Методика работы с детьми

В младшем дошкольном возрасте ведущей является задача воспитания доброжелательных взаимоотношений между детьми, желания играть вместе, умения не ссориться, «мирно» разрешать возникающие конфликты. Воспитатель заботится, чтобы деятельность детей была содержательной, было больше шуток, веселья, которые объединяют детей, делают их жизнь эмоционально благополучной.

Воспитатель не обращает внимание детей на их национальные различия. Если же в группе есть маленькие представители другой расы и дети это, безусловно, замечают, то и тогда необходимо стремиться к тому, чтобы расовое различие не стало преградой для дружелюбных отношений между дошкольниками.

Воспитатель наполняет предметное окружение детей объектами их национальной культуры. Разучивает песенки, потешки русского народа и других народов мира, близких и понятных дошкольникам по содержанию. На праздниках и в повседневной жизни дети играют в подвижные игры разных народов, видят разные игрушки, но их внимание не фиксируется на национальной принадлежности произведений устного народного творчества, игр, предметов, хотя она и может называться.

Младший возраст — это возраст насыщения социального опыта ребенка конкретным материалом через чувства и отношения, период создания базы для последующего осмысления ее.

Разработайте и проверьте на практике разные варианты занятий с детьми по формированию обобщенного представления «о доме». Обратитесь к материалу главы о методах ознакомления детей с социальной действительностью в книге «Родной край» (под ред. С. А. Козловой. — М., 1990).

К старшему дошкольному возрасту, когда происходит «интеллектуализация чувств», когда эмоции «становятся умными» и ребенка интересует широкий окружающий мир, когда он уже достаточно наслышан, что есть мир и за пределами его собственного дома, можно начинать работу по обогащению представлений детей об окружающем; формировать представления о том, что такое планета Земля, какие люди живут на Земле, чем они похожи на нас и чем отличаются.

Стр. 81

Содержание работы может быть разделено на несколько смысловых частей.

Вначале уточняются и формируются представления детей о доме как месте, в котором живут люди.

Во время прогулок дети рассматривают и обсуждают дома: большие они или маленькие, для чего предназначены. После прогулки во время беседы, рисования, конструирования с детьми уточняются понятия: «моя (наша) квартира», «мой (наш) дом», «моя (наша) улица», «мой (наш) город», «моя (наша) страна». Используя приемы моделирования, сравнения, включения детей в воображаемую ситуацию, воспитатель подводит детей к обобщению понятия «дом».

Эта работа сочетается с решением задач нравственного воспитания, дети отвечают на вопросы: почему каждому нужен свой дом, как нужно относиться к своему дому, что означает беречь его, есть ли свой дом у животных, кто его строит, берегут ли животные свой дом?

На этом же этапе можно показать детям дома разной архитектуры, из разного материала. В сюжетно-ролевых играх, играх-путешествиях дети закрепляют приобретенные знания.

В содержание занятий по ознакомлению с природой включите беседу с детьми о том, где и как живут разные животные, птицы, насекомые. Рассмотрите на картинках и в природе разные «дома»: ласточкино гнездо, муравейник, берлогу медведя. Как связан тип дома с климатом, с особенностями самого живого существа ?

Следующий этап работы — знакомство детей с понятием «планета Земля». Воспитатель приносит в группу глобус с географической картой мира. В свободное время предлагает детям рассмотреть глобус и подумать, что обозначают пять цветов: синий, зеленый, желтый, коричневый, белый, а затем найти знакомое им море, реку, определить, например, чем горы отличаются от пустыни.

Главное на данном этапе — привлечь внимание детей к глобусу, вызвать интерес и желание узнать побольше.

После вопроса к детям: «Почему нет белого цвета в центре глобуса или желтого цвета вверху?» — воспитатель, предварительно выслушав все «версии» детей, предлагает им посмотреть, что происходит на Земле, когда светит солнце. С помощью экспериментирования и опытов он демонстрирует распространение тепла и света на Земле в зависимости от вращения Земли и Солнца. Вывод дети должны сделать сами. Проверить и закрепить их знания можно в дидактических играх типа «Рассели животных по Земле»; «Из чего построить дом жителям пустыни, Севера?»; «Что где растет на Земле?». В дидактических играх можно использовать наборы картинок или фигурок, которые дети располагают на карте. Игры можно проводить и в словесной форме, и в подвижной (с мячом), с выигрышем фангов. Интерес у детей вызовет книга Н. Сладкова «Разноцветная земля».

Стр. 82

Воспитатель обращает внимание детей на форму Земли (она круглая). Задает вопрос, как люди узнали, что Земля круглая. Можно рассказать о ком-то из великих мореплавателей — Христофоре Колумбе или Фернанде Магеллане (можно воспользоваться книгой «Мир и человек». — М., ] 988). Такой рассказ даст богатую пищу для длительной творческой игры дошкольников.

Полезно рассмотреть с детьми фотографию Земли, сде-ланную космонавтами, рассказать о межпланетных путешествиях, сравнить, сколько времени потратили на облет Земли космонавты и сколько потребовалось мореплавателям.

В заключение воспитатель говорит, что когда-то давным-давно Земля была заселена только животными, рыбами, динозаврами, мамонтами (дети видели их на картинках, в видеофильмах).

Сделайте к данной эвристической беседе наглядное пособие (картинки, макет и др.).

А потом на Земле появился человек — с этой информации начинается следующий этап ознакомления детей с человеком и воспитания у дошкольников планетарного и национального сознания.

Повторите материал главы «Познание себя как путь социализации личности ребенка».

Если воспитатель приучал детей начиная с младшего возраста к самостоятельности мышления, к тому, что каждый человек умеет думать и мыслит по-своему, занятие целесообразно провести в форме эвристической беседы «Как появился на Земле человек» и предложить детям три гипотезы происхождения человека на Земле. Например, воспитатель рассказывает: «Никто точно не знает, как произошел человек, как он появился на Земле. Разные люди думают об этом по-разному. И может быть, когда вы станете взрослыми, кто-нибудь из вас сможет ответить на этот сложный вопрос. А пока я вам расскажу, что думают об этом разные люди сегодня. Некоторые считают, что человек произошел от обезьяны, некоторые — что человека создал Бог, а третьи думают, что человек прилетел на Землю с другой планеты». По каждой гипотезе воспитатель может поговорить с детьми отдельно, показывая картинки, читая и рассматривая книги.

Стр. 83

Данная информация вызывает живой интерес у детей подготовительной к школе группы. Воспитателю стоит внимательно присмотреться и прислушаться к детям после занятия, чтобы научить их спорить, не соглашаться друг с другом и чтобы сделать заключение о характере усвоения новой для них информации. И только когда интерес к информации начнет снижаться, можно будет продолжить работу с детьми.

Дальнейшее направление работы идет по линии ознакомления детей с различиями и сходством живущих на Земле людей. «Чем все люди похожи? Как ты отличишь человека от животного?» — ответы на эти вопросы не вызывают у детей затруднений, но их нужно поставить вновь для перехода к разговору о различиях между людьми.

Воспитатель начинает разговор о различиях с рассматривания картинок, на которых изображены разные люди: взрослые, дети, мужчины, женщины, представители различных рас.

Далее может быть несколько вариантов занятия в зависимости от сформированности у детей умения классифицировать: в одном случае воспитатель предлагает конкретное задание — разложить картинки определенным образом: в одну сторону взрослых, в другую — детей или в одну сторону мужчин, в другую — женщин и т. п. Но можно дать детям и более сложные задания: построить три дома и расселить в них три семьи; сказать, людей с каким цветом кожи они чаще всего встречают на улице, в детском саду, дома.

Задания могут носить разный характер, но цель одна — обратить внимание детей на различия между людьми и прежде всего на различия по цвету кожи, волос, разрезу глаз.

Вспомните по книге «Родной край» (под ред С. А. Козловой. — М., 1990) методику формирования у детей понятий «страна», «город» (см. в названной книге статью Н. Ф. Виноградовой «На пороге большого мира»).

После такой предварительной работы можно провести обобщающую беседу о том, что на Земле живут люди разных рас, есть раса черная, белая, желтая (детям можно не сообщать научные названия больших рас — монголоидная, негроидная и европеоидная). Мы принадлежим к белой расе. Но все мы — люди. Люди разных рас живут по всей планете, но, например, людей черной расы больше живет в жар-кой Африке (рассматривается глобус), а людей белой расы Польше в более холодных странах, где солнце греет не так жарко. Важно формировать у детей представления о том, по люди плохие и хорошие, умные и не очень есть среди представителей любой расы. Но это очень интересно, что такие разные люди живут на Земле.

Стр. 84

Прочтите статью Л. Сафро «Глобус и Эйфелева башня» (Обруч. — М., 1997. — № 4. — С. 33), продумайте, как вы можете использовать этот опыт в собственной работе с детьми.

Следующий этап в ознакомлении детей с жителями Земли — нормирование представлений о странах, их особенностях и общих чертах.

Воспитатель снова вносит в группу глобус (карту), но уже не с географической, а с политической картой мира. Сравниваются два изображения Земли, дети пытаются ответить ил вопрос, почему они разные. Воспитатель объясняет, что на глобусе изображены разные страны, в которых живут люди Земли. Предлагает посмотреть на нашу страну — Россию, а потом показывает страны, которые называют дети.

Но что же такое страна? Чем одна страна отличается от другой? Можно выделить несколько признаков. В первую очередь на примере своей страны и известных дошкольникам других стран дети вместе с воспитателем находят страну и ее столицу, еще раз соотнося понятия «страна» и «город». Отличительными признаками служат также язык, культура, деньги. Говоря о каждом признаке, воспитатель прежде всего предлагает детям вспомнить о своей стране.

По книге А. Усачева «Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых» (М., 1992) или книге «Азбука прав человека» (по проекту В. Г. Бейлинсона. — М., 1994) и др. разработайте методику ознакомления детей с декларацией.

Такая работа может проходить не только и не столько на общих занятиях, сколько в беседах с подгруппами детей, во время просмотров видеофильмов, рассматривания книг, картин, предметов, привезенных из разных стран, или после путешествий детей с родителями, после встречи с человеком из другой страны. Воспитатель использует любую возможность для обогащения представлений детей о мире.

Нужно отметить, что работа по ознакомлению с особенностями стран может проходить очень разнообразно, если дети проявят интерес к этой стороне социального мира: можно устраивать знакомство с национальными блюдами (не рассказывать о кушаньях, а готовить их и пробовать), знакомить детей с национальными музыкальными инструментами, обычаями, традициями разных стран.

Стр. 85

В контексте общего рассказа детям о странах мира и их жителях можно начинать разговор о том, что люди различаются не только расой. Разными могут быть и представители одной и той же расы — люди разной национальности. В любой стране могут жить люди и разных рас, и разных национальностей, но если они жители определенной страны, то называют их по названию страны: в России — россияне, во Франции — французы, в Японии — японцы. Но, например, россияне могут быть русскими, татарами, удмуртами и др. Учитывая состав своей группы, воспитатель рассказывает детям о тех или иных национальностях. При этом он останавливается на таких особенностях, как язык, культура. Дети могут выучить несколько слов на языке какой-нибудь национальности, а также песни, танцы, игры этого народа. Все национальности равны, и наряду с «уголком русской культуры» в дошкольном учреждении, которое посещают дети других национальностей, должны быть «уголки» и этих народов, иначе идея равноправия не получит в глазах детей реального подтверждения.

Важно постоянно помнить, что у ребенка должна складываться «картина мира», включающая по меньшей мере два направления: люди, страны очень разные, их много на Земле; люди, страны имеют общие черты и связаны между собой.

Познакомьтесь с методикой воспитания этики межнационального общения Э. К. Сусловой, используйте ее в практике работы с детьми.

И наконец, важной частью работы в данном направлении является рассказ детям о существовании «Декларации прав человека».

Дети уже узнали на практике, что такое «Декларация прав человека», зачем люди придумали разные правила жизни, как и в чем это им помогает. Опираясь на опыт детей, воспитатель знакомит их с этим важным документом. Совместно обсуждаются случаи нарушения прав человека (ребенка) в мире.

Описанную выше работу воспитатель старается включать в контекст разнообразной деятельности детей и поддерживает у них интерес к этой теме. При этом всячески избегает усложнения, затрудняющего процесс восприятия, помня, что главная цель — не наибольший объем информации для усвоения, а формирование таких важных нравственных качеств, как доброжелательность и уважение к окружающим, толерантность по отношению к людям Земли.

Стр. 86

Приемы и методы работы психолога с детьми


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: