Материалы самостоятельной работы предоставляются преподавателю в первый день сессии следующего семестра

Для студентов заочной формы получения образования

По специальности «Логопедия»

Составитель: С.А. Демиденко

Материалы самостоятельной работы предоставляются преподавателю в первый день сессии следующего семестра

Тема: Методика работы при нарушениях темпа речи несудорожного характера.

Цель: закреплять знания о принципах и содержании комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с нарушениями темпа речи несудорожного характера; формировать умение отбирать и реализовывать приемы коррекции брадилалии и тахилалии

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с нарушениями темпа речи несудорожного характера

2. Методика логопедической работы при устранении брадилалии

3. Методика логопедической работы при устранении тахилалии

Задания для подготовки к занятию:

1. Проанализируйте таблицу «Комплексная лечебно-педагогическая работа при устранении нарушений темпа речи несудорожного характера» к теме занятия и определите на основе каких принципов должно реализовываться содержание лечебно-педагогического воздействия: медицинского воздействия, логопедической ритмики, физкультуры, логопедической работы. Заполните таблицу

Медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапевтическое, психотерапевтическое лечение) Реализуемые принципы работы
Логопедическая ритмика Реализуемые принципы работы
Физкультура Реализуемые принципы работы
Логопедическая работа Реализуемые принципы работы

2. Подберите упражнения для убыстрения темпа внешней и внутренней речи (2-3), используемых в логопедической работе по устранению брадилалии.

3. Подберите ритмические упражнения, используемых в логопедической работе по устранению тахилалии (2-3), продемонстрируйте.

Форма отчета: таблица, упражнения.

Литература: Осн.[1,2];Доп. [1-5]

Тема: Характеристика заикания

Цель: закреплять знания об этиологии, механизме и структуре нарушения темпо-ритмической организации речи при заикании.

Вопросы для обсуждения:

1. Различные классификации заикания.

2. Современные взгляды на этиологию и механизм заикания. Предраспологающие и производящие причины.

3. Эволюционное и симптоматическое заикание.

4. Особенности течения заикания в разные возрастные периоды.

5. Симптоматика заикания: биологические, физиологические признаки (судороги (характеристика речевых судорог по типу, локализации, степени тяжести проявления), нарушения центральной нервной системы, физическая ослабленность, нарушения общей, речевой моторики).

6. Социальные, психологические признаки заикания (речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, неречевые и речевые уловки, фиксированность на дефекте, логофобия и др.).

7. Лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок.

8. Дифференциальные признаки невротической и неврозоподобной форм заикания.

Задания для подготовки к занятиям:

1. Составьте хронологическую ленту становления современных взглядов на классификацию заикания.

2. Используя таблицу «Характеристика заикания» составьте логическую схему, структурирующую этиологию, механизм и симптоматику заикания.

3. Отметьте лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок у ребенка 4,5 лет с задержкой речевого развития, обоснуйте ответ.

4. Приведите примеры таких признаков заикания как:

-неречевые уловки (сопутствующие речи движения);

— речевые уловки;

— логофобии.

5. Заполните таблицу «Дифференциальные признаки невротической и неврозоподобной форм заикания»

Невротическая форма заикания Неврозоподобная форма заикания
Возраст, когда возможно появление заикания
Речевое развитие
Производящие причины
Зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния
Условия, при которых возможна плавная речь

6. Ответьте на вопросы:

1. Чем обусловлен рецедив заикания у детей с невротической формой при поступлении в школу, к 10-12 годам, как охарактеризовать неблагоприятное течение невротической формы заикания у взрослых?

2. Как охарактеризовать отношения к своему нарушению речи подростков и взрослых с неврозоподобной формой заикания? Как охарактеризовать речь взрослых с неврозоподобной формой заикания при хроническом течении?

Форма отчетности: хронологическая лента, заполненные таблицы, конспект.

Литература: Осн.[1,2];Доп. [1-5]

Тема: Обследование лиц с заиканием: принципы, приемы и содержание обследования

Цель: закреплять знания о содержании, методах, приемах логопедического обследования лиц разного возраста с заиканием, формировать умение планировать и проводить психолого-педагогическое обследование лиц с заиканием

Вопросы для обсуждения:

1. Схема логопедического обследования лиц разного возраста с заиканием.

2. Особенности составления логопедического заключения по результатам обследования лиц с заиканием.

3. Дифференциальная диагностика заикания и других форм нарушений речи; сочетание заикания с другими видами речевых нарушений.

4. Прогноз: условия, определяющие прогноз.

Задания для подготовки к занятиям:

1. Проанализировать и подготовить речевой и наглядный материал для обследования различных видов речи заикающихся детей дошкольного, младшего школьного возраста и взрослых заикающихся (по выбору студента):

— сопряженной речи

— отраженной речи;

— шепотной речи;

— в автоматизированных рядах;

— при чтении стихов;

— в вопросно-ответной речи;

— в рассказе по заданной теме;

— при пересказе прочитанного.

2. Подготовить вопросы для сбора анамнестических сведений о ребенке с заиканием.

3. По материалам обследования ребенка с заиканием составить логопедическое заключение и определить прогноз преодоления заикания.

4. Заполнить таблицу «Дифференциальная диагностика заикания и других форм нарушений речи (тахилалии, дизартрии)»

Фактор Заикание тахилалия дизартрия
Сознание дефекта
Речь при напряжении
Наличие судорог
Привлечение внимания к речи
Состояние моторной функции
Наличие насильственных, содружественных движений
Факторы, усиливающие запинки
Факторы, улучшающие речь

Форма отчетности: речевой и наглядный, заполненная таблица, конспект – логопедическое заключение и прогноз.

Литература: Осн.[1,2];Доп. [1-5]

Тема: Система профилактики заикания: первичная, вторичная и третичная профилактика.

Цель: закреплять знания о содержании, методах, приемах профилактики заикания у лиц разного возраста, формировать умение отбирать материал для составления профилактических бесед с родителями детей и подростков с заиканием, умение проводить игры и упражнения, направленные на предупреждение нарушений социальной адаптации лиц с заиканием.

Вопросы для обсуждения

1. Группы детей с фактором риска по возникновению заикания.

2. Особенности общего и речевого режима в профилактике заикания.

3. Предупреждение нервно-психических нарушений, хронификации и рецидивов заикания.

4. Предупреждение нарушений социальной адаптации лиц с заиканием.

Задания для подготовки к занятиям:

1. Заполнить таблицу

Группы детей с фактором риска по возникновению заикания Рекомендации для родителей по предупреждению возникновения заикания (рекомендации по первичной профилактике заикания)

2. Составьте текст консультации для родителей по профилактике хронификации заикания.

3. Подберите ролевую игру для детей дошкольного возраста, направленную на формирование умения менять свое поведение в зависимости от ситуации.

4. Подберите тематическую игру для подростков, направленную на воспитание адекватных форм психологической защиты.

Форма отчетности: заполненная таблица, текст консультации, конспекты ролевой игры, тематической игры.

Литература: Осн.[1,2];Доп. [1-5]

Тема: Комплексный подход к устранению заикания

Цель: закреплять знания о принципах комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с заиканием, формировать умение отбирать методы, приемы и средства коррекции заикания в соответствии с поставленными задачами и содержанием работы.

Вопросы для обсуждения

1. Принципы комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с заиканием

2. Основные направления преодоления заикания: клиническое, психотерапевтическое, логопедическое.

3. Основные задачи логопедической работы: формирование навыка плавной речи, воспитание личности заикающегося, профилактика рецидивов и хронификации заикания.

4. Направления логопедической работы: торможение патологических речедвигательных стереотипов, регуляция эмоционального состояния, развитие координации и ритмизации движений, формирование речевого дыхания и навыков рациональной голосоподачи и голосоведения, развитие просодической стороны речи, развитие планирующей функции речи.

5. Этапность логопедической работы.

Задания для подготовки к занятиям:

1. Составить таблицу «Основные направления и задачи комплексной лечебно-педагогической работы с заикающимися детьми»

Направления работы Задачи работы

3. Определите, к какому из направлений логопедической работы относятся следующие упражнения:

Упражнение 1.

Повторение вместе, а затем вслед за логопедом одного слова с одновременным показом наглядного материала. Название предмета на картинке начинается с гласного звука (утка, аист).

Упражнение 2.

«Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький паровозик?

Упражнение 3.

Дети стоят по кругу и бросают мяч вправо (влево), а затем через круг любому, при этом говорят «Я бросаю мяч вправо (влево), я катаю через круг»

Упражнение 4.

Мальчики поссорились. Они сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга…

2. Проанализировать конспект логопедического занятия с точки зрения реализации принципов коррекционно-педагогической работы с детьми с заиканием, задач логопедической работы, этапа работы и реализуемого на данном этапе содержания работы логопеда, используя предложенную схему.

Принципы коррекционно-педагогической работы с лицами с заиканием
Индивидуальный подход к лицам с заиканием
Системность и последовательность логопедических занятий
Сознательность и активность на занятиях
Наглядность обучения
Системность и последовательность воспитания навыков правильной речи: — в зависимости от степени самостоятельности: «сопряженная речь», «отраженная речь», «ответно-вопросная форма речи», «пересказ», «рассказ», «спонтанная форма речи»; — в зависимости от степени ее подготовленности: заученный текст, отрепетированный вслух, мысленно продуманный, незнакомый текст, экспромт; — в зависимости от сложности речевой структуры: пение, пение с движениями, ритмизованная речь в сопровождении движений, ритмизованная речь без движений, опора на гласные звуки, разнометричная речь; — в зависимости от эмоциональной обстановки: тренировка правильной речи в знакомой, привычной обстановке, в малознакомой, в незнакомой; — в зависимости от деятельности, сопровождающей речь: ее вида, степени сложности (элементарные действия, комплекс действий, отношение ее к речи во времени (описание того, что есть, было и будет). — в зависимости от периода курса логопедических занятий: подготовительного, тренировочного, закрепительного.
Знание психологических и речевых возможностей; Квалификация заикания как речевого нарушения (форма заикания, тяжесть, течение заикания, наличие страха речи, тип и локализация судорог и др.) Возраст ребенка; Ведущий вид деятельности и др;
— Использование общепринятых в учебном процессе пособий; — использование специфических технических средств.
— сознательное многократное выполнение сходных действий на разном материале и в разных условиях; — влияние на личность лица с заиканием; — объяснение логопедом целей занятий.

Форма отчетности: заполненная таблица, анализ конспекта занятия.

Литература: Осн.[1,2];Доп. [1-5]

Тема: Особенности логопедической работы с заикающимися дошкольниками

Цель: закреплять знания содержания методик коррекционно-педагогической работы с заикающимися дошкольниками, формировать умение отбирать и реализовывать методы, приемы и средства коррекции заикания у детей дошкольного возраста.

Вопросы для обсуждения:

1. Традиционная методика преодоления заикания у дошкольников (Н.А. Власова, Е.Ф. Рау).

2. Система преодоления заикания в процессе игры (Г.А. Волкова).

3. Устранение заикания в процессе ручной деятельности (Н.А. Чевелева).

4. Воспитание плавной речи детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности, логоритмических занятиях (С.А. Миронова и др.).

5. Методика логопедической работы с заикающимися детьми в условиях стационара (В.И. Селиверстов).

6. Логопедическая работа с заикающимися детьми преддошкольного возраста (Л.М. Крапивина).

7. Особенности организации обучения и воспитания дошкольников с заиканием.

8. Структура логопедических занятий с дошкольниками с заиканием.

9. Возможности использования технических средств, психогимнастики при устранении заикания у дошкольников.

10. Работа учителя-логопеда с семьей ребенка с заиканием.

11. Эффективность устранения заикания у детей дошкольного возраста.

Задания для подготовки к занятиям:

1. Раскройте содержание понятий: «сопряженная речь», «отраженная речь», «ответно-вопросная форма речи», «пересказ», «рассказ», «спонтанная форма речи», определите последовательность применения указанных видов речи на каждом из трех этапов занятий. Заполните таблицу

Этапы занятий Виды речи
1 этап
2 этап
3 этап

2. Подберите наглядный и речевой материал к занятию 2 этапа работы по методике преодоления заикания у дошкольников Н.А. Власовой, Е.Ф. Рау (ответы на вопросы по знакомым картинкам).

3. Подберите и оформите игру – драматизацию на основе стихотворного или прозаичного текста, определите место выбранной игры в системе преодоления заикания у детей дошкольного возраста, предложенной Г.А. Волковой (определите этап воспитания речи).

4. Проанализируйте видеозапись занятия (тема: «Почтовый ящик» (по методике Н.А. Чевелевой) и определите какому периоду системы преодоления заикания соответствует, какова цель занятий данного периода.

5. Приведите примеры фрагментов диалога логопеда с ребенком, демонстрирующие различные формы речи: сопровождающую речь, завершающую речь, предваряющую речь.

6. Приведите примеры формул релаксации для детей дошкольного возраста.

7. Подберите упражнения на формирование речевого дыхания у детей с заиканием, дайте инструкцию к выполнению, покажите специфику этой инструкции.

8. Составьте схему «Дифференцированный подход в работе по нормализации состояния моторных функций у детей с невротической и неврозоподобной формами заикания

9. Составьте рекомендации для родителей детей с заиканием по организации специального охранительного режима дома.

10. Анализ программы для детей с заиканием. Определите основные принципы работы логопеда при реализации содержания разделов программы «Ребенок и природа», «Искусство», «Логопедическая ритмика».

Заполнить таблицу.

11. Ответьте на вопросы:

а. С каким количеством детей преддошкольного возраста с заиканием организуются занятия?

б. Какие направления реабилитационного воздействия с детьми преддошкольного возраста с заиканием можно выделить?

в. Каковы задачи коррекционного воздействия?

г. Каким основным принципом определяется подход к устранению заикания у детей преддошкольного возраста (Л.М. Крапивина)?

12. Составить конспект логопедического занятия с детьми дошкольного возраста (тема……, возраст).

Форма отчетности: заполненная таблица, наглядный и речевой материал, игра – драматизация, анализ занятия, фрагменты диалога логопеда с ребенком, формулы релаксации для детей дошкольного возраста, упражнения на формирование речевого дыхания у детей с заиканием, рекомендации для родителей детей с заиканием по организации специального охранительного режима дома, схема . «Дифференцированный подход в работе по нормализации состояния моторных функций у детей с невротической и неврозоподобной формами заикания», анализ программы, письменные ответы на вопросы.

Литература: Осн.[1,2];Доп. [1-5]

Тема: Особенности логопедической работы с заикающимися школьниками, подростками и взрослыми.

Цель: закреплять знания содержания методик коррекционно-педагогической работы с заикающимися школьниками, подростками и взрослыми, формировать умение отбирать и реализовывать методы, приемы и средства коррекции заикания у школьников, подростков и взрослых.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности логопедических занятий с младшими школьниками с заиканием.

2. Система исправления речи у школьников I-IV классов в процессе ручной деятельности (Н.А. Чевелева), специфика реализации со школьниками.

3. Методика преодоления заикания у детей младшего школьного возраста (А.В. Ястребова).

4. Структура логопедических занятий со школьниками с заиканием.

5. Системы и методики преодоления заикания у подростков и взрослых (Н.М. Асатиани, Л.З. Арутюнян, М.И. Буянов, А.Я. Евгенова, С.С. Ляпидевский, Ю.Б. Некрасова, В.М. Шкловский и др.).

6. Логопсихотерапевтический подход к реабилитации подростков и взрослых с заиканием: метод БОС (биологической обратной связи) при коррекции заикания. Психотерапия (прямая и косвенная), музыкотерапия, арттерапия, танцевально-двигательные техники при устранении заикания.

7. Аутогенная тренировка как один из основных методов психотерапии при заикании.

8.Дыхательные гимнастики в системе преодоления заикания.

9. Дискуссионные и нерешенные вопросы в проблеме заикания, перспективы дальнейшего его изучения.

Задания для подготовки к занятиям:

1. Перечислите особенности логопедической работы по устранению заикания со школьниками и обоснуйте, чем обусловлена данная специфика.

2. Заполните таблицу «Содержание логопедических занятий с заикающимися школьниками (методика А.В. Ястребовой)

Период в обучении Содержание работы

3. Заполните таблицу «Общее и специфичное в системах и методиках преодоления заикания у подростков и взрослых»

Системы и методики Общее Специфичное
С.С. Ляпидевский,
М.И. Буянов
В.М. Шкловский
Н.М. Асатиани
Ю.Б. Некрасова
Л.З. Арутюнян
А.Я. Евгенова

4. Приведите примеры формул релаксации (самовнушения) для подростков и взрослых (техника обучения методу аутогенной тренировки).

5. Продемонстрируйте работу с подростками и взрослыми по обучению внутреннеречевому планированию на начальном этапе, приведите пример модели высказывания и рекомендаций к введению модели высказывания в речь.

6. Подберите и продемонстрируйте 2-3 упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых.

7. Подготовьте анализ конспекта логопедического занятия с подростками (по методике И.Ю. Абелевой).

8. Оформите памятку для взрослых с заиканием «Правила для самостоятельной работы над речью».

Форма отчетности: заполненные таблицы, анализ конспекта занятия, фрагменты диалога, формулы релаксации, упражнения на формирование речевого дыхания у подростков и взрослых, рекомендации лиц с заиканием, письменные ответы на вопросы.

Литература: Осн.[1,2];Доп. [1-5]

Типы студентов на сессии


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: