Методические рекомендации по написанию дискуссии

Дискуссия- 1)Спор, обсуждение, какого-либо вопроса в беседе, на собрании в печати и т.д. 2)Способ организации совместной деятельности, помогающий выработать общее решение проблемы. 3)Метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины (Педагогически энциклопедический словарь).

При написании дискуссии следует руководствоваться стадиями прохождения дискуссии: ориентация, оценка, консолидация.

На первой стадии обучающиеся адаптируются к проблеме и друг другу, т.е.в это время вырабатывается установка на решение поставленной проблемы. При этом перед организатором дискуссии ставятся следующие задачи:

1.Сформулировать проблему и цели дискуссии. Для этого надо объяснить, что обсуждается, что должно дать обсуждение.

2.Провести знакомство участников. Для этого можно попросить представиться каждого участника, или использовать метод интервьюирования, который заключается в том, что студенты разбиваются на пары и представляют друг друга после короткой ознакомительной направленной беседы (не более 5 мин).

3.Создать необходимую мотивацию, т.е изложить проблему, показать ее значимость, выявить в ней нерешенные и противоречивые вопросы, определить ожидаемый результат.

4.Установить регламент дискуссии, а точнее, регламент выступлений, так как общий регламент определяется продолжительностью занятия.

5.Сформулировать правила ведения дискуссии. (Выступать должен каждый, необходимо выслушивать выступающего, не перебивать, аргументированно подтверждать свою позицию, не повторяться, не допускать личной конфронтации, сохранять беспристрастность, не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию.

6.Создать доброжелательную атмосферу и положительный эмоциональный фон. Основой любого активного метода обучения является бесконфликтность.

7.Добиться однозначного семантического принятия терминов и понятий. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения темы дискуссии.

Вторая стадия-стадия оценки — обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей.

Задачи ведущего:

1.Начать обмен мнениями, что предполагает предоставление слова конкретным участникам. Ведущему не рекомендуется брать слово первым.

2.Собрать максимум мнений, идей, предложений.

3.Не уходить от темы, что требует твердости организатора, а иногда и авторитарности. Следует тактично останавливать отклоняющихся, направлять их в нужное русло.

4.Поддерживать высокий уровень активности всех участников. Не допускать чрезмерной активности одних за счет других, соблюдать регламент, останавливать затянувшиеся монологи, подключать к разговору всех присутствующих.

5.Оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений перед тем, как переходить к следующему витку дискуссии. Такой анализ следует делать через определенные интервалы (каждые 10-15минут).

Третья стадия-стадия консолидации-предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция дискуссии.

Задачи:

1.Проанализировать и оценить проведенную дискуссию, подвести итоги. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале дискуссии цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.

2.Помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мнению, чего надо достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска новых тенденций для принятия решений.

3.Принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.

4.В заключительном слове подвести участников к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.

5.Добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех участников за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.

Структура написания сценария дискуссии

1. Тема

2. Цель

3. Задачи:

  • Образовательные:
  • Воспитательные:
  • Развивающие:

4. Оборудование

5. Предварительная работа

6. Вопросы для обсуждения

7. Правила дискуссии

8. Регламент дискуссии

9. Ход дискуссии

1 этап. Ориентация.

2 этап. Оценка

3 этап. Консолидация

Демоверсии 2019 и методические рекомендации


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: