Рабочая программа учебной дисциплины
Б.1.Б.4 Русский язык и культура речи
(индекс и наименование дисциплины по учебному плану)
Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Профиль: Психология и социальная педагогика
Курс___1___Форма обучения _очная/заочная__
Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВО:__72___ часов
___2___ зачетных единиц
1. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)_ 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, Профиль «Психология и социальная педагогика», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1457 от 14.12.2015
(дата)
2. Разработчик рабочей программы
Доцент кафедры ДиСО ____________ Добря М.Я.
3. ПРИНЯТА на заседании кафедры дошкольного и специального образования __________ протокол № ____
(дата)
зав.кафедрой дошкольного и специального образования___________ Дорофеева Т.А.
4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.
Зав. выпускающей кафедрой | ________________/______ Калягина Е.А. |
(подпись) (ФИО)
____________________
(дата)
5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры ____________________________________ протокол № ___ ___________________________
(дата)
Зав. кафедрой | _______________________________/_________________________ |
(подпись) (ФИО)
Пояснительная записка
Курс «Русский язык и культура речи» одновременно формирует у студентов три вида компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную – с акцентом на коммуникативной компетенции.
Цели учебной дисциплины
Данный курс направлен на повышение уровня практического владения современным русским языком у специалистов нефилологического профиля – в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях.
Совершенствование навыков владения русским языком предполагает углубление понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации.
Курс русского языка и культуры речи подразумевает овладение практическими навыками построения текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей.
Студент должен обладать следующим набором компетенций, которые позволят усваивать теоретический материал учебной дисциплины и реализовывать практические задачи:
— способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5)
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Задачи дисциплины заключаются в формировании знаний, умений и навыков, которыми должен владеть педагог в области русского языка.
Студент должен знать
— систему норм русского литературного языка;
— основные языковые единицы, их признаки и отличия;
— стилистическую принадлежность языковых единиц;
Студент должен уметь
— уметь применять полученные знания о языке в речевой практике;
— предвидеть и оценивать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения социальной природы языка;
— пользоваться словарями и справочной литературой по русскому языку и культуре речи;
Студент должен владеть (иметь опыт)
— анализа языковых единиц с учетом их лексической, грамматической, синтаксической и функционально-стилистической характеристики;
— осознанно применять орфографические и пунктуационные правила;
— выбора и реализации стиля речи в соответствии с коммуникативными условиями, с характером материала, с уровнем восприятия речи предполагаемыми слушателями.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
В настоящее время актуальность приобретает владение современными методами поиска, обработки и использования информации, умение интерпретировать и адаптировать информацию адресата. В связи с этим необходимость введения дисциплины «Русский язык и культура речи» обусловлена изучением русского языка как системы взаимосвязанных и взаимообусловленных лексических, грамматических и фонетических явлений, значением и употреблением (нормативном и вариативном) языковых единиц.
Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
Основной смысловой нагрузкой дисциплины является освоение студентами норм речевой культуры, умение ориентироваться в речевой ситуации и адекватно реализовывать коммуникативные намерения в соответствии с определенным видом общения и речевым жанром.
Дисциплина включает введение и два раздела. Введение предполагает знакомство с основами курса: общение, речевая деятельность, русский язык как открытая динамическая система, три аспекта культуры речи.
Первый раздел программы предусматривает знакомство с системой норм русского литературного языка, основными коммуникативными качествами речи. Второй раздел знакомит студентов с речевыми жанрами разных стилей, которые использует педагог в своей профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется формированию у студентов умения создавать различные устные и письменные речевые высказывания.
В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:
чтение лекций, проведение практических занятий, где студенты учатся выполнять различные прикладные задания, связанные с анализом языкового материала, обсуждать качество выполняемых индивидуальных заданий (по построению грамматически и стилистически грамотной речи, по совершенствованию правописных навыков); выполнение контрольных работ в форме индивидуальных контрольных диктантов и тестов (по каждому изученному разделу). Особое место в овладении данным учебным материалом отводится самостоятельной работе, при выполнении которой студент изучает ряд тем, работает со справочной лингвистической литературой (словари и справочники).
Изучение дисциплины завершается зачетом, который включает:
— выполнение заданий по индивидуальным карточкам;
— устный ответ студента с соблюдением всех норм русского литературного языка ( в форме свободной беседы с преподавателем)
Обязательным условием допуска студента к зачету является:
— написание диктантов различной сложности (в том числе итогового)
— представление анализа текстов различных функциональных стилей.
Дисциплина рассчитана на один семестр, включает практические занятия и самостоятельную работу студентов.
1.4. Организационно-методический план
Для студентов ОФО
Вид учебной работы | Кол-во часов | № семестров (по учебному плану) | |||||||
… | |||||||||
I. Аудиторная: | |||||||||
лекции | |||||||||
семинары | |||||||||
…..практические занятия | |||||||||
…..лабораторные работы | |||||||||
ИТОГО: | |||||||||
II. Внеаудиторная: | |||||||||
курсовые проекты | |||||||||
курсовые работы | |||||||||
рефераты | |||||||||
расчетно-графические работы | |||||||||
контрольные работы | |||||||||
домашние контрольные работы | |||||||||
самоподготовка: | |||||||||
самостоятельное изучение разделов | |||||||||
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий | |||||||||
подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др. | |||||||||
……подготовка к зачету | |||||||||
другие виды внеаудиторной работы | |||||||||
ИТОГО: | |||||||||
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) | з | ||||||||
Общая трудоемкость дисциплины: |
Организационно-методический план