Национальное своеобразие воспитания
Разработчики: Е.П.Белозерцев, И.А.Ильин, Б.А.Сосновский. Особенности:
- — обеспечивается право личности на самостоятельное этническое и культурное развитие
- — идет освоение культурного наследия своего народа
- — закладываются основы полноправной жизни нации
- — преодолеваются националистические проявления в обществе
- — гармонизируются образовательные интересы личности, этноса, общества, многонационального государства
- — достигается единство образовательного и культурного пространства многонационального государства в условиях федерализации и регионализации.
Содержание национального воспитаниявключает в себя 3 взаимосвязанных компонента:
- компонент, обеспечивающий человеку возможность самоидентифицироваться как представителю национальной культуры
- компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями другими культурами России
- компонент, позволяющий гражданину России включаться в современные мировые цивилизационные процессы
Фундаментальные положения теории национального воспитания:
- основы личности закладываются в семье, поэтому воспитательная работа школы должна быть тесно связана с семейным воспитанием;
- базовые личностные качества (ответственность, воля, характер) воспитываются в ходе установления взаимной заботы в общем деле взрослых и детей;
- духовная самоотдача, служение людям, милосердие воспитываются как естественное состояние души;
- духовные потребности личности воспитываются средствами народного творчества: сказок, песен, обрядов, пословиц, поговорок;
- личность воспитывается в процессе приобщения к труду взрослых, освоения народных ремесел;
- совместное общение детей и взрослых в игровой деятельности: серьезное отношение взрослых к детской игре, освоение народных игр, изготовление игрушек.
Классификация методов воспитания
Название | Особенности | |||
Методы формирования сознания личности | ||||
Убеждение | разумное доказательство нравственной позиции, оценки происходящего. | |||
Рассказ | яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий. | |||
Объяснение | изложение, основанное на использовании логически связанных умозаключений. | |||
Разъяснение | влияние на сознание и чувства, закрепляет новые качества и формы поведения. | |||
Внушение | воздействие на подсознание или личность в целом, установки и мотивы деятельности, характеризуется некритичностью восприятия. | |||
Увещевание | обращение к чувствам достоинства или возбуждения стыда, покаяния и т.д. | |||
Этическая беседа | последовательное обсуждение событий с участием воспитателя и воспитанника. | |||
Диспут | живой, горячий спор на разные темы. | |||
Пример | конкретные образцы для подражания, формирующий сознание, чувства. | |||
Методы организации деятельности и опыта общественного поведения. | ||||
Упражнение | многократное выполнение требуемых действий, доведение до автоматизма. | |||
Приучение | интенсивно выполняемое упражнение. | |||
Требование | влияние, стимулирующее или тормозящее определенную деятельность. | |||
Поручение | влияние, развивающее необходимые качества, приучающее к положительным поступкам. | |||
Создание воспитывающих ситуаций | организация деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. | |||
Методы стимулирования поведения и деятельности. | ||||
Поощрение | выражение положительной оценки действий. | |||
Наказание | метод, который должен предупреждать нежелательные поступки. | |||
Соревнование | метод, направленный на удовлетворение естественной потребности в соперничестве и лидерству. | |||
Виды педагогических взаимодействий
Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а, следовательно, и отношений:
- педагогические отношения (субъект-объектные и субъект-субъектные парные взаимодействия воспитателей и воспитанников);
- взаимные отношения (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими);
- предметные отношения (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);
- отношения к самому себе.
Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений предполагает:
- определенную инструментовку педагогических требований
- опора на общественное мнение коллектива
- адекватные оценки знаний, умений, навыков, поведения учащихся
Логика воспитательного процесса
- Определение личностной перспективы ребенка.
- Демонстрация ребенку групповой поддержки.
- Статусное перемещение и организация успеха.
- Выделение симптомокомплексов, требующих коррекции.
- Разработка и реализация программ коррекции воспитания.