Маньеризм в изобразительном искусстве 16 века

Маньеризм – литературно-художественный стиль 16 – первой половины 17 века появился в Италии, далее – Франция и другие страны Европы. Он был отчасти порожден кризисными явлениями в общественно-политической сфере; иногда начало маньеризма связывают с разграблениями Рима в 1527 году. Этот стиль демонстрировал утрату гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. В нем форма превалирует над содержанием, изысканность техники, виртуозность, демонстрация мастерства не соответствует скудости замысла, вторичности и подражательности идей. В маньеризме чувствуется усталость стиля, исчерпанность его жизненных истоков, в нем красота отдельно взятой детали становится важнее красоты целого. Для маньеризма Италии 1520 годов свойственная преувеличенная экспрессия движений и поз, световой и колористический диссонанс, драматическая острота образа, виртуозная нервная линия рисунков, удлиненность пропорций фигуры; необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, перегруженность композиции. Этому стилю искусства характерна элитарность, ориентированная на знатока, в нем восстанавливаются отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. Маньеристический портрет открывает новые пути в развитии данного жанра, где аристократическая замкнутость героев гармонирует с обостренным субъективно-эмоциональным отношением художника к модели.
Разберем основных художников этой эпохи:

Слайд Понтормо

Яркой, значительной, противоречивой и трагической фигурой флорентийского искусства 16 века был Якопо Каруччи да Понтормо(1494-1557). Мастер огромного дарования он выступил первоначально как новатор в искусстве, но в результате сложных жизненных коллизий пришел к глубокому творческому кризису, отказу от ренессансных традиций. Его первым учителем был Леонардо да Винчи, он работал помощником Андреа дель Сарто. В своих последних значительных произведениях – «Положении во гроб» и «Встрече Марии и Елизаветы», Понтормо выступает как один из основоположников маньеризма.

Слайд положение во гроб

В композиции «Положение во гроб» юноши с искаженными лицами и полными ужаса глазами, женщины, склоняющиеся над телом Христа, приобретают отвлеченно-идеальный характер, условным становится изобразительный язык. Горизонт приподнимается. Понтормо создает впечатление, что вся группа как бы парит в воздухе, ноги юношей и женщин на первом плане едва касаются земли. Легкие лиловатые тени, скользящие по телам, лишают их объемности и земной тяжести. Высветленный колорит, построенный на диссонансах холодных, прозрачных тонов розовато-красного, бледно-лилового, светло-голубого, зеленого, — усиливает ирреальность всего изображенного. Сочетание религиозной экстатичности, отвлеченности и болезненной надломленности отличает и другие работы мастера этих лет.

Слайд Встреча Марии и Елизаветы

В 1529 году появилась его значительная работа — «Встреча Марии и Елизаветы», над которой молодой художник трудился в течение нескольких лет. Понтормо очень точно передал жесты и позы персонажей, их идеальные фигуры. Монументальная композиция показывает замечательное мастерство живописца, умело передавшего пластику движений человеческого тела, поражает необыкновенной эмоциональной силой и экспрессией. Художник расставил фигуры полукругом, что создает впечатление толпы, взволнованной разворачивающимися перед ней событиями. Очень живо и динамично переданы движения устремленных навстречу друг другу главных персонажей росписи — Марии и Елизаветы.

Слайд Пармиджанино

Первый этап маньеризма завершает творчество мастера Франческо Маццола, прозванногоПармиджанино (1503-1540). Уже в ранний период он отходит от ренессансных традиций.

Слайд Автопортрет

В знаменитом «Автопортрете» (1522-1524; Венский музей) молодой художник виртуозно решает причудливую задачу изображения не самого человека, а полусферического зеркала, своеобразно преломляющего его облик. Миниатюрный портрет, написанный на выпуклой круглой дощечке мягким, сплавленным, образующим эмалевую поверхность мазком, выдержан в тончайших градациях коричневых и зеленовато-серых тонов, что свидетельствует о блестящем техническом мастерстве молодого мастера и вызывает у зрителя полную иллюзию нахождения перед полусферическим зеркалом из полированного металла. Блестящая поверхность якобы зеркала отражает облик художника и полутемное, наполненное слабым мерцающим светом помещение его мастерской. Замена интереса к человеку интересом к чисто формальным задачам, стремление к иллюзорной точности воспроизведения искажающего действительность оптического эффекта говорит о том, что Пармиджанино уже чужды гуманистические и реалистические принципы Возрождения. Художник переезжает в Рим и здесь приобретает ту высокую изобразительную культуру и блестящий артистизм, которые отличают его зрелое творчество. Эстетический идеал Пармиджанино построен на стремлении противопоставить действительности мир рафинированно-аристократической, хрупкой, почти бестелесной красоты.

Слайд Мадонна с розой

Такова его «Мадонна с розой» — одна из наиболее ярких и характерных произведений маньеризма. Образы эффектной, виртуозно построенной композиции носят изысканный, нарочито светский характер и в то же время лишены не только значительности, но и человеческой теплоты, отмечены внутренней ущербностью. В мадонне автор подчеркивает холодную отчужденность, аристократическую неприступность, придав лицу надменное, почти жесткое выражение, а жесту холеных рук – манерность, нарочитую бесцельность. Двусмысленность взглядов, изгиб тела, подчеркивающий округлость бедер, придают отпечаток холодной чувственности образу маленького Христа.

Слайд Мадонна с длинной шеей

Знаменитая «Мадонна с длинной шеей» субъективна и отвлеченна, все в ней нарочито причудливо и нереально: неправдоподобно вытянутые пропорции тела, его странный волнообразный изгиб, пространственный разрыв между недописанным архитектурным фоном и фигурами мадонны и ангелов на первом плане, и переливчатый колорит. У Пармиджанино появляются определенные каноны воплощения его эстетического идеала: вытянутость пропорций человеческой фигуры, текучая, причудливо изгибающаяся линия силуэта, подчиненная «змеевидный ритмам».

Слайд Портрет графа Джан Галеаццо Сан Витале

Особое место в творчестве художника занимает портрет – единственный жанр, в котором искусство маньеризма сохранило контакт с действительностью.
«Портрет графа Джан Галеаццо Сан Витале» (1524; Неаполь, музей). Пармиджанино сумел уловить в душе современника внутренний надлом, смятение, беспокойство, что сообщает ряду его портретов тревожную одухотворенность, нотки затаенной душевной боли или глубокой меланхолической задумчивости. Аристократический утонченный идеал мастера придает ряду его образов, особенно женских, большое очарование.

Слайд Антея

Таков портрет неизвестной молодой женщины, так называемой «Антеи» (1534-1535; Неаполь, музей). Портрет несколько стилизован, преувеличена хрупкость молодой женщины, вытянуты пропорции, оставлено слишком много пустого пространства вокруг нее, головка нарочито мала, но художник сумел передать жизненное обаяние своей прелестной модели, которая смотрит на зрителя огромными вопрошающими глазами.

Крупнейшим представителем живописи зрелого маньеризма является Аньело Бронзимо (1503-1572), ученик и близкий друг Понтормо. Он создал парадный портрет и его виртуозные по исполнению произведения великолепны: импозантная композиция, аксессуары, подчеркивающие сословное положение модели, — придают героям высокомерную небрежность, утонченный аристократизм и при этом сохраняется сходство.

Слайд Портрет Уголино Мартелли

Но портреты Бронзино ограничены жесткими требованиями придворной культуры и запечатляют лишь официально-парадный облик человека, его сословное превосходство. В «Портрете Уголино Мартелли» (1537-1538; Берлин) художник подчеркивает нарочитую надменность позы и осанки юноши, эффектность нервной, острой линии силуэта, изысканность жестов тонких холеных рук, придает его некрасивому лицу непроницаемость, скучающе-презрительное выражение и тем сообщает образу утонченный аристократизм и оттенок холодной неприступности. Стремясь подчеркнуть дистанцию между зрителем и портретным образом, Бронзимо избегает теперь намека на живые человеческие чувства и черты характера, прячет их под маской чопорной надменности и ледяного бесстрастия.

Слайд портрет Элеоноры Толедской с сыном

В знаменитом портрете Элеоноры Толедской с сыном (1540-е гг.; Уффици) флорентийская герцогиня восседает с торжественной неподвижностью идола. Жесткая пластичность живописной манеры, колорит, построенный на сочетании холодных, резко локальных тонов: голубого фона, синего одеяния мальчика, серебристого, расшитого темно-пурпурными и тускло-золотыми узорами платья герцогини – все это подчеркивает безжизненную застылость образов. Бесстрастие, надменная замкнутость, статуарность портретов Бронзимо тесно связаны с их парадно-официальным характером и в то же время свидетельствуют о нарастающем равнодушии художника к человеку. Во многих его портретах блестяще, с натуралистической иллюзорностью выписанные аксессуары привлекают более пристальное внимание и становятся более выразительными, чем лицо.

Слайд Фр. Сальвиати

Другой значительной фигурой флорентийского искусства является Франческо Сальвиати(1510-1563).Сальвиати тяготится атмосферой, царящей при дворах, и известная независимость от них определяет характер его портретов. Нередко он делает своим героем рядового современника. Портретам художника свойственны психологическая насыщенность и жизненная острота, они носят более частный, интимный характер.

Слайд мужской портрет

«Мужской портрет»– герои Сальвиати предстают перед нами на нейтральном фоне в почти случайной, мгновенно схваченной позе. Иногда они рассеяно разворачивают письмо или сжимают в руках перо. Строгость, почти монохромность колорита, в котором серые или оливковые тона фона сочетаются с темными тонами одежды, острая, беспокойная изломанность лини силуэта подчеркивают интенсивность и противоречивую сложность внутренней жизни, тонкую психологическую выразительность болезненно-задумчивых лиц. Его портреты свидетельствуют о неоднородности маньеризма, но в целом эти тенденции подавлялись принципами придворного искусства.

В общем, искусство маньеризма можно охарактеризовать как доминирование формы над содержанием, повторением и вторичности замыслов, ограниченности идей, что не соответствует филигранной технике стиля, высокому мастерству и виртуозности манеры. Тенденции маньеризма предвещали рождение нового стиля – барокко.

Слайд Россо Фьорентино

Еще один основоположник флорентийского маньеризма Россо Фьорентино(1495 – 1540) во многом похож на Понтормо. Россо Фьорентино стремится к повышенной экспрессии, драматизации, нарочитого противопоставления своего искусства реальной действительности, к надуманной экстравагантности, внешней эффектности решений, что приводит к утрате идейных ценностей и внутренней опустошенности.

Слайд Мадонна с четырьмя ангелами

Его творческие искания антиреалистичны и носят формальный характер. В ранних композициях «Мадонна с четырьмя святыми» (1518; Уффици), в ряде рисунков появляются причудливые образы аскетов с преувеличенно вытянутыми пропорциями тела, неправдоподобно маленькими, словно иссохшими головами, подчеркнуто экспрессивными жестами; выразительность строится на взбудораженности и переусложнености ритмов как бы ломающихся складок, резкости красочных сочетаний. Но сознательная деформация человеческой фигуры, искажение лиц странными гримасами заставлявшими современников сравнивать его святых с дьяволами, также как и повышенная экспрессивность изобразительного языка, становятся у Россо самоцелью, не связанной с поисками выражения больших идей и чувств.

Слайд снятие с креста

Поэтому даже в самом значительном произведении Россо – «Снятии со креста» (1521; Вольтерра,Музей) – нет подлинного драматизма. Вся патетика этой картины носит внешний характер и растворяется в орнаментальном рисунке линейного ритма (недаром наиболее выразительным в картине является образ молодой женщины с простодушным и любопытным взглядом). После переезда в Рим в 1523 году Россо отказывается от причудливости своего раннего творчества и, подчиняясь вкусам складывающейся придворной среды, стремится к декоративности и утонченной орнаментальности.

Вывод:
Рассмотрев данные работы, делаем вывод, что произведения маньеристов несут отпечаток кризисности мировосприятия художника: образ человека в них лишен яркой характерности и полнокровности, репрезентативность создается не героической значительностью образа, а великолепием и пышностью аксессуаров. превалирует над содержанием, изысканность техники, виртуозность, демонстрация мастерства не соответствует скудости замысла, вторичности и подражательности идей. чувствуется усталость стиля, исчерпанность его жизненных истоков, в нем красота отдельно взятой детали становится важнее красоты целого.

Искусство. Передача 34. Что такое маньеризм?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: