Мбоу «каплинская основная общеобразовательная школа»

Справка

По результатам психологического обследования

Обучающихся 1 класса

МБОУ «Каплинская основная общеобразовательная школа»

Дата обследования: 3.11.2011.

Цель обследования: изучение особенностей адаптации первоклассников к условиям обучения в школе.

Количество обследованных детей: 18человек

Форма проведения: групповая.

Психологический инструментарий:

1. Тест Тулуз-Пьерона (корректурная проба). Направлен на изучение особенностей внимания (концентрации, переключаемости) и индивидуальных характеристик работоспособности первоклассников.

2. Рисуночный тест «Я в школе». Направлен на изучение эмоционального отношения к школе, к учебной ситуации в целом; определение актуального эмоционального состояния ребенка, особенностей мотивации.

Анализ полученных данных по тесту Тулуз-Пьерона позволяет на основе показателя «коэффициент точности» сделать выводы об уровне развития у первоклассников произвольного внимания. Данный показатель свидетельствует о том, насколько ребенок способен к принятию учебной задачи, выполнению учебных действий в группе в соответствии с инструкциями учителя, правилами выполнения задания.

В ходе обследования было установлено следующее:

16 % обучающихся (3 человека): Чечулин Д., Дибров П., Васильев Д. не выполнили задание в целом. Для данной группы учащихся характерно фактическое отсутствие способности к восприятию заданий взрослого и к организации деятельности в соответствии с заданием, что является выраженным признаком школьной дезадаптации.

16% (3 человека): Чеснокова В., Помазуев В, Кутепова Д. приступили к выполнению задания и формально завершили работу, однако ее уровень не соответствует требованиям, предъявляемым к данной возрастной группе. Показатель точности внимания этих детей указывает на существенные недостатки в развитии произвольного внимания и позволяет прогнозировать с достаточно высокой долей вероятности трудности в обучении при отсутствии своевременной психолого-педагогической помощи детям.

11% (2 человека): Чубко Д., Каргашова Е. имеют слабый уровень развития произвольного внимания, что также может негативно отразиться на качестве обучения.

23% (4 человека): Чурилов И.. Голдобин А., Дикарев А., Жданова Д. имеют средние результаты выполнения данного теста.

11% (2 человека): Паскаль Н.. Бурцева А. продемонстрировали хорошие результаты выполнения теста.

23% (4 человека): Сысоев М., Костенко К., Цветков К., Каменева К. имеют высокие показатели выполнения теста.

Обучающиеся трех последних групп обладают достаточными возможностями для успешного восприятия и усвоения учебного материала.

Помимо изучения особенностей внимания обследование позволяет сделать выводы об индивидуальных характеристиках работоспособности учащихся первых классов по показателю «коэффициент скорости». Выявлено, что 23% обучающихся, успешно справившихся с заданием (Костенко К., Сысоев М., Паскаль Н.. Чубко Д.), имеют низкие показатели скорости, их работоспособность характеризуется выраженной медлительностью. Данное обстоятельство необходимо учитывать при организации учебной деятельности детей.

В ходе интерпретации и анализа рисунков «Я в школе», установлено:

— позитивное эмоциональное отношение к школе сформировано у 77% первоклассников. Однако на отношение к школе оказывают влияние несколько факторов (наличие или отсутствие школьных достижений, взаимоотношения с учителем, в классе среди сверстников, отношения в семье), в связи с чем эта величина не является постоянной. Позитивное отношение к школе необходимо поддерживать, стимулировать.

— У подавляющегося большинства обучающихся (89%) выявлена внеучебная мотивация, связанная с преобладанием внешних социальных мотивов учения, а также желанием взаимодействовать со сверстниками в деятельности, не связанной с учебой, т.е. игровая мотивация.

— У (11%): Бурцева А., Паскаль Н. детей актуальное эмоциональное состояние характеризуется повышенным уровнем тревожности. Это может являться следствием влияния на первоклассников ситуации оценивания, сравнения достижений с одноклассниками, повышенных школьных и родительских требований, страхом несоответствия ожиданиям взрослых, страхом получения негативной отметки и пр.

Таким образом, по результатам проведенного обследования можно сделать следующие выводы:

1. 46% первоклассников успешно адаптировались к условиям школы.

2. У 11 % (Бурцева А., Паскаль Н.) наблюдаются отдельные признаки дезадаптации (высокий уровень тревожности, напряженное психоэмоциональное состояние).

3. У 32 % (Чечулин Д., Дибров П., Васильев Д. Чеснокова В., Помазуев В, Кутепова Д.) выявлены выраженные признаки дезадаптации, проявляющиеся в нарушении способности к принятию учебной задачи, выполнению учебных действий в группе в соответствии с инструкциями учителя, правилами выполнения задания.

Рекомендации:

1.Оказать педагогическую поддержку учащимся, испытывающим трудности в адаптации к школе Чечулин Д., Дибров П., Васильев Д. Чеснокова В., Помазуев В, Кутепова Д.

2.Ознакомить родителей первоклассников с обобщенными результатами обследования и предоставить информацию о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста и аспектах родительско-детского взаимодействия, влияющих на процесс адаптации первоклассников к школе.

3. Формировать познавательные мотивы у обучающихся через создание ситуации успеха в урочной деятельности, поощрение интереса к предметам и т.д.

Ведущий за собой МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская школа»


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: