит городище Ивань. На этом поселении высок удельный вес мелкого рогатого скота, а большая степень концентрации пряслиц в сочетании с этим признаком позволяет сказать предположение о возможном наличии здесь центра прядения и ткачества. Охота, хотя и играла второстепенную роль, но все же являлась существенным источником пополнения мяса и пушнины. Установлено, что носители культуры штрихованной керамики охотились на тура, зубра, благородного оленя, кабана, лося , медведя, бобра, зайца, куницу и др. животных.

Среди домашних ремесел на раннем этапе ведущую роль играла обработка кости и рога, а также камня. Несмотря на отсутствие собственных источников сырья. у носителей культуры штрихованной керамики довольно рано получило развитие бронзолитейное дело. Так, например, в Северо-Восточной Литве Большое Наркунайское городище уже в первой половине I тыс. до н.э. было крупным центром бронзолитейного производства, сохранявшим свои традиции вплоть до первых веков н.э. Здесь были найдены бронзолитейная печь и многочисленные литейные формы кельтов милоградского типа. Впрочем, остатки бронзолитейного производства в виде тиглей, льячек, реже литейных форм, обычны для большинства городищ. В конце I тыс. до н.э. — начало I тыс. н.э. среди домашних ремесел доминирующим становится черная металлургия и металлообработка. Кричный металл получали в печах-домницах, остатки которых найдены на городищах Кащеличи, Кимия, Лабенщина, Свидно и др. Металлографический анализ железных находок, проведенный М.Ф. Гуриным, показал, что простейшие орудия труда и бытовые изделия (шилья, иглы) изготовлялись из кричного железа путем свободной ковки. Для более сложных орудий труда (серпы) были характерны такие приемы как пакетирование заготовок или наклеп лезвия.

Племена культуры штрихованной керамики на всем протяжении своего существования находились на стадии развитого патриарахата. Что же касается религиозных представлений, то они мало чем отличались от культовых взглядов, характерны для большинства племен лесной зоны. В первую очередь они были связаны с обожествлением сил природы, что можно судить по солярной символике в орнаментации пряслиц и гладких горшков. С культом солнца тесно связан культ огня, изображавший в виде крестов. По-видимому, достаточно широкое распространение имел и культ медведя, о чем можно судить по многочисленным амулетам и фаланг этого животного.

Вопрос о происхождении культуры штрихованной керамики остается до сих пор открытым. Все дело в том, что эпоха бронзы на этой территории практически не изучена. В настоящее время наиболее предпочтительным кажется предположение о формировании культуры штрихованной керамики на основе местных позднеолитических неманской и поздненарвской культур с активным участием носителей культуры штрихованной керамики.

Что касается этнической интерпретации носителей культуры штрихованной керамики, то большинство исследователей относят их к восточным балтам. Однако, в последнее время среди петербургских исследователей (Д.А. Мачинский, В.А. Лебедев, В.А. Булкин) активно разрабатывается гипотеза, согласно которой носители культуры штрихованной керамики были предками славян. Однако, это утверждение достаточно спорно. Данные гидронимики и археологии больше свидетельствуют в пользу балтской принадлежности “штриховиков”.

К середине V в. н.э. культура штрихованной керамики прекращает свое существование. На смену ей в Литве приходит культура восточно-литовских курганов, а на территории Белоруссии остатки “штриховиков” были ассимилированы пришедшими с востока носителями банцеровской культуры.

Разведопрос: Клим Жуков о ДНК-генеалогии Анатолия Клёсова


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: