Методы педагогического изучения лиц с овз

История становления спец. Псих.

Первые сведения о психологических особенностях людей с отклонениями обнаруживаются в медицинских трактатах древности и Средневековья.

Лишь в середине XIX столетия появляются первые результаты научного изучения. Французский психиатр Эскироль опубликовал двухтомный труд об умственно отсталых. В рамках психиатрии начиналось и организованное обучение умственно отсталых. Его основатели — французские психиатры Ж.Итар и Э.Сеген, работавшие во второй половине XIX в., — значительное внимание уделяли изучению психологических особенностей умственно отсталых.

Важнейшей вехой в истории развития специальной психологии было введение обязательного общего начального обучения. Оно привело к появлению в составе начальных классов умственно отсталых детей, ранее не вовлекавшихся в образовательный процесс, у педагогов появились трудности, связанные с незнанием особенностей таких детей. В начале XX в. детей с недостатками развития называли «ненормальными детьми», затем «аномальные дети», «дефектные», и на сегодняшний день «особые дети» или «дети с ограниченными возможностями».

Спец.псих. изучает особенности психики детей с отклонениями в развитии. Психология зародилась в 19 веке. (В.Вундт)

Первые школы для слпых и гухих пришли из франции. В 40-х гг. 20века появились труды о речевых нарушениях детей. (Стояцкий) В 60-х гг.приходит мнение что люди с ОВЗ должны быть адаптированы.

Предмет и задачи спец.псих. Место в системе педагогических и психологических наук.

Предметомспециальной психологииявляются закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в развитии.

Центральным понятием спец. психологии является дизонтогенез – стойкое изменение параметров функционирования психики и темпов ее возрастной динамики (существенные отличия от средних значений характерных для данного возраста).

В задачи специальной психологии входит:

1. изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения;

2. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;

3. разработка средств психологической коррекции недостатков развития;

4. психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;

5. психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;

6. психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками развития;

7. психологическая коррекция дезадаптации.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик.

Спец. психология решает также задачи психологической коррекции недостатков, особенно вторичного и последующих порядков. К ним относятся недостатки отдельных психических процессов, несформированность ВПФ, отклонения в развитии личности.

Важной задачей спец. психологии является также изучение динамики развития учащихся как в специальных образовательных учреждениях, так и в условиях интегрированного обучения, а также особенностей их адаптации к разным условиям.

методы педагогического изучения лиц с ОВЗ

Каждая из методик применяется в определенных целях и с учетом особенностей объекта изучения.

Так, экспериментально-психологические методики, используемые в индивидуальном или групповом лабораторном психологическом эксперименте, представляющие собой различные задания, выполнение которых требует определенных операций или действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребенка, свойства его личности.

Практически всякое задание позволяет видеть интеллектуальные возможности ребенка так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе ее понимания осуществить определенные действия. Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки развития. Анкетирование можно применять при изучении детей с недостатками развития более старшего возраста, хотя в экспериментах с нормально развивающимися это возможно раньше.

Особое значение при изучении детей с недостатками развития приобретает наблюдение. Из-за ряда особенностей этих детей применение экспериментальных методик в раннем и дошкольном возрасте часто не дает значимых результатов. Тщательное наблюдение за поведением ребенка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может дать очень многое для понимания характера трудностей ребенка при выполнении им различных заданий.

Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные.

Чтобы результаты психологического эксперимента или наблюдения были полноценными и плодотворными, полученные данные, обязательно должны сопоставляться с результатами выполнения точно таких же заданий группой нормально развивающихся сверстников, т.е. в исследованиях в специальной психологии для сравнения всегда организуются контрольные группы.

4. Понятие компенсации наруш. развития. Виды компенсации. Условия эффективной компенсации.

Компенсация функции — восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм. Компенсация является одним из важных видов адаптационных реакций организма.

Обычно в процесс компенсации вовлекается весь организм, поскольку при нарушении функционирования какой-либо системы возникает ряд изменений в организме. Например, врожденное или рано возникшее поражение органа слуха приводит к потере или нарушению слухового восприятия (первичный дефект), что вызывает нарушение развития речи (вторичный дефект), которое, в свою очередь может стать причиной недостатков развития мышления, памяти и т.д.

Компенсация функций может происходить на разных уровнях: внутрисистемном и межсистемном.

Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы.

Межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции и представляет собой более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других функциональных систем.

Компенсация функций, полностью утраченных или глубоко поврежденных анализаторов, достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем.

Особенности обучения детей с ОВЗ в основной и средней общеобразовательной школе


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: