Методы изложения материала

1. Последовательный: материал излагается по восходящей линии от одного тематического блока к другому. Каждая тема вытекает из предыдущей. Обычно этот способ используется в полемических выступлениях. Е. Параллельный: темы разграничены, наблюдается резкое размежевание, неожиданные переходы от одной темы к другой. При этом не требуются логические связки между темами. Используется в учебных лекциях. 8. Концентрический: основная идея речи формулируется вначале, в общей форме ( В процессе речи она обосновывается, обогащается конкретизируется, появляются новые факты, идеи. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя ее. Обычно этот способ сочетается с последовательным.

Аргументация

Аргументация — способ расположения аргументов. Аргументы — это доводы в обоснование какого-либо положения.

1. Аргументы к существу дела (факты, устанавливаемые путем наблюдений; цифровой или статистический материал; документы; доказанные положения и т.д.).

Е. Аргументы к человеку. Их цель — воздействовать на слушателей эмоционально.

а) аргументы к авторитету (ссылки на высказывания или мнения великих людей),

б) аргументы к публике (ссылки на мнения, настроения, чувства слушателей). Оратор стремится привлечь слушателей на свою сторону и с их помощью оказать психологическою воздействие на оппонентов, в) в) аргументы к личности (ссылки на личностные особенности оппоненте, их вкусы, достоинства и недостатки). Предмет спора остается в стороне, а предметом обсуждения становится личность оппонента,

г) аргументы к тщеславию (расточение неумеренных похвал оппонентам в надежде, что, тронутые комплиментами, они танут мягче или потеряют бдительность,

д) аргументы к жалости (возбуждение в слушателях жалости и сочувствия к личности или предмету обсуждения).

Перечисленные аргументы могут быть некорректными, нечестными, но не значит запрещенными. Главное — чувство меры и приличия оратора, его вкус.

Виды аргументации

1. Нисходящая и восходящая. Нисходящая: вначале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем — менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом. Обычно используется в слабо подготовленной аудитории. Восходящая: аргументы и накал чувства усиливаются от начала к концу. Используется в хорошо подготовленной аудитории.

2. Односторонняя и двусторонняя. Односторонняя: аргументы излагаются только в защиту идеи или только в опровержение идеи. Используется в слабо подготовленной аудитории. Двусторонняя: она позволяет

сопоставить разные точки зрения, так как излагаются противоположные мнения. Используется в хорошо подготовленной небольшой аудитории.

3. Индуктивная и дедуктивная, индуктивная: материал излагается от фактов к выводу. Эффективна в женской, молодежной аудитории. Дедуктивная: от общей посылки к фактам. Эффективна в мужской, взрослой аудитории.

Психологические основы выступления. Приемы поддержания внимания слушателей:

1. Прямое требование внимания. 2. Пауза. 3. Употребление вставных предложений. 4. Обращение к слушателям с неожиданным вопросом. 5. Внимание слушателей получает толчок при неожиданном обрыве мысли и новый толчок при возвращении к ней. 6. Некоторое затягивание изложения с целью поддразнить слушателей. 7. Намек на то, о чем пойдет речь далее. 8. Обращение к отдельным слушателям. 9. Неожиданное кратное отвлечение от темы. 10. Физическое привлечение внимания слушателей. 11. Отрыв от записей. 12. Усиление эмоциональности. 13. Спуск в зал, приближение к слушателям. 14. Юмор. 15. Более легко воспринимаемый матер излагается во второй части выступления, когда слушатели устали.

Языковые средства контакта с аудиторией: 1. Личные местоимения первого и второго лица вместо безличных конструкций.

2. Контактосодержащие конструкции: попробуем вместе разобраться в причинах, вернемся к изложенному выше, поясним, оговорим, попробуем понять, отметьте себе, внимательно послушайте, подумайте и под.

3. Связочные конструкции: ясно, что…; известно, что..; понятно, что..; можно предположить…; таким образом; во-первых, во-вторых… и т.д.

Вступительная часть публичного выступления

При построении текста выступления необходимо учитывать так называемый закон края. Наиболее ярко, успешно слушателями воспринимаются вступительная и заключительная, т.е. крайние части речи. Поэтому вступление и заключение — ударные части речи, т.к. благодаря удачному началу оратор может захватить, возбудить внимание слушателей, а благодаря удачному заключению — оставить общее хорошее впечатление о речи.

1. Вступление состоит из двух элементов — зачина и собственно вступления (завязки). Зачин — самое начало речи.

Виды зачина:

этикетное обращение в слушателям, приветствие,

— слова, призванные вызвать симпатию (рад приветствовать, мне посчастливилось…),

— бытовой рассказ (что-либо простое, близкое слушателям и к тому, о чем пойдет речь: случай из жизни, легенда и т.д.),

— парадокс,

— неожиданный вопрос,-

т.е. все то, что может служить крючком, зацепляющим внимание

слушателей.

Завязка — вводит в сущность речи, закрепляет контакт со слушателями, их внимание и интерес. Элементы завязки:

— сообщение темы и цели выступления,

— положения, разработанные ранее,

— хронология событий,

— смежные вопросы,

основные теоретические понятия.

Ошибки вступления: нельзя говорить, что вы не оратор; нельзя начинать с извинений; нельзя начинать с шутки.

2. Заключительная часть выступления

Заключение также состоит из двух элементов — собственно заключения концовки.

Элементы собственно заключительной части:

— итоги всего сказанного, обобщение,

— общий вывод,

— краткое изложение основных тезисов выступления,

— наметить основные пути развития идей,

— постановка каких-либо задач перед аудиторией,

Концовка — самый конец речи. Виды концовки:

— комплимент аудитории,

— призыв,

— лирическая нота,

— обращение к аудитории с пожеланием успехов и под.,

— шутка,

— проблемный вопрос.

Ошибки в заключении:

— шутка, не относящаяся к делу,

— извинение,

— какое-либо дополнение из ранее забытого,

— отсутствие заключения,

слова вот и все, это все и под.

Даже если текст выступления полностью не записывается, рекомендуется вступление и заключение писать полностью, желательно — несколько вариантов. Если выступление небольшое, вступление и заключение в их обычном виде отсутствуют, используются лишь их некоторые элементы.

3. Главная часть выступления

Хорошо продуманное вступление и заключение еще не обеспечивают успеха речи. Поэтому ответственной является и главная часть. В ней излагается материал, разъясняются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам. Композиция есть логика развития мысли. Без логически правильного изложения материала речь не воспринимается слушателями. Поэтому, во-первых, материал должен излагаться логически последовательно; во-вторых, все мысли должны быть подчинены одной главной; в-третьих, выполнять свою задачу оратор должен наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

Методы регистрации элементарных частиц. Урок 107


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: