Лекции по методике развития речи.

Тема: «Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте».

Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах детского сада, она начинается значительно раньше.

Уже во второй младшей группе формируется умение слушать звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».

В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определения, т.е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений в речевых играх. Знакомят с тем, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности. Обращают внимание на длительность звучание слов (короткие, длинные). У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (ррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

В старшей группеучат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый, согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.

В подготовительной группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей письму и чтению. К концу года дети должны: научиться читать со скоростью 30-40 слов в минуту, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.

Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строем слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению грамоты.

Содержание работы по подготовке к обучению грамоте:

— ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

— ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы речи;

— ознакомление со словесным составом предложения: деление предложения на слова и составление из слов 2-4 предложений;

— ознакомление со слоговым строением слова: членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

— ознакомление со звуковым строем слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысло-различительной роли фонемы.

Ознакомление со словом.

При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

С термином «Слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звуко произношению, обогащению словаря. Выражение «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово…… правильно» и другие часто используются педагогом. В старшей и подготовительной к школе группах ( а не по некоторым рекомендациям со второй половины года в средней) проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово».

С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разнообразные предметы и игрушки, их свойства и качества. Представление о слове закрепляются в разнообразных словарных упражнениях на словообразование. Они помогают ребенку обратить внимание на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие).

С понятием «слово» можно знакомить детей средствами художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль. Рекомендованы следующие произведения: сказка братьев Гримм «Горшок каши», русскую народную сказку «По щучьему велению», «Айболит», «Жил на свете человек…» К. Чуковского, «Волшебное слово» В. Осеевой, «Игра в слова» А. Барто, «Подскажите словечко» Е. Серовой, «О словах разнообразных, одинаковых и разных Я. Козловского.

С этой же целью используются игры, в которых игровые действия определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот». В формулировках заданий к упражнениям воспитатель употребляет слово: «Подбери слово, близкое по значению слову радостный. Скажи слово противоположное по смыслу слову грустный» и т.д.

Для сравнения рекомендуется произнести какое-либо звукосочетание (ыл, ра), спросить детей, понятно ли, что оно обозначает. Затем пояснить: «Это не слово, а просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет смысл, имеет значение.

Таким образом у детей воспитывается внимание к слову, они практическим путем усваивают значение слова, воспринимают его как самостоятельную единицу речи, правильно используют в своей речи.

Теория и методика развития речи


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: