Методы организации выполнения работ по техническому обслуживанию

Лекция № 2 / 10 семестр.

Тема: Управление процессами ТО в масштабе одного ВС. ВС как объект ТО.

Время: 2 часа.

Учебные вопросы: 1. ВС как объект ТО.

Методы организации выполнения работ по техническому обслуживанию.

ВС как объект ТО.

При ТО проявляются свойства ВС, отражающие его приспособленность к этому процессу. Указанные свойства определяют возможности для реализации альтернативных методов ТЭ и стратегий восстановления технического состояния AT.

Для выбора эффективных УВ по управлению процессами ТО AT необходим системный анализ этих свойств. Для проведения такого анализа представим ВС как сложную техническую конструкцию в виде иерархической структуры (рис. 2.1), вершины которой представляют собой конструкционные элементы ВС. Отображение свойств ВС в данной структуре (далее будем ее называть машиностроительной структурой ВС) построено по принципу ВС состоит из …. Каждый элемент этой структуры связан с соответствующими элементами нижележащего уровня отношением вида целое — часть.

Методы организации выполнения работ по техническому обслуживанию

Машиностроительная структура ВС образована из двух групп объектов, отличающихся между собой по признаку наличия (в соответствующей эксплуатационной документации) УВ, реализуемых на них в процессе ТЭ. Для подмножества вершин машиностроительной структуры ВС, по которым предусмотрены УВ, при проектировании заложены системные свойства конструкции ВС, связанные с процессами ТО (например, контролепригодность, доступность, легкосьемность, взаимозаменяемость).

Так, взаимозаменяемость характеризует возможность замены объекта AT на другой однотипный или отличающийся от установленного (например, другой модификации или серии). Взаимозаменяемость может быть безусловной (т.е. процесс замены не требует каких-либо дополнительных работ, не связанных с заменой и/или нет никаких ограничений для замены между парами взаимозаменяемых изделий) или условной (т.е. с наличием ограничений и/или дополнительных работ).

1.Машиностроительная структура ВС отражает системные свойства конструкции ВС, сформированные решениями, принятыми на стадиях проектирования и производства ВС. Возможности управления этими свойствами на стадии эксплуатации ограничены, так как требуют изменения конструкции.

Совокупность УВ, осуществляемых при ТО на элементы машиностроительной структуры ВС, а также режим их назначения и реализации определены в эксплуатационной документации по ТЭ: программах ТО и Р, руководствах по эксплуатации ВС и его изделий, руководствах по ремонту и эксплуатационному восстановлению, регламенте ТО и др.

В силу вложенности процессов ТЭ и ТО составных частей ВС в соответствующие процессы для ВС в целом, программы и планы ТО элементов нижних иерархических уровней машиностроительной структуры ВС погружены в соответствующие программы и планы ТО элементов вышестоящих уровней и ВС в целом. Поэтому свойства программ и планов ТО и Р элементов вышестоящих иерархических уровней машиностроительной структуры ВС формируются из свойств программ и планов ТО и Р элементов нижестоящих иерархических уровней.

Аналогичными свойствами обладают и остальные из отмеченных выше документов.

Поскольку поступающие на эксплуатацию ВС подлежат сертификации, в процедуры которой включена сертификация программ и планов ТО и Р, методов ТЭ и стратегий восстановления ВС, то основополагающие решения по этим документам принимаются на стадиях проектирования и производства ВС.

Учитывая роль этих решений для эффективности управления процессами ТЭ и ТО AT на стадии эксплуатации, необходимым условием конструктивности и результативности этих решений является активное участие в их формировании специалистов по эксплуатации AT.

Существенное значение с точки зрения управления процессами ТО AT имеют структуры циклов ТО элементов вышестоящих иерархических уровней машиностроительной структуры ВС. Они должны обеспечивать возможность реализации оптимальных УВ по ТО для всех элементов машиностроительной структуры ВС, имеющих более низкий уровень. Поэтому формирование (синтез) оптимальных программ и планов ТО, а также выбор оптимального варианта метода ТЭ и стратегий восстановления технического состояния ВС является достаточно сложной и многошаговой задачей, решаемой итерационным путем от нижних иерархических уровней машиностроительной структуры ВС к верхним ее уровням.

В табл. 2.1 представлены основные структуры циклов ТО и Р, реализовывавшиеся на эксплуатировавшихся и эксплуатируемых ныне ВС.

Не останавливаясь на подробном анализе этих структур с точки зрения описанной выше проблемы (так как такой анализ представляет собой достаточно интересную, емкую и сложную самостоятельную задачу), в качестве примера рассмотрим свойства представленных в табл. 2,1 структур с точки зрения назначения оптимальных периодичностей выполнения работ для изделий нижних уровней машиностроительной структуры.

Так, циклическая структура плана ТО и Р по сравнению с распределенной структурой приводит к необходимости занижения периодичности ТО для высоконадежных изделий AT, так как последняя не может быть выше продолжительности цикла ТО ВС, равной mах Пі, где Пі — периодичность i-й формы ТО ВС. В то же время при распределенной структуре плана ТО и Р такое ограничение практически отсутствует, так как периодичность работ по ТО на объекте должна быть только кратна базовой периодичности ТО ВС, равной min Пі.

Таким образом, для элементов машиностроительной структуры ВС, по которым эксплуатационной документацией предусмотрены УВ в процессах ТЭ и ТО и Р, существуют структуры программ и планов ТО и Р, методов ТЭ и стратегий восстановления, которые погружны по принципу вложения (рис. 1.4) в соответствующую структуру программы и плана ТО и Р, метода ТЭ и стратегии восстановления ВС как целостного объекта. Свойства этих структур во многом определяют потенциальные возможности и реализуемые механизмы управления процессами ТО.

2. Следующее важное свойство ВС как объекта ТО связано с составом и структурой его информационного описания, которое приводится в эксплуатационной документации с целью реализации и управления процессами ТО ВС и элементов его машиностроительной структуры. В него входят кодификаторы информации, классификаторы состояний, перечни контролируемых параметров объектов AT и др. Основные элементы информационного описания ВС (как объекта ТЭ и объекта ТО в частности) выполнены в типовой и пономерной эксплуатационной документации. Качество этой документации, ее объем, четкость излагаемых сведений и их соответствие конкретному ВС оказывают непосредственное влияние на правильность и бесперебойность эксплуатации AT, сокращение непроизводительных простоев, повышение безопасности полетов.

Методы организации выполнения работ по техническому обслуживанию

Методы организации выполнения работ по техническому обслуживанию

Так как указанная документация порождается на стадиях проектирования и производства AT, а используется на стадии эксплуатации, то с целью обеспечения се приспособленности к задачам управления процессами ТЭ и ТО AT желательно привлечение опыта и знаний специалистов эксплуатационников на более ранних стадиях ее формирования. Это позволяет существенно повысить ее качество.

Методы организации выполнения работ по техническому обслуживанию

Множество методов организации выполнения работ по ТО ВС порождается: специализацией и организацией работы исполнителей; оснащенностью и размещением производственной базы на которой выполняется ТО; совокупностью организационных, технологических и нормативных правил ТО AT, изложенных в эксплуатационной документации; конструктивно-эксплуатационными свойствами обслуживаемой AT.

Обобщая практику деятельности различных авиакомпаний, можно выделить основные организационные механизмы управления выполнением работ по ТО AT, которые называются методами ТО (табл.2.2).

Реализуемые в авиакомпаниях методы ТО являются, как правило, той или иной комбинацией из указаннных в табл. 2.2. Это связано с особенностями конкретных условий деятельности авиакомпаний. Выбор рациональной совокупности методов ТО в условиях конкретной авиакомпании основывается на анализе показателей эффективности процессов ТЭ и ТО.

Методы организации выполнения работ по техническому обслуживанию

В силу обеспечивающего характера процессов ТО по отношению к процессу ТЭ, а также указанной выше вложенности процессов ТО составных частей ВС в процессы ТО ВС в целом, в процессы ТО совокупности эксплуатируемых в предприятии однотипных частей и парка ВС (рис. 1.4) необходим подробный анализ процессов ТЭ и ТО по каждому из компонентов вложенности.

Поиск сбалансированных решений представляет собой итерационный процесс, основанный на выявлении и расшивке узких мест производственного процесса. Он может осуществляться неформализованными методами на основе опыта и интуиции производственников без достаточно глубокого и точного анализа информации о процессах ТЭ и ТО.

Применение формализованных методов решения данных задач требует обработки и анализа огромных объемов информации, прогнозирования последствий принимаемых управленческих решений. Это возможно при условии перехода к компьютерной информационной технологии в управлении, использованию соответствующих математических моделей процессов ТЭ и ТО.

Следует отметить, что в конкретных условиях авиакомпании часть из указанных в табл. 2.2 организационных механизмов управления выполнением работ по ТО AT являются статичными, т.е. независимыми от возникающих производственных ситуаций, а другая часть — динамичными, т.е. в зависимости от возникающей производственной ситуации выбирается один из альтернативных механизмов.

Так, например, в зависимости от остатка времени до очередного вылета ВС в рейс, устранение обнаруженного на нем отказа может осуществляться как совместно с ТО ВС (т.е. в пределах имеющегося остатка времени до вылета ВС без замены отказавшего изделия из числа имеющихся в оборотном фонде), так и независимо от ТО ВС (т.е. с заменой отказавшего изделия).

Выделение статических и динамических организационных механизмов управления выполнением работ по ТО AT, рациональных для конкретных условий деятельности авиакомпании, является самостоятельной достаточно важной и сложной задачей синтеза управления процессом ТО AT. Ее решение затрагивает вопросы развития и оснащения производственных подразделений, выполняющих ТО, специализацию и квалификацию исполнителей, а также может потребовать значительных финансовых затрат.

4. Одними из основных критериев выбора метода ТО объектов AT являются уровни производительности труда и качества ТО, достигаемые в результате его применения. При этом качество ТО и производительность труда исполнителей следует рассматривать как результат функционирования системы человек — машина — окружающая среда.

К числу принципиальных особенностей человека как элемента этой системы относятся: адаптация (приспособление) к условиям труда, индивидуальность, способность к утомлению и отдыху, возможность появления ошибок и чувствительность к эмоциональным воздействиям. По сравнению с промышленным производством, функционирование человека при работах по ТО характеризуется:

более жесткими условиями труда (температура, влажность и загрязненность окружающего воздуха, наличие механических колебаний и шума, освещенность рабочих мест);

более низким уровнем организации рабочего места (соответствие антропологическим и физиологическим свойствам человека, эстетические качества);

— более высоким уровнем неритмичности труда и его ответственности;

— высокими затратами физических сил;

— меньшей монотонностью труда;

— высокой сложностью объекта труда (объекта ТО).

Поэтому выбор метода ТО должен основываться на комплексном учете воздействия каждогоиз указанных факторов.

С практической точки зрения важно знать условия применимости каждого из указанных в табл. 2.2. методов ТО, а также пути достижения наибольшей производительности труда и максимального качества ТО при его использовании.

Опыт применения различных методов ТО в авиапредприятиях показывает, что бригадный метод ТО по сравнению с закрепленным дает более высокую производительность труда, однако усложняет решение задачи обеспечения качества ТО.

Посистемный метод ТО обеспечивает более высокий (и естественный для человека) уровень специализации по сравнению с зонным, однако последний обеспечивает большую производительность работ по ТО за счет Снижения непроизводительных потерь рабочего времени на переходах от одною рабочего места на ВС к другому.

Кооперация авиапредприятий в сфере ТО способствует повышению уровня специализации производства работ по ТО, делая целесообразным выделение высокооснащенных рабочих мест для ТО значительной доли агрегатов вне ВС и независимо от ТО ВС. Это способствует повышению производительности труда и качества ТО.

В заключение следует отметить, что проблемы функционирования системы человек — машина — окружающая среда в сфере ТО являются актуальными из-за возрастания роли человеческого фактора в обеспечении безопасности полетов ВС.

Контрольные вопросы:

1. При анализе эффективности УВ на процесс ТЭ какие свойства ВС отображает его машиностроительная структура.

2. Какие свойства ВС как объекта ТО связано с составом и структурой его информационного описания, что является источником информационного описания ВС.

3. Какие производственные факторы выполнения работ по ТО ВС порождают множество методов организации труда в авиакомпаниях.

4. Какими критериями руководствуются при выборе методов ТО объектов AT в рамках функционирования системы человек — машина — окружающая среда

Методы организации работы СТО — Геннадий Лопатин


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: