Логика воспитательного процесса

Национальное своеобразие воспитания

Разработчики: Е.П.Белозерцев, И.А.Ильин, Б.А.Сосновский. Особенности:

  • — обеспечивается право личности на самостоятельное этническое и культурное развитие
  • — идет освоение культурного наследия своего народа
  • — закладываются основы полноправной жизни нации
  • — преодолеваются националистические проявления в обществе
  • — гармонизируются образовательные интересы личности, этноса, общества, многонационального государства
  • — достигается единство образовательного и культурного пространства многонационального государства в условиях федерализации и регионализации.

Содержание национального воспитаниявключает в себя 3 взаимосвязанных компонента:

Фундаментальные положения теории национального воспитания:

  • основы личности закладываются в семье, поэтому воспитательная работа школы должна быть тесно связана с семейным воспитанием;
  • базовые личностные качества (ответственность, воля, характер) воспитываются в ходе установления взаимной заботы в общем деле взрослых и детей;
  • духовная самоотдача, служение людям, милосердие воспитываются как естественное состояние души;
  • духовные потребности личности воспитываются средствами народного творчества: сказок, песен, обрядов, пословиц, поговорок;
  • личность воспитывается в процессе приобщения к труду взрослых, освоения народных ремесел;
  • совместное общение детей и взрослых в игровой деятельности: серьезное отношение взрослых к детской игре, освоение народных игр, изготовление игрушек.

Классификация методов воспитания

Название Особенности
Методы формирования сознания личности
Убеждение разумное доказательство нравственной позиции, оценки происходящего.
Рассказ яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий.
Объяснение изложение, основанное на использовании логически связанных умозаключений.
Разъяснение влияние на сознание и чувства, закрепляет новые качества и формы поведения.
Внушение воздействие на подсознание или личность в целом, установки и мотивы деятельности, характеризуется некритичностью восприятия.
Увещевание обращение к чувствам достоинства или возбуждения стыда, покаяния и т.д.
Этическая беседа последовательное обсуждение событий с участием воспитателя и воспитанника.
Диспут живой, горячий спор на разные темы.
Пример конкретные образцы для подражания, формирующий сознание, чувства.
Методы организации деятельности и опыта общественного поведения.
Упражнение многократное выполнение требуемых действий, доведение до автоматизма.
Приучение интенсивно выполняемое упражнение.
Требование влияние, стимулирующее или тормозящее определенную деятельность.
Поручение влияние, развивающее необходимые качества, приучающее к положительным поступкам.
Создание воспитывающих ситуаций организация деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях.
Методы стимулирования поведения и деятельности.
Поощрение выражение положительной оценки действий.
Наказание метод, который должен предупреждать нежелательные поступки.
Соревнование метод, направленный на удовлетворение естественной потребности в соперничестве и лидерству.

Виды педагогических взаимодействий

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а, следовательно, и отношений:

  • педагогические отношения (субъект-объектные и субъект-субъектные парные взаимодействия воспитателей и воспитанников);
  • взаимные отношения (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими);
  • предметные отношения (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);
  • отношения к самому себе.

Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений предполагает:

  • определенную инструментовку педагогических требований
  • опора на общественное мнение коллектива
  • адекватные оценки знаний, умений, навыков, поведения учащихся

Логика воспитательного процесса

  • Определение личностной перспективы ребенка.
  • Демонстрация ребенку групповой поддержки.
  • Статусное перемещение и организация успеха.
  • Выделение симптомокомплексов, требующих коррекции.
  • Разработка и реализация программ коррекции воспитания.

Социальный интеллект школьника: возрастные особенности развития


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: