Личность короля карла великого.

Каролингское возрождение – уникальное явление средневековой культуры.

Возникновение государства франков.

Государство франков, возникшее в северо-восточной части современной Франции, достигло небывалых размеров благодаря правителю Карлу Великому (768 – 814 гг.). Успешные сражения с арабами укрепили его могущество и престиж. Под его властью находились многочисленные народности романо-германского мира, объединенные христианством.

В 800 году Карл короновался в Риме императорской короной. Теперь романо-германский мир, объединенный не только христианством, но и императорской властью Карла, окончательно обособился от Византии и стал самостоятельным государством. Так возникла Священная римская империя со столицей в Аахене, которая включала в себя современную Францию, южную и западную Германию, среднюю и северную Италию, северную Испанию.

Ключевые направления средневековой культуры каролингского периода.

Культура каролингского периода была ориентирована на античную римскую, несла на себе ярко выраженный отпечаток античности — отсюда на название каролингское возрождение. Но обращение к античности означало не разрыв с церковью, а, наоборот, стремление использовать все, что возможно, в интересах феодальной идеологии. Развитие искусства шло по трем ключевым направлениям: храмовое, монастырское строительство и создание книг.

3. Особенность применения термина «возрождение» к эпохе Каролингов

Термин «Каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи — это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах (возобновление работы учёных, новое открытие интеллектуального наследия Античности, художественные творения).

Хронологически этот феномен возник в эпоху Средневековья. В культуре Средневековья универсальную роль играла религия. Она была и системой права, и политической доктриной, и моральным учением, и методологией познания. Также и художественная культура практически всецело определялась религиозными представлениями и культом. В соответствии с решающей ролью религии во многих средневековых культурах большое значение имел ее институт – церковь, могущественная организация, практически сросшаяся с государственным аппаратом и контролировавшая практически все стороны жизни человека и общества.

Европейское Возрождение с характерными для неё гуманистическими устремлениями, которые столь ярко проявятся в культуре эпохи Каролингов, наступит четырьмя веками позже.

Каролингское возрождение (фр. renaissance carolingienne) — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII — середине IX века, в эпоху правления королей франков династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических (богословских) изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт — каролингский минускул. При монастырях открывались школы и библиотеки.

В период Каролингского возрождения вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам».

К семи свободным искусствам относились:

Грамматика, Риторика, Логика, Арифметика, Геометрия, Музыка, Астрономия.
Семь свободных искусств представляли собой учебные предметы, которые считались достойными для изучения вольными людьми.

Христианские авторы приспосабливали античные науки к нуждам христианского образования. Пользу грамматики, например, они видели в знании Священного писания и других церковных книг, риторики — в искусстве проповеди, астрономии — в вычислении пасхалий, диалектики — в умении спорить с еретиками.

В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем, артистическом, факультете, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов — богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Гуманисты поставили свободные искусства в иерархии знаний выше медицины и юриспруденции, в особенности развивая риторику и грамматику.

Свободные искусства преподавались в средневековых средних учебных заведениях (монастырских и епископальных школах, коллегиумах монашеских орденов) и университетах.

Личность короля Карла Великого.

Централизация власти, которую осуществил Карл Великий, а также его личная любовь к учёности сыграли центральную роль в Каролингском возрождении. Каролингское возрождение было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Райхенау и др.). Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Дворцовая Академия», которой руководил ученый монах Алкуин.

Карл Великий был не только выдающимся полководцем и государственным деятелем, но и просвещенным и образованным человеком. Он знал латинский и греческий языки и говорил на них. Радея о том, чтобы его подданные были грамотными и образованными людьми, он издал в 787 г. «Капитулярий о науках», предписывающий создавать школы при монастырях и епископских кафедрах для клириков и монахов, а также Капитулярий об обязательном образовании для мирян (802 г). Программа каролингских школ мало отличалась от программы существовавших церковных школ. Основной задачей новых школ являлось воспитание образованных клириков и монахов, авторитетных среди народа и способных противостоять ересям и «ухищрениями антихриста». В своей резиденции в Аахене Карл I собрал самых выдающихся людей своего времени.

При епископских резиденциях Карл I создает школы для подготовки не только грамотного духовенства, но и грамотного чиновничества. В Аахене была открыта придворная школа. На территории империи учреждается большое количество скрипториев — мастерских, где переписывались греческие и римские античные рукописи. В монастырях грамотные монахи пишут анналы (летописи).

При дворе в Аахене Карл I создает ученое общество наподобие созданного в свое время Платоном и называет его «Дворцовой академией». В деятельности академии принимает участие сам Карл I и его ближайшие сподвижники-ученые. На заседаниях академии читались и обсуждались ученые сочинения ее членов, церковные сочинения, а также произведения античных писателей. Члены академии носили библейский или античный псевдоним. Карл Великий имел имя Давид.

В числе деяний Карла Великого объединение языков народов Западной Европы, традиций, основание Академии – элитарного центра культурной жизни всей Европы, открытие многочисленных монастырей, которые выполняли культурную миссию. Идеология всех этих деяний Карла в культурно-образовательной сфере – идея соединения античной формы и христианского духа. Карл совершил великий прорыв в развитии средневековой европейской цивилизации.

Карл Великий. Король франков. Битва за трон


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: