Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Рабочая программа учебной дисциплины

Б.1.Б.4 Русский язык и культура речи

(индекс и наименование дисциплины по учебному плану)

Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

Профиль: Психология и социальная педагогика

Курс___1___Форма обучения _очная/заочная__

Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВО:__72___ часов

___2___ зачетных единиц

1. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)_ 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, Профиль «Психология и социальная педагогика», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1457 от 14.12.2015

(дата)

2. Разработчик рабочей программы

Доцент кафедры ДиСО ____________ Добря М.Я.

3. ПРИНЯТА на заседании кафедры дошкольного и специального образования __________ протокол № ____

(дата)

зав.кафедрой дошкольного и специального образования___________ Дорофеева Т.А.

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

Зав. выпускающей кафедрой ________________/______ Калягина Е.А.

(подпись) (ФИО)

____________________

(дата)

5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры ____________________________________ протокол № ___ ___________________________

(дата)

Зав. кафедрой _______________________________/_________________________

(подпись) (ФИО)

Пояснительная записка

Курс «Русский язык и культура речи» одновременно формирует у студентов три вида компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную – с акцентом на коммуникативной компетенции.

Цели учебной дисциплины

Данный курс направлен на повышение уровня практического владения современным русским языком у специалистов нефилологического профиля – в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях.

Совершенствование навыков владения русским языком предполагает углубление понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации.

Курс русского языка и культуры речи подразумевает овладение практическими навыками построения текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей.

Студент должен обладать следующим набором компетенций, которые позволят усваивать теоретический материал учебной дисциплины и реализовывать практические задачи:

— способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5)

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Задачи дисциплины заключаются в формировании знаний, умений и навыков, которыми должен владеть педагог в области русского языка.

Студент должен знать

— систему норм русского литературного языка;

— основные языковые единицы, их признаки и отличия;

— стилистическую принадлежность языковых единиц;

Студент должен уметь

— уметь применять полученные знания о языке в речевой практике;

— предвидеть и оценивать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения социальной природы языка;

— пользоваться словарями и справочной литературой по русскому языку и культуре речи;

Студент должен владеть (иметь опыт)

— анализа языковых единиц с учетом их лексической, грамматической, синтаксической и функционально-стилистической характеристики;

— осознанно применять орфографические и пунктуационные правила;

— выбора и реализации стиля речи в соответствии с коммуникативными условиями, с характером материала, с уровнем восприятия речи предполагаемыми слушателями.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

В настоящее время актуальность приобретает владение современными методами поиска, обработки и использования информации, умение интерпретировать и адаптировать информацию адресата. В связи с этим необходимость введения дисциплины «Русский язык и культура речи» обусловлена изучением русского языка как системы взаимосвязанных и взаимообусловленных лексических, грамматических и фонетических явлений, значением и употреблением (нормативном и вариативном) языковых единиц.

Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Основной смысловой нагрузкой дисциплины является освоение студентами норм речевой культуры, умение ориентироваться в речевой ситуации и адекватно реализовывать коммуникативные намерения в соответствии с определенным видом общения и речевым жанром.

Дисциплина включает введение и два раздела. Введение предполагает знакомство с основами курса: общение, речевая деятельность, русский язык как открытая динамическая система, три аспекта культуры речи.

Первый раздел программы предусматривает знакомство с системой норм русского литературного языка, основными коммуникативными качествами речи. Второй раздел знакомит студентов с речевыми жанрами разных стилей, которые использует педагог в своей профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется формированию у студентов умения создавать различные устные и письменные речевые высказывания.

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:

чтение лекций, проведение практических занятий, где студенты учатся выполнять различные прикладные задания, связанные с анализом языкового материала, обсуждать качество выполняемых индивидуальных заданий (по построению грамматически и стилистически грамотной речи, по совершенствованию правописных навыков); выполнение контрольных работ в форме индивидуальных контрольных диктантов и тестов (по каждому изученному разделу). Особое место в овладении данным учебным материалом отводится самостоятельной работе, при выполнении которой студент изучает ряд тем, работает со справочной лингвистической литературой (словари и справочники).

Изучение дисциплины завершается зачетом, который включает:

— выполнение заданий по индивидуальным карточкам;

— устный ответ студента с соблюдением всех норм русского литературного языка ( в форме свободной беседы с преподавателем)

Обязательным условием допуска студента к зачету является:

— написание диктантов различной сложности (в том числе итогового)

— представление анализа текстов различных функциональных стилей.

Дисциплина рассчитана на один семестр, включает практические занятия и самостоятельную работу студентов.

1.4. Организационно-методический план

Для студентов ОФО

Вид учебной работы Кол-во часов № семестров (по учебному плану)
I. Аудиторная:
лекции
семинары
…..практические занятия
…..лабораторные работы
ИТОГО:
II. Внеаудиторная:
курсовые проекты
курсовые работы
рефераты
расчетно-графические работы
контрольные работы
домашние контрольные работы
самоподготовка:
самостоятельное изучение разделов
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий
подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др.
……подготовка к зачету
другие виды внеаудиторной работы
ИТОГО:
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) з
Общая трудоемкость дисциплины:

Организационно-методический план

Для студентов ЗФО

TEDxPhiladelphiaED — Adam Grant — \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: