Методика подготовки и проведения отрядного дела

Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду, для кого оно проводится, кому принесёт радость, и что получат для своего развития дети-участники. Но для успеха любого дела необходимо вожатому (организатору) и ребятам учитывать логику его организации, методы его подготовки. Методов существует несколько. Обратимся к методическим рекомендациям подготовки и проведения отрядного дела, которые даны Е.В. Титовой в книге «Если знать, как действовать».

Объективно существуют три вида подготовки дела:

индивидуальная, когда дело в коллективе организует один человек (кто-то персонально, чаще всего вожатый);

групповая, когда дело в коллективе организует какая-нибудь группа (постоянные или временные органы самоуправления и микрогруппы);

коллективная, когда в организации дела принимает участие весь коллектив.

Все эти виды подготовки дела взаимосвязаны, и каждый последующий из них как бы вбирает в себя предыдущий. Например, групповая подготовка дела непременно предполагает и индивидуальную, так как группу (орган) кто-то персонально возглавляет и его собственная подготовка дела в связи с этим специфична. А коллективная подготовка дела предусматривает групповую, потому что действия коллектива координирует и направляет всё же какой-либо орган (группа). В то же время она невозможна и без индивидуальной: ведь этот координирующий организаторский орган и микрогруппы тоже кто-то возглавляет.

Наиболее эффективной является коллективный вид деятельности — самый сложный по своей организации, но вместе с тем и самый плодотворный сточки зрения воспитательной эффективности. На нём основана подготовка КТД, а, как известно, именно коллективное творческое дело носит боле воспитательный характер, нежели дело, подготовленное одним вожатым.

Индивидуальный метод подготовки деламожет себя оправдывать только в первые дни смены, когда дети ещё не готовы брать такую ответственность на себя и на совместную подготовку просто нет времени.

В основной период целесообразнее использовать групповойвид подготовки дела. Методы будут следующие: инициативная группа, творческая группа, микрогруппа.

Инициативная группа— это временный организаторский орган коллектива, но состоящий из числа добровольцев, изъявивших желание взяться за организацию какого-либо дела; чаще всего это подготовленные, компетентные дети, достаточно грамотные в данном вопросе, те, которые хотят поделиться своими знаниями с другими детьми. Главные условия для создания группы:

сами пишут сценарий;

сами организуют и проводят дело;

сами анализируют.

Алгоритм метода подготовки и проведения КТД:

сами планируют;

сами готовят и проводят;

сами анализируют.

Творческая группа— это тоже временный орган коллектива, избираемый, как правило, из числа наиболее компетентных лиц, для разработки идеи, подготовки и проведения какого-либо конкретного дела. Например: литературно-музыкального вечера, познавательных творческих дел, спортивно-туристических и т. д. Одним словом, для организации таких дел, где могут понадобиться специальные знания и умения организаторов. В чём её отличие от инициативной?

назначается органом самоуправления;

распределяет задания между микрогруппами и отдельными детьми;

осуществляет помощь и контроль за выполнением заданий. Если сравнить с инициативной группой, то заметно, что там участники из других групп не привлекаются.

Алгоритм метода подготовки КТД:

дети по желанию входят в состав группы;

сами планируют, готовят, привлекая других детей и взрослых;

сами проводят и анализируют.

Микрогруппа (сводный отряд, если на уровне дружины). Микрогруппа получает задание подготовить отрядное (дружинное) дело, полностью разрабатывает сценарий, распределяет задания между членами микрогруппы по подготовке отдельных частей дела, проводит дело.

Алгоритм метода подготовки и проведения КТД:

назначается советом отряда;

получает задание от отряда;

сами планируют, готовят и проводят, привлекая других членов отряда;

анализируют вместе с отрядом свою деятельность и участие остальных членов отряда в деле.

Коллективный вид подготовки дела.А может ли быть такое, чтобы весь коллектив был организатором чего-либо? Не могут же быть все организаторами.

Дело в том, что когда мы говорим «организатор», то, как правило, представляем себе кого-то, кто организует других, т. е. упорядочивает и направляет чью-либо деятельность. И это способен делать не каждый. Ну а если весь коллектив упорядочивает собственную деятельность? «Весь коллектив» — это значит, что каждый участвует в организации общей деятельности. Заметим, что «быть организатором» и «принимать участие в организации» не совсем одно и то же. Можно не быть непосредственно организатором, но зато принимать участие в процессе организации деятельности вместе с другими товарищами. В этом случае дело готовится методом «совет дела».

Совет дела — от предложений каждого к общему делу. Определяется общее дело. Каждая группа обсуждает проект дела. Представители каждой микрогруппы выдвигают свои решения, после чего составляется один общий проект. Для осуществления его от каждой группы выдвигается один представитель.

Алгоритм метода подготовки и проведения КТД:

идея дела, а для вожатого — определение педагогического смысла;

сначала проводится сбор микрогруппы, где идёт обсуждение проблемы, и каждый член микрогруппы предлагает свои идеи, высказывает свои мысли;

затем проходит сбор отряда, где выслушиваются всеми микрогруппами предложения. Обсуждается и вырабатывается одно решение — вариант КТД;

избираются члены совета дела (оргкомитет, орггруппа; может и не избираться, так как в него войдут командиры микрогрупп);

распределение обязанностей: оформители (наградная продукция, художественное), сценаристы, организаторы (ведущие, ассистенты), техническое обеспечение (реквизит, фонограммы, костюмы

и т.д.);

определение сроков;

подготовка;

проведение дела;

анализ дела по микрогруппам.

Встаёт следующий вопрос: где находиться взрослому во время организации коллективного творческого дела? Ответ: там, где нужно. Если ведущий неопытен, очень волнуется, хорошо быть поближе к нему, чтобы иметь возможность что-то подсказать, в чём-то тактично поправить. Если в отряде существует группа «шумных» ребят, надо бы оказаться рядом с ними. Если же известно, что одна из микрогрупп слабовата, — быть с этой микрогруппой и т. д.

Дело началось. И снова перед педагогом встаёт вопрос: где находиться? Рядом с ведущими.в одной из микрогрупп, в каждой из них по очереди, сгостями, родителями и т. д.

Готовя коллективное творческое дело всем отрядом, вожатый должен помнить два правила: отрядное дело не должно быть отдано на откуп детям; инициатива детей не гасится, а умело корректируется.

Следует запомнить следующие правила:

Главное — процесс подготовки, а не итог. Воспитывает не само дело, а подготовка к нему!

Вожатый непосредственно или опосредованно руководит, помогает в подготовке и проведении дела.

Чем больше ребёнок делает самостоятельно, тем значимее для него дело. Нужно давать возможность ребёнку быть творцом, а не просто исполнителем!

Алгоритм проведения дела:

¦Настрой:

а) словесный;

б) музыкальный;

в) оформление (художественное, элементы реквизита, название дела);

г) внешний вид (костюмы ведущих, ассистентов).

¦Проведение дела.

При проведении дела следует учитывать следующие моменты:

логичность (экспозиция (пролог), завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, эпилог);

смена деятельности (от простого к сложному, подвижное — неподвижное и т. д.);

умение владеть вниманием аудитории;

использование технических средств: аудио (музыкальное, шумовое оформление, записанный голос); видео (просмотр видеороликов озвучивание видеосюжета, обсуждение видеофрагментаи т. д.); световое оформление (высвечивание «пушкой» делают спомощью фильмоскопа, настольной лампы и т.д.);

—занятость всех детей (по возможности!) — даже если ребёнок будет только включать и выключать свет, для него это может быть очень значимым. Отрядное дело — это не бенефис одного вожатого!

¦Итог (анализ)— определить, когда и в какой форме провести анализ, или это будет сразу после дела, или на следующий день, чтобы не получился разговор только на эмоциональном уровне, или это будет на «огоньке», или просто — беседа.

Схема проведения анализа дела с отрядом:

1.Поблагодарить (найти за что, даже если дело было «провальным»):

Что было хорошо и что понравилось?

Какие были интересные находки?

Как сработала группа (группы)?

Как дело сработало на отряд, чем дело было полезным для отряда?

Кто по-новому, с неожиданной стороны раскрылся?

Чему научились при проведении дела?

Смогу ли я провести подобное дело у себя в школе, в другом детском лагере?

2. Выявить ошибки и неудачи:

Что не получилось и почему?

Недостатки дела?

Схема анализа дела самим вожатым:

Насколько предложенное дело было важным в воспитательном отношении?

Насколько достигнуты цель и задачи дела?

Как действовали в этом деле ребята (активно, пассивно, слушали, смотрели, отвлекались)?

Как реагировали дети в ходе дела (аплодировали, смеялись, переживали, скучали)? Приходилось ли вносить коррективы в ход дела?

Каков воспитательный эффект дела? Какие чувства оно вызвало, над чем заставило задуматься?

Какие были педагогические ошибки?

В последнее время часто приходится слышать рассуждения о том, что увлечение коллективной творческой деятельностью приводит к тому, что из педагогической практики «уходит» индивидуальная работа, взаимодействие педагога с конкретной личностью. Тем более что этому способствует и сама терминология: коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективное проведение, коллективный анализ. Всё коллективное! Где же тут личность?

Но так можно рассуждать лишь при поверхностном знакомстве с методикой. На самом деле ничего по-настоящему коллективного не получится, если лично каждый не будет готов к осуществлению своих индивидуальных функций в коллективе, к реализации собственных возможностей. Нужно понять, что без кропотливой индивидуальной работы невозможно обеспечить качество и результативность истиной коллективной организаторской деятельности.

Значит, для того чтобы дети могли выполнять свои (действительно непростые) организаторские поручения, им необходимо помочь в этом. Но помочь — не значит сделать за них, взять на себя их функции, подменить их. Следовательно, необходима специальная и часто именно индивидуальная работа педагога с детьми. Наши дети не меньше нас, педагогов, нуждаются в соответствующих методических знаниях и умениях.

Сердечно-лёгочная реанимация


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: