Личности: психолого-педагогические аспекты

2.1. Особенности социальной ситуации физического

развития личности

Вам известно, что процесс развития личности всегда обусловлен социальной ситуацией, которая, по мнению Л.С.ВЫГОТСКОГО, складывается как «единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех изменений, которые происходят с личностью, она определяет основные формы и направления развития, противоречия, которые возникают во взаимодействии личности, ее внутренней позиции с окружающей ее средой (обстоятельствами жизни). Важно проанализировать особенности социальной ситуации физического развития личности для того, чтобы преобразовать ее в воспитательную ситуацию развития.

Физическое развитие личности происходит как проявление природно обусловленных задатков в определенных социальных условиях — семье, школе, системе дополнительного образования, — весь окружающий мир имеет значение для формирования физической культуры. Какие же отношения складываются между ребенком и окружающей его действительностью в процессе его физического развития?

Социализация обусловливает процесс физического развития, привнося во внутренний мир ребенка определенные ценности, идеалы и эталоны красоты и здоровья, критерии двигательной активности. Осмысление и усвоение ребенком этих ценностей проявляется как потребность вписаться в окружающий его мир, выработать свой стиль поведения, создать свой образ жизни. НО насколько сложившаяся в нашем обществе ситуация создает благоприятные условия для полноценного физического развития личности? Как растущая личность воспринимает эту реальность? Как это отражается на процессе физического развития школьников?

Можно отметить, что в условиях нашего социума недостаточно ярко представлены идеалы физического совершенства личности, здорового образа жизни и ценности физической культуры как средства, обеспечивающего физическое совершенство. Так, в средствах массовой информации рекламируются многочисленные сорта пива, сигарет и др., но не их негативное влияние на растущий организм человека. Различного рода фитнес-клубы, тренажерные залы, бассейны воспринимаются, скорее, как атрибуты красивой жизни, а не как необходимые формы здорового образа жизни. Нет сегодня традиций в проведении различного рода спартакиад среди школьников, соревнований дворовых команд типа Кожаный мяч и Золотая шайба, сокращается число детских спортивных клубов. Жизненный опыт подтверждает, что в процессе социализации во многом исключается ориентация подрастающего поколения на ценности здорового образа жизни.

В школе не достаточно активно пропагандируется и подкрепляется собственным примером учителей и родителей здоровый образ жизни, мала информативная емкость урока физической культуры, недостаточно внимания уделяется медицинским и гигиеническим знаниям о пользе физических упражнений. Физическая культура не вошла в структуру потребностей личности, она не поощряется ни родителями, ни школой.

Физиологами установлено, что среди факторов, влияющих на здоровье, 20% приходится на условия внутришкольной среды. Большую часть времени учащиеся проводят в стенах школы, поэтому важно, чтобы всё то, что формирует эту среду, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям школьников. Но и в воспитательно-образовательном процессе школы возникает много проблем, нерешенность которых мешает полноценному физическому развитию личности.

На наш взгляд, проблема современной школы состоит в том, что она главным образом ориентирует учащихся на изучение окружающего мира (внешней среды) и очень мало внимания уделяется изучению человека как личности. Массовая школа не воспитывает грамотного отношения к своему телу, не помогает осознанию необходимости укрепления здоровья, не способствует формированию привычек здорового образа жизни. Из поля зрения выпали такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности, мотивированного отношения к занятиям физической культурой и спортом, а потому у многих школьников отсутствует интерес к приобретению навыков для поддержания высокой работоспособности и состояния здоровья.

В воспитательно-образовательном процессе современной школы существуют возможности для формирования психических новообразований, значимых для полноценного физического развития школьников — в изменении отношения к собственному телу (организму), самому себе как личности. Школьные курсы Биология (раздел Физиология) ОБЖ и Валеология обладают потенциальными возможностями в целях осознания ребенком того, что умение заниматься физическими упражнениями необходимо для достижения нормального функционирования всех жизненно важных систем (дыхательной, сердечно-сосудистой и др.), для снятия напряжения после умственной нагрузки, релаксации после физической и умственной работы, для развития и поддержания тонуса двигательных способностей. Эти курсы могут помочь в освоении навыков для самопознания особенностей своего организма и выявления его резервов, освоения различных оздоровительных систем и т.д.

Однако курс Физиология преподается только в 8 классе, а курс Валеология не является обязательным для изучения во всех школах. Кроме того, знания физиологии предлагаются учащимся (по Государственному стандарту) только в течение одного года. Вызывает сомнение и сам процесс его преподавания. Если педагог преподносит знания физиологии человека без акцента на особенности подросткового возраста, то это делает невозможным проявление его развивающей и воспитательной функций — подросток получает знания о физиологии здорового взрослого человека, не осознавая, что его организму еще предстоит достигнуть физического совершенства. Подросток так и не осознает, что развитие его организма обусловлено особенностями объективного и субъективного плана, реализация которых во многом определяется его поведением.

Таким образом, мир, который окружает ребенка, в котором он должен самоопределиться, осмысливая культурные ценности общества, не создает благоприятных условий для его естественного физического развития. Личность испытывает множество ПРОБЛЕМ, разрешение которых по-разному определяет тенденции ее развития. Школьник оказывается перед выбором ценностей и идеалов, которые предлагают ему СМИ, школа, семья, сверстники.

Л.С.Выготский отмечал, что для каждого ребенка складывается «сугубо индивидуальная ситуация развития», которая и обусловливает разрешение противоречий, определяя дальнейший путь развития. Можно наблюдать несколько вариантов дальнейшего развития личности в процессе ее социализации, каждый из которых обусловлен его образовательным уровнем, социокультурной средой, особенностями его физиологии и т.п.:

¨ ребенок ориентируется на ценности физической культуры, ему доступно восприятие идеалов физически совершенного человека, он озабочен физическим развитием, овладевает двигательными навыками и физическими качествами;

¨ ребенку доступно восприятие идеалов физически совершенного человека, однако, обладая от природы слабым здоровьем и невысокими двигательными возможностями, он не осознает возможностей физической культуры для достижения им физического совершенства;

¨ ребенок сориентирован на идеал физически совершенного человека, в котором физическое начало доминирует над интеллектуальным и нравственным, а потому сосредоточивает свои усилия только на физической и психологической подготовке, исключая другие формы самосовершенствования;

¨ ребенок сориентирован на идеал, далекий от показателей физического совершенства, в котором привлекательными для него являются развязанность в движениях, неряшливость во внешнем облике, достижение данного идеала не требует занятий физической культурой;

¨ …………………………………………

Какие другие варианты физического развития Вы можете добавить? Что Вы могли наблюдать? Попытайтесь объяснить причины проявления данных противоречий. От кого зависит их разрешение?

Процесс физического развития проходит в форме идентификации, подражания, самоопределения, самоутверждения и самовоспитания. И в этом также можно наблюдать некоторую противоречивость. Так, в познании окружающего мира людей ребенок соотносит себя с теми образами, которые оказались для него более привлекательными, которые вызвали чувство восхищения. Он идентифицирует (т.е. отождествляет) себя с этими образами, которые становятся для него эталонами красоты. И, как показывает практика, не всегда общепринятые эталоны помогают в достижении физического совершенства.

Мы знаем, что маленькие дети подражают тому, что им более всего нравится, но когда взрослый человек остается на этом уровне саморазвития, мы отмечаем в нем отсутствие критического к себе отношения, требовательности. Самоопределение в мире физической культуры (многообразия оздоровительных методов и методик), которому должен научиться человек в процессе физического развития, должно стать показателем в проявлении его физической активности. Сформированные двигательные навыки и физические качества обусловливают проявление самоутверждения и самовоспитания — это те формы саморазвития, которые позволяют личности постоянно поддерживать физическую форму, овладевать новыми оздоровительными техниками. Можно назвать некоторые противоречия, которые наблюдаются в среде школьников:

¨ многие подростки обеспокоены своим внешним видом, однако несоответствие между их собственным видом и эталоном, который предлагается СМИ, часто является причиной их тревоги и неуверенности в себе; подростки не видят смысла в овладении двигательными навыками;

¨ школьники в любом возрасте обеспокоены своим внешним видом, однако желание быть красивым и модным чаще всего проявляется в стремлении только лишь приобрести модную вещь; понятие красота исключает образ совершенного тела (осанка, походка), его показателей — грациозность, ловкость, гибкость и др.;

¨ для учащихся в предпубертатном и пубертатном периоде развития характерно проявление потребности в самоутверждении своей взрослости, однако эталонный образ взрослого, который складывается у них на протяжении многих лет, вынуждает ориентироваться на приобретение вредных привычек (внешних атрибутов взрослости);

¨ ………………………………………………..

Какие другие варианты физического развития Вы могли наблюдать? Обоснуйте, какую роль в их разрешении может играть семья и школа.

Физическое развитие предполагаетпроявление активности самой личности. Потребность в движении является естественной потребностью личности, движение выступает ведущей формой еежизнедеятельности и развития. Однако условия жизнедеятельности школьников не способствуют проявлению этой потребности, нарушая тем самым естественность и последовательность физического развития личности.

Известный в нашей стране педагог Ю. РЮРИКОВназывает современную цивилизацию сидячей, которая создала предательский режим жизни, при котором во много раз вырастают нервные нагрузки и во много раз падают физические. С годами их разрыв будет делаться еще тяжелее… Это стрессовый режим жизни. Обездвиженное воспитание усиливает физиологическую незрелость детей (98). Физиолог И.А. АРШАВСКИЙ отмечает, что школьная парта, за которой ребенок проводит много лет своей жизни, — это «вторые пеленки»: дети как бы приговорены к 10 годам этих «вторых пеленок» (Цит. по 98). Школьный урок физкультуры лишь на 11% удовлетворяет уровень двигательной активности детей, что в 9 раз меньше, чем это нужно для данного периода индивидуального развития.

Условия, неблагоприятно влияющие на физическое развитие и здоровье детей дошкольного и школьного возраста, — в образе жизни современных детей. Урбанизация, новые технологии, компьютер — всё это, как отмечают врачи, — зона тяжелой опасности для человека… Не нагрузочная и не трудовая жизнь создает атмосферу искусственно затянутого младенчества. Изнеживающее воспитание делает ребенка беззащитным перед средой.

Отмечаются противоречия, связанные с организацией воспитательно-образовательного процесса как ведущего условия жизнедеятельности школьников: интенсификация учебного процесса, его организация, основанная на преобладании статических нагрузок, с одной стороны, и искусственное сокращение объема двигательной активности, с другой стороны. Интенсификация учебного процесса в ущерб движению способствует дисгармоничному развитию учащихся.

Школьный распорядок также не способствует проявлению двигательной активности учащегося. Чередование 45-минутных уроков с 10-15-минутными переменами создает дефицит для проявления двигательных функций организма. Сохранение в течение долгого времени статической сидячей позы (так называемый синдром склоненной головы) подавляет естественные реакции организма в движении. В таком положении не работает центр равновесия, ослабляются мышцы туловища, что ведет к ухудшению осанки, возможен целый ряд функциональных нарушений.

Причиной многих отклонений в состоянии здоровья являются психоэмоциональные перегрузки, которые ослабляют детский организм. Стрессовые ситуации нередко создают сами учителя, и при прочих условиях (психологический фон, квалификация учителя и т.д.), как отмечают психологи, заболеваемость детей у добрых, снисходительных учителей на 15% ниже, чем у авторитарных.

Установлено, что у первоклассников на уроке напряжение механизмов вегетативной регуляции деятельности сердца можно сравнить с функциональным напряжением космонавта в состоянии невесомости. Из этого следует, что по интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый организм экстремальных нагрузок. Это доказывает, насколько труден для детей процесс физиологической адаптации к школе. Учителя и родители между тем часто не осознают всей сложности этого процесса, а интенсификация нагрузки усложняет и без того непростой период индивидуального развития ребенка.

При традиционно организованном воспитательно-образовательном процессе не происходит существенного позитивного влияния на физическое развитие двигательных функций. Причина – недостаточность времени, отводимого в рамках базисного учебного плана (два часа в неделю) на уроки физической культуры, что не позволяет сформировать у школьников потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.

В школах широко используется неоправданное «освобождение» учащихся от уроков физической культуры, слабо внедряются «малые» формы физического воспитания (физкультурные паузы, игры на переменах), неудовлетворительно поставлена физкультурно-оздоровительная и физкультурно-массовая работа.

Каким же образом это сказывается на физическом развитии школьников?

¨ у школьников могут быть сформированы идеалы физически совершенного и здорового человека, но сформированность нездоровых привычек еще в раннем возрасте мешает изменить образ жизни; леность, отсутствие воли, непонимание того, что достижение физического совершенства — это долгий процесс, отрицательно сказываются на развитии двигательной активности;

¨ увлеченность компьютерными играми предлагает современному подростку возможность реализовать свои интересы и намерения в виртуальной реальности (например представить себя на месте героя, присвоить себе его силу, принимать решения, ведущие к победе), что исключает необходимость физической подготовки;

¨ ситуация болельщика у экрана телевизора или на стадионе может оказаться вполне достаточной, чтобы получить определенный заряд энергии; эмоциональный азарт, который испытывает человек, заменяет двигательную активность, создает иллюзию сопричастности с любимыми героями и спортсменами, дает возможность испытать радость победы;

¨ многие подростки в обыденной жизни пытаются находить ситуации для реализации своих представлений о физически совершенном человеке (они хотят не только созерцать их любимых героев и спортсменов, но и достигать физического совершенства), однако им, как оказывается, довольно сложно найти аналогичные условия в окружающей их жизни — школе, дворе, отсутствии необходимых спортивных секций;

¨ ………………………………………………

Конкретизируйте эти противоречия. Обозначьте основные тенденции возможных вариантов физического развития. Обоснуйте, какую роль в их разрешении может играть семья и школа.

Как Вы увидели, процесс физического развития личности сложный и противоречивый, он требует помощи со стороны взрослых (как учителей, так и родителей). Организация воспитательно-образовательного процесса в школе предполагает прежде всего создание условий для полноценного физического развития личности. Это значит, что в предлагаемых школьникам разнообразных формах и методах воспитания и обучения, видах учебно-познавательной и досуговой деятельности должны найти отражение все проанализированные нами формы физического развития личности – социализация, эмансипация, идентификация, самоопределение, самоутверждение, самовоспитание. А воспитательно-образовательный процесс школы должен быть нацелен на развитие внутренней позиции школьника, обогащении ее необходимой информацией, развитием эмоционально-волевой сферы личности; на разрешение противоречий, которые возникают во взаимодействии личности с окружающей ее средой (миром).

Вопросы для размышления

Попытайтесь сформулировать проблемы для тех, от кого зависит их решение, — для представителей Государственной думы, Министерства образования, Комитета по физической культуре и спорту, власти на местах, средств массовой информации, школы, родителей.

Каким образом, на Ваш взгляд, возможно решение данных проблем в условиях общеобразовательной школы?

__________________________________________________________________

2.2. Основные аспекты в физическом развитии личности

Физическое развитие, как мы выяснили это ранее, — сложный и многогранный процесс. Это позволяет решать задачи физического развития личности во многих видах и формах учебной и внеучебной деятельности. Каждый учебный предмет в той или иной мере обладает потенциальными возможностями создавать благоприятные условия для физического развития школьников.

Давайте рассмотрим те аспекты (направления), в которых проявляется физическое развитие личности. Развитие каждого из данных аспектов проявляется каксодержательная сторона физического развития личности. Это значит, что, способствуя развитию каждого из данных аспектов, мы способствуем физическому развитию личности в целом.

Следует обратить внимание на то, что все перечисленные ниже аспекты располагаются без определения степени их значимости. Мы считаем, что проявление в личности каждого из данных аспектов важно и необходимо, и только сформированность каждого из них позволяет достигать физического совершенства личности как целостной характеристики человека.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬпредполагает сформи-рованность основных двигательных навыков и физических качеств личности (см. главу 1 данного пособия).

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ аспект ярко проявляется в занятиях физической культурой и спортом. Эти виды человеческой деятельности выступают средствами эстетического развития личности. Выделяются следующие эстетические моменты, которые являются педагогически целесообразными для раскрытия красоты физической культуры и спорта (105, с. 218):

§ мастерство выполнения спортивных движений (упражнения, игры);

§ красота телосложения и умение владеть телом (стройность, подтянутость, пропорциональность, гармоничность, красота движений);

§ красота нравственного поведения (смелость, мужество, трудолюбие, умение с достоинством выигрывать и проигрывать);

§ красота коллективных действий (товарищество, «чувство локтя»);

§ творческая деятельность спортсменов (нахождение новых элементов техники, технических и тактических приемов);

§ эстетика условий проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований (спортивные сооружения, оборудование, снаряжение, спортивный инвентарь, одежда).

Каждый вид спорта обладает своими специфическими средствами эстетического воздействия:

а) виды спорта, где результат выступления спортсмена непосредственно зависит от красоты, пластики, совершенного владения телом, это – фигурное катание на коньках, художественная и спортивная гимнастика, акробатика, синхронное плавание, прыжки в воду, с трамплина, горные лыжи, фристайл и т.д. Для таких видов спорта употребляется даже специальный термин «технико-эстетические виды спорта»;

б) виды спорта, связанные с покорением природы, преодолением времени и пространства, это – туризм, альпинизм, плавание, легкая атлетика, лыжи, все технические виды спорта. Общение с природой выступает источником эстетического наслаждения и создает благоприятные эмоциональные условия для занятий физической культурой и спортом;

в) игровые виды спорта с элементами единоборства, это – футбол, хоккей, баскетбол, регби. В таких видах спорта эстетическое наслаждение доставляет тактический рисунок игры, когда во взаимодействии игроков проявляется продуманная коллективная мысль.

г) виды спорта типа единоборств, это – бокс, борьба, фехтование, тяжелая атлетика и т.д. Красота связана с поведением спортсмена, его техничностью, ловкостью, гармонией мускулов, а также с острым соперничеством, с драматизмом борьбы.

ГЕНДЕРНЫЙаспект проявляется как возможность самоутверждения личностных качеств и характеристик, обусловленных принадлежностью к определенному полу.

Сегодня достаточно трудно провести грань между мужскими и женскими видами спорта. Если за основу разделения видов спорта по гендерному признаку взять те, что включены в программу Олимпийских игр, то такое деление возможно, однако в повседневной жизни мы наблюдаем иное: существуют женский хоккей, бокс, борьба, тяжелая атлетика и т.п. Пожалуй, только художественная гимнастика и синхронное плавание являются исключительно женскими видами спорта. Но в каждом виде спорта существует разделение, разработаны свои правила и критерии оценки, их выполнение позволяет проявить особенности физической подготовленности. Кроме того, даже в технико-эстетических видах спорта (например в фигурном катании, независимо от гендерных особенностей участника) мы можем наблюдать демонстрацию и силовых, атлетических движений (традиционно мужских показателей) у женщин, и пластичности, выразительности движений у мужчин (традиционно женские показатели).

Демонстрация того или иного стиля выступления, безусловно, объясняется особенностями физического развития человека, степенью выраженности черт мускулинности или феминности у мужчин и женщин, которые занимаются тем или иным видом спорта, а также эталонами, которые принимаются спортсменами.

Когда мы размышляем о воспитательном и развивающем потенциале физической культуры и спорта, то должны рассматривать физические упражнения и спорт как создание условий, позволяющих проявлять гендерные особенности. Известный нам опыт организации системы физического воспитания и образования всё же не в полной мере обусловливает половую идентификацию личности. Всё это должно учитываться при составлении программы по физической культуре.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙаспект физического развития проявляется в осознании значимости физической культуры для достижения физического совершенства, понимании смысла выполняемых упражнений. Интеллектуальное развитие школьников происходит в процессе овладения физическими действиями, когда обогащаются их знания о движении, его технике. В процессе овладения физическими действиями возможно развитие познавательных процессов — внимания, наблюдательности, мышления (тактического и стратегического), развиваются общие характеристики мыслительной деятельности — анализ, оценка, сравнение, выделение общего и особенного. Следует отметить, что предметом мыслительной деятельности спортсмена являются двигательные действия и физические качества.

НРАВСТВЕННЫЙаспект физического развития проявляет себя как в индивидуальных, так и командных видах спорта. Тренировочные занятия требуют от ученика трудолюбия, дисциплинированности, выдержки, настойчивости, упорства, выносливости и т.д. На занятиях и соревнованиях ученик демонстрирует уровень своих достижений, что позволяет проявить чувство собственного достоинства, умение выигрывать и проигрывать. Командные виды спорта стимулируют развитие чувства долга и ответственности перед коллективом, соперничества и сотрудничества.

При работе со спортсменами нравственное воспитание дополняется изучением спортивной этики, которая представляет собой одну из форм профессиональной морали и включает в себя регулирование поведения и отношений лиц, причастных к спортивной деятельности. В работе с детскими и юношескими командами необходимость спортивной этики выступает необходимым компонентом воспитательно-образовательного процесса.

В ТРУДОВОЙдеятельности происходит физическое развитие личности. Показано, что ручной труд выступает средством физического (а также умственного, нравственного и эстетического) развития личности. П.Ф. ЛЕСГАФТ даже предлагал использовать результаты занятий физическими упражнениями в качестве критерия оценки показателей трудовых процессов. Педагогические наблюдения показывают (105, с. 206), что в трудовой деятельности могут формироваться сходные психологические черты, например;

§ умение планировать двигательную деятельность, предвидеть ее результат и контролировать свои действия;

§ стремление к целесообразности и экономичности двигательных акций в интересах достижения эффективного результата;

§ проявление аналогичных характерологических качеств – трудолюбия, целеустремленности, самостоятельности, ответственности и инициативы;

§ происходит развитие их эмоционально-волевой сферы и психологической готовности к будущей трудовой деятельности (при условии грамотной организации педагогического процесса).

Какие аспекты в физическом развитии личности, на Ваш взгляд, здесь не обозначены? Какие возможности названных аспектов в физическом развитии личности не представлены в нашем восприятии? Что Вы можете добавить? Какие аспекты физического развития возможно совершенствовать на Ваших уроках?

Стоит повторить ещё раз: физическое развитие личности – многогранный процесс: только развивая разные стороны личности, мы можем ожидать проявление целостного социально-психологического портрета физически развитой личности, а потому в воспитательно-образовательном процессе школы, ориентированном на физическое развитие личности, каждая образовательная область обладает возможностью решать эти задачи.

Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования по ФГОС


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: