Лекция 13. современные концепции художественного образования школьников

Концепция образовательной области «Искусство» Б.П.Юсова[187]

В решении вопросов общеобразовательного значения искусства и его преподавания в массовой школе, пересекаются два ряда проблем. Одна группа проблем связана с реализацией общеобразовательной роли искусства в школе, другая – это художественное образование школьников вообще. Важно установить объем предложения, которое может ожидать от школы ученик, его семья и общество в целом, и чего сверх этого ожидания общество и семья требовать не могут. Все остальное семья и социальные институты должны делать сами или другими, внешкольными средствами и путями.

В 60-е гг. В России и за рубежом (А. Моль, Ю.М. Лотман, М.С. Каган) бытовали концепции «мозаичности» культуры человека, которая складывается в основном, из фрагментарно выхваченных сведений по телевидению, радио, из случайно прочитанного репортажа, бесед с приятелями и т.д.

Некоторые социологи культуры, наоборот, обнаружили прямую зависимость вкуса и художественных предпочтений школьников от школьного урока и образованности учителя (Ю.У. Фохт-Бабушкин). Школьный урок выступает камертоном, который настраивает весь механизм художественных представлений ребенка.

Другая группа считала, что массовому ребенку не нужно то, что необходимо способному. Школьная программа, по мнению Б.П.Юсова, сводилась к тщательно просеянным «основам» чтения, письма и счета, к умению читать в традициях эпохи «ликвидации неграмотности» и это считалось правильным вплоть до 70-х.

Сегодня подобный набор тенденций отражают дополнительное образование и внешкольные учреждения. Велика роль учреждений культуры – детских музыкальных и художественных школ, работы с учащимися при музеях, специальные школы-интернаты для одаренных к искусству детей и т.п. Но перечень внеурочных видов занятий и учреждений сегодня, согласно статистике, охватывает 0,5-1,5% детей, а более 98% учащихся массовой школы остаются вне их влияния, однако процент детей, попадавших в сферу деятельности этих учреждений, в СССР достигал 11-17%, а в отдельных школах крупных городов – до 35%.

Главной проблемой современной Концепции образования выступает массовое преподавание искусства в общеобразовательной школе, художественно-творческое воспитание и развитие всех российских школьников, независимо от их одаренности.

С другой стороны сегодня важно наметить практические направления деятельности распорядительных структур. За последние годы расширение работы с учащимися в области культуры стало заметным признаком обновления общего среднего образования. Можно обозначить эту область практики массовой школы как Образовательную область «Культура», говорить о культурологическом подходе к преподаванию искусства в целом на базе отдельных предметов художественного цикла. Однако эти идеи мало коснулись массовой школы и сферы педагогического мышления на самом высоком уровне.

Современная школа и педагогическая наука как будто не замечают, что за последнее время искусство, вся сфера мировой культуры коренным образом преобразились по всем параметрам сенсорных и технологических систем. Коренным образом изменилось всё мироощущение, осознание творческих возможностей человека и человечества, изменились все виды искусства, а также самосознание людей, с точки зрения возможности участия в культурном процессе и в художественной деятельности.

Отделение образования и культуры РАО разрабатывает различные варианты приложения учебных программ культурологического порядка (музейного дела, музыкального образования, языка и литературы).

На современном этапе слово «культура» вышло в круг популярных: математическая культура, экономическая культура, рыночная культура, экологическая культура… Понятие «Культура» обозначает высший, качественно характерный слой духовного, художественного, научного, технологического и нравственного явления. Б.П.Юсов отмечает, что понятия «образованный» и «культурный» человек ранее были синонимами. Однако функционально-прагматический, узко-информационный подход привел к отрыву знания от участия в формировании духовных сторон личности, становым хребтом которых выступает культура, что привело к разрыву образования и культуры.

Представленная Б.П.Юсовым[188] концепция образовательной области «Искусство» и области «Культура» базируется на их соединении с научно-гуманитарными основами образования:

  • ноосферными представлениями (В.И.Вернадский, Тейяр де Шарден) участием человеческого разума в глобальных природно-геологических процессах;
  • «экологией культуры» (Д.С. Лихачев) – как культурной средой формирования ребенка, с глобальным природным, биолого-генетическим комплексом (Н.И.Вавилов);
  • духовными основами математики (И.Р. Шифаревич);
  • формированием национально-особенного «образа мира» (Г.Д. Гачев);
  • духовно-социальной напряженностью поиска научной и художественной истины, единой для науки и искусства (Н.И.Тимофеев-Ресовский, Д.Гранин, Г.Д.Гачев, А.Ф.Лосев, П.А.Флоренский).

Центральным понятием культуры является категория «образа», единая как концептуальное и психологическое основание для научной и художественной деятельности (В.П.Зинченко), в той же мере, как искусство является стержнем и формообразующим фактором и всеобщим языком культуры. Формы и содержание языков искусства выражают в общепонятном, духовно и личностно значимом виде языки наук, технологий и гуманитарно-исторических представлений человечества. По мнению Б.П.Юсова,[189] образно-символическое мышление как предмет образовательной области «Искусство» должно быть поставлено над привычной для психологии триадой: наглядно-действенное решение задачи, словено-развернутое суждение, свернутое внутриумственное понятие-знак (П.Я.Гальперин, Н.Н.Поддъяков). Образовательная область «Искусство» должна быть выделена в особую и равнозначную область общего образования.

Вопрос альтернативности сферы культуры для будущего человечества был поставлен в конце XIX — начале XX века: «Красота спасет мир» (Ф.М.Достоевский) и «Мир через культуру» (Н.К.Рерих). Каждая эпоха культуры оставляет после себя образцы общечеловеческой классики, очищенные от хлама течением веков. Применительно к образованию, сегодня принято говорить о диалоге культур, диалогической модели личности (М.М.Бахтин), страноведческом подходе к изучению языков (академик В.Г.Костомаров).

Ключевое понятие современной культуры и искусства – «синтез», взаимодействие, интеграция разных видов искусства, разных уровней мышления, культурного пространства при непременном отделении реального от действительного (культурных ценностей).

«Живое искусство» понимается в современной концепции Б.П.Юсова в двух планах:

  • общение с «живыми» носителями культуры — живым звучанием, красками, движениями, речью, спектаклями, фильмами, музыкальными инструментами, исполнителями и др.;
  • непосредственное участие детей в разнообразных видах художественно-творческой деятельности на уроках и в семье, в противоположность словесно-демонстрационным и лекционно-иллюстративным методам.

Из тезиса «живое искусство» проистекают два характерных педагогических признака концепции образовательной области «Искусство»:

  • акцент перемещается с профессионально-искусствоведческого содержания занятия на собственную творческую деятельность школьника (Б.П. Юсов);
  • интегрированный и полихудожественный подход к преподаванию искусства, признание художественной природы единой для всех видов искусства и способности каждого ребенка к занятиям всеми видами художественно-творческой деятельности, с опирой на природную полихудожественность (многоязычие) ребенка.

Виды искусства выступают в данной концепции как модули единого художественного пространства образовательной области «Искусство», доминируя поочередно и в блоках по мере продвижения от младших к средним и старшим классам (Ю.У.Фохт-Бабушкин, М.С.Каган, М.Я.Зись, П.А.Флоренский, Л.С.Выготский).

В данной концепции поставлен акцент на детскую инициативу не только в практическом плане, но и в усвоении художественного наследия путем преображения достижений культуры в стимул саморазвития, через творческие усилия самих детей.

Таким образом, основные направления модернизации Образовательной области «Искусство» (или «Культура») как раздела общего образования, которые, по мнению Б.П.Юсова,[190] следует включить в современную концепцию искусства в школе:

  1. Соединение с научно-естественными и гуманитарными основами образования, ноосферными представлениями, экологией человека и культуры, с формированием «образа мира», общечеловеческими основами культуры, едиными процессом поиска истины в научном и художественном творчестве.
  2. Центральным для Образовательной области «Искусство» выступает не логика информации, а понятие образа как психологическое основание искусства и формообразующего фактора культуры. Образно-символическое мышление выступает как высшее в иерархическом отношении к информационным, понятийным, словесно-знаковым и наглядно-действенным формам предметного мышления.
  3. Культура должна быть выделена в особую область образования, так как культура обладает собственными законами, не всегда совпадающими с законами, установленными в естественно-математических науках; особым временем, структурой, геометрией пространства, материальным разрешением.
  4. Образовательная область «Искусство» должна включать все виды художественной деятельности, представленной в многогранной культурной жизни общества, к участию в которой готовит детей общеобразовательная школа.
  5. Единая природа всех видов искусства и их интеграция.
  6. Основой художественного образования выступает общение с носителями культуры.
  7. Основой художественного-творческого развития личности должно быть «живое искусство»; живое звучание, живые краски, движение, речь детей, звучащий музыкальный инструмент, живые произведения искусства.
  8. Акцент занятий должен приходиться на развитие художественно-творческой деятельности школьников.
  9. Единая природа всех видов искусства выдвигает как ведущую педагогическую стратегию их интеграцию, полихудожественный подход к развитию ребенка в искусстве.
  10. Чередование виды искусства меняется в процессе школьного образования по модульной системе, в зависимости от доминирующего в определенном возрасте вида художественной деятельности и интересов учащихся.

Можно решить вопросы распределения культурных потоков и культурогенных факторов по школьным возрастам.

Концепция художественного образования школьников предусматривает наглядно-словесное и практическое знакомство, воображаемые путешествия по регионам и к памятникам культуры и природной среды, как это существует в реальной культурной жизни общества и в жизни каждого ребенка, от возраста к возрасту.

Б.П.Юсов утверждает, что необходимость такого широкого подхода обусловлена мощным общеразвивающим воздействием процесса усвоения художественной культуры на духовное, умственное, нравственное и физическое развитие школьников, подчеркивая особенно борьбу за духовное и нравственное здоровье народа, за культуру как народообразующий фактор.

В современной концепции образовательной области «Искусство» необходимо:

  • определить новые условия в соответствии с современным этапом духовного развития человечества,
  • воспитывать в школе людей новой, современной культуры, устранив препятствия, вызванные бедностью, отсталостью, а так же закостенелым консерватизмом образовательных систем и традиций.

Б.П.Юсов[191] определил основные направления педагогической работы по искусству:

  • умение учащихся воспринимать искусство на уровне образа, прочитывать художественный образ произведения;
  • умение детей посильно создавать художественный образ в собственной творческой деятельности, (индивидуально и коллективно).

Это правило применимо к формированию художественной культуры учащихся:

1) понимание культурогенных факторов и процессов общечеловеческой и национальной культуры;

2) участие в поддержании, создании и совершенствовании культуры общества, а также, главное, — своей собственной культуры путем работы над собой.

Концепцией всеобщего художественного воспитания предусмотрены два принципа:

1. Блочное и модульное сочетание видов искусств, в соответствии с доминированием видов художественного мышления школьников на трех основных ступенях образования (в начальном, среднем и старшем звеньях).

2. Гибкое сочетание разных видов искусств с внеклассными и специализированными формами художественного образования школьников.

Б.П.Юсов[192] определил цель художественного образования — формирование художественной культуры учащихся, что предполагает:

  • умение ценить и понимать прекрасное в природе, в продуктах физического, умственного, духовного и художественного труда людей;
  • умение пользоваться плодами культурного развития человечества и собственного народа;
  • умение посильно участвовать в процессах поддержания и обновления общественной культуры;
  • совершенствование учениками своей личности путем художественного общения и собственного художественного творчества в различных видах искусства,
  • участия в культурной жизни школы, страны и мира.

Формирование художественной культуры включает:

  • умение понимать, ценить и пользоваться плодами культур (богатствами природы и искусственными, рукотворными природными комплексами, музеями, библиотеками, музыкой, театром);
  • умение посильно участвовать в поддержании, развитии и совершенствовании культуры человечества через развитие самого себя путем художественного общения со взрослыми и сверстниками, с произведениями искусства, а также путем собственного участия в художественном творчестве.

Подведя итог, Б.П.Юсов[193] определил четыре составляющих процесса формирования культуры учащихся:

  • необходимость понимать культуру;
  • опираться, на её богатства для своего развития;
  • поддерживать и совершенствовать культуру путем активного участия в культурогенных процессах, через собственное художественное творчество;

l совершенствование своей личности в культуре.

Первые три элемента этого определения традиционны, за исключением понятия «культура», которое прежде раскрывалось через понятия «эстетическое» и «художественное» воспитание. Понятия эти часто трактовались созерцательно как сублимация детьми того, что достигнуто философской эстетикой, профессиональными искусством и отраслями искусствознания. До сих пор задача блока «Культура» для школы трактуется через понятие «памяти»: возрождение культурной памяти, воскрешение забытых национальных традиций и памятников.

Однако культура всегда нацелена в будущее, на совершенствование людей и жизни, устранение нынешних пороков, на перенесение будущего в настоящее и даже в прошлое человечества. Искусство, по мнению Б.П.Юсова, это «будущее, перенесенное в настоящее». Содержание школьных программ следует определять через носители культуры: полотна, скульптуру, книги, музыку, библиотеки, театры, музеи, архивы, парки и ансамбли, центры культуры древних и живых народов, через жизнь и творчество творцов, а не через усвоение терминов и понятий эстетики и искусствознания.

Главным в определении Б.П.Юсова является не потребление культуры, а собственные усилия ученика по совершенствованию им своей личности и собственного художественного творчества. Из объекта культурогенных процессов ученик становится их субъектом, предметом, в то время как раньше предметом выступало окружающее ребенка профессиональное культурное пространство, художественная среда, потребление чужого искусства и приобщение к нему. Важным и новым является приобщение школьника к культуре через его собственное художественное творчество в процессе усвоения культурного наследия, а также саморазвитие, внимание к своему художественному и духовному росту и не только в искусстве. Богатства национальной и мировой культуры должны быть преображены, переплавлены через собственные усилия детей.

Задачами начальной ступени образование являются:

  • раскрытие сенсорной сферы ребенка, умение видеть и чувствовать цвет, звучание, умение двигаться, учитывая пространство действия, тела своего и партнера;
  • знание основных виды художественной деятельности, их особенности, умение включиться в работу и завершить её продуктивно;
  • развитие воображения ребенка;
  • умение сочетать имеющиеся в распоряжении средства и возможности, инструменты для достижения задачи работы,
  • умение взаимодействовать в коллективной деятельности;
  • уметь воспринимать разные виды произведений искусства на основе полученных представлений о сфере культуры,
  • понимание связи искусства с окружающим миром и значения художественной деятельности в жизни людей и труде.
  • Критическими для младшего возраста являются:
  • работа с цветом (до 9 лет);
  • фонетикой слова и речи (до 10 — 12 лет);
  • развитие двигательной сферы и ориентировки в пространстве;
  • освоение формы и объема в лепке и конструировании;
  • техника работы различными материалами и инструментами искусства.

В среднем звене школы акцент в общеобразовательных задачах приходится на:

  • развитие самостоятельности работы;
  • коллективное развитие замысла работы во взаимодействии со сверстниками;
  • особое внимание приходится на качество результата, продукта, технику и технологию процесса;
  • умение пользоваться сведениями об искусстве;
  • умение пользоваться носителями и источниками сведений о культуре и искусстве — журналами, книгами, библиотекой, видеолентами, музейными собраниями;
  • развитие собственное художественное творчество подростка, переход к замыслу и программе деятельности, процессу.

Критическими для среднего возраста являются:

  • качество конечного результата (при неудаче и низком уровне результата происходит отход от деятельности);
  • признание сверстников;
  • пространственно-пластическое и композиционное мышление и их воплощение в деятельности;
  • иллюзорное и метафорическое выражение замысла;
  • формирование устойчивого интереса к искусству, культуре, к определенной сфере, соответствующей внутреннему миру школьника;
  • выбор любимого искусства и углубленные занятия им.

В старших классах главным в общеобразовательных задачах становится работа самого ученика:

  • совершенствование культуры своей личности;
  • умение выбрать позицию в потоке культурных явлений, событий и знаменитостей, опираясь на традиции высокой классической культуры;
  • определение связи искусства и общества, гуманной миссия искусства и культуры; исторический взгляд на культуру человечества, национальные и местные художественные традиции, на духовность культуры.

В соответствии с изложенными выше целями, задачами и возрастными особенностями художественного развития учащихся Б.П.Юсов[194] представил содержание общего художественного образования с 1 по 11 (12-й) класс в виде последовательности модулей. Модули 1-3 проводятся на наглядно-деятельной основе. Модули 3-6 с привлечением исторического материала и фольклора, национально-регионального компонента.

Модуль 1. «Хоровод: искусство и люди»(1-2 классы) опирается на сенсорную и музыкально-коллективную основу освоения искусства на игровой и импровизационной основе, на коллективное совместное, групповое музыкально-пластическое действие и изображение.

Модуль 2. «Искусство и окружающий мир» (3-6 классы) начинается в период объективации изодеятельности учащихся на изобразительной, сюжетной основы других видов художественной деятельности. Завершается предметным рисунком, сказочным и поэтическим периодом творчества.

Модуль 3. «Искусство и умение» (5-7 классы) начинается в период сюжетного завершения массового рисунка и совпадает, согласно Л.С.Выготскому, с началом массового поэтического творчества подростков, сочинения стихов. Здесь завершается господство устной речи, умение объяснять словами, идущими «от души» подростка, его внутреннего ощущения окружающего мира; проходит пик фонетики речи, ее звучания, «музыки». Это период перехода от устной речи к письменному слову, его свёрнутости и многозначности, выразительность заменяется смыслом, умствованием. Вместо двухмерного восприятия и ощущения пространства развивается трехмерное пластическое, объемное ощущение пространства (пространственно-пластическое мышление).

Подростки переходят к предметному рисунку, внимательно всматриваются в окружающее и требуют скрупулезного и тщательного прорисовывания. Возрастают требования к конечному продукту, исполнению: подростки не рисуют, а «делают» рисунок, большое внимание приходится на деталь, цвет заменяется фиолетовыми тенями. Внимание к природе, пейзажу, рисованию цветов, животных («этюдизм» — то есть рисование с натуры и по наблюдению) выражается также в фольклорных наклонностях подростков, общий дух которых гармонирует с народным искусством, сарафанами, непорочной чистотой народного духа, глубинным подтекстом сказаний, поговорок, загадок, сказок и былей. Однако в этой театральности ранних подростков еще нет «сцены», театрального лукавства, а реальность жизни и сказки воспринимается ими как сцена жизни.

Модуль 4. «Сцена: театр и танец» (6-9 классы) проводит через себя все другие виды искусства и художественной деятельности:

  • литературу как драму, выразительную речь, живописную сценографию;
  • художественное пространственное конструирование;
  • костюм и внешнее решение образа (прическа и грим, косметика); этические ритуалы общения, романистику и приключения;
  • романтическую и куртуазную живопись;
  • скульптуру, архитектуру;
  • музыку театра, танца;

Модуль 5. «Музей» (10-11-12 классы) обобщает работу по умению собрать и оформить материал для индивидуального и коллективного проекта, реферата. Слово «музей» в концепции Б.П.Юсова имеет обобщенный, модульный смысл, как отношение к культуре и её накоплениям в истории человечества, на местном и национальном материале, в том числе. Это могут быть:

  • собрание предметов какой-то эпохи, ансамбль костюмов, среды, тканей и обстановки;
  • костюмированные события на общешкольных и региональных мероприятиях, пропущенные через творческое сознание и деятельность школьников старшего возраста.

Модуль 6. «Родина» (10-11-12 классы) отражает необходимость знания выпускниками истории традиций местной культуры, потребности культурного краеведения, экскурсий, путешествий, туризма, охраны местных памятников культуры. В национальных автономиях здесь подводится итог предшествующих лет учебы, рассматриваются вопросы межнациональных связей, языков, традиций, связи местной этнической традиции с культурой России и с мировой художественной культурой. Важная роль принадлежит изучению иностранных языков. Уже в среднем и особенно старшем возрастах ученики могут попытаться сами переводить с европейских языков стихи и прозу на уроках русской и национальной литературы. Это совсем не затронутая проблема.

Такова принципиальная характеристика блочного планирования и чередования занятий разнообразными видами искусства на протяжении 1-12 классов общеобразовательной школы. Блочный принцип последовательности изучения искусства в общеобразовательной школе можно свести к следующему виду (см. таблицу 1).

В основу соединения в сенсорно-тематические блоки и модули всех этих видов и направлений образования в области культуры положены не только факты и понятийные системы искусствоведения, философской эстетики и культурологии, но естественные ступени эволюции интереса школьников, обусловленные процессом развития личности.

Это дает возможность выделить доминирующее на данном возрастном этапе искусство, совпадающее со способами художественного освоения мира и вхождения в культурную среду, свойственными детям определенной группы классов:

  • музыкально-игровые, драматические способы художественного проявления детей;
  • изобразительный период и устная словесность в начальной школе;
  • фольклорно-поэтический и пространственный, пластический способ младших подростков;
  • театрально-танцевальный уклон в общении старших подростков, стремление к системно-музейной серьезности старшеклассников во всех видах культуры.

Таблица 1.

Дима Зицер: «Подход НО (неформальное образование), школа Апельсин»


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: