Мораль и право в системе культуры

Мораль и право как социокультурные регуляторы деятельности. Историческое развитие нормативной регуляции в культуре от целостных образов поведения (обрядов, обычаев, запретов, традиций) к сложным нормативно-ценностным системам — морали и праву. Ценностная природа морали и права. Мораль и право как взаимодополняющие элементы культуры, их сходство и различие. Специфика нормативной социокультурной регуляции. Типы социокультурных норм: статистические, институциональные, конвенциональные, эталонные. Универсальные и специфические нормы, правила, образцы поведения. Право как феномен культуры. Традиционное и юридическое понимание права. Конкретно обусловленный и исторически меняющийся характер взаимодействия морали и права в разные эпохи и в различных культурах. Структура правовой культуры: специализированный и обыденный уровни. Профессиональная правовая этика. Место морали и права в отечественной культурной традиции. Проблема современного российского правосознания и морального регулирования.

Социокультурная динамика

Понятие динамики культуры. Соотношение понятий «динамика культуры», «развитие культуры», «изменение культуры», «культурный прогресс». Культура как процесс. Внутренние и внешние источники и факторы социокультурных изменений. Устойчивое и изменчивое в культуре. Традиции и новации в динамике культуры. Идеи цикличности и волновых колебаний в динамике социокультурных систем. Суть эволюционистских взглядов на социокультурную динамику: компетенция однолинейной, универсальной и многолинейной эволюции. Неоэволюционизм и глобальный эволюционизм.

Язык культуры

Фундаментальный характер проблемы языка культуры. Знаково-символическая природа культуры. Архитипичность знаково-символических форм. Язык культуры как универсальная форма осмысления реальности. Понятие культурного кода. Проблема кодирования информации. Понимание как интеллектуальный фактор и как сопереживание. Понимание как условие межкультурной коммуникации. Множественность языков культуры, их классификация. Язык как специфически знаковый способ сохранения, обработки и передачи информации. Сущность и виды знаков. Семиотический анализ культуры. Роль семиотики в понимании языка культуры. Материальный и нематериальный планы бытия. Символичность культуры. Процессы формирования символических структур. Понятие «знак — символ — образ». Символ в науке, искусстве и религии.

Мир человека как культура

Индивидуальный мир культуры. Основные элементы индивидуальной культуры: телесная, интеллектуальная, психологическая культура, нравственная, политическая, правовая, мировоззренческая, эстетико-художественная, религиозная, профессиональная и пр. Человек — творец и творение культуры. Ментальность как интегральная характеристика индивидуального мира культуры. Проявление менталитета в трудовой, правовой, нравственной, обыденной и др. сферах культуры. Соотношение индивидуального мира культуры и культуры общества. Личность как ценность и мир ценностей в личности. Проблема культурной и социальной индентичности. Культурная обусловленность базовой структуры личности (национальный характер).

Техника и инженерное дело в контексте культуры

Понятие техники в узком и широком смысле. Сложный характер взаимоотношений человека и техники. Осознание опасности техники в 20 столетии. Техносфера, закономерности развития, проблемы управления ею. Техника в ракурсе технических, естественных, социальных и гуманитарных наук. Специфика культурологического взгляда на технику и его значимость для инженера-профессионала. История и логика развития социокультурных аспектов техники (концепции Э.Каппа, Ф.Дессауэра, К.Ясперса, М.Хайдеггера, Х.Ортега-и-Гассета, Н.Бердяева). «Философия техники» профессора ИТУ П.К.Энгельмейера. Антропологические и социокультурные предпосылки возникновения техники. Социокультурные смыслы техники. Техника как социокультурная ценность: техника как объект, как знание, как специфический вид деятельности, как определенная ментальность. Техника как часть социокультурного пространства. Взаимодействие техники с другими элементами культуры: экономикой, властью, наукой, искусством, системой образования. Роль техники в динамике культуры. Настоящее и будущее техносферы.

Техника и человек

Проблема границ между человеком и машиной. Естественный и искусственный интеллект, логика развития инженерного мышления. Знание, понимание, ответственность – социокультурная парадигма технического проектирования в глобальной системе «техника — человек — окружающая среда». Этические императивы инженера. Технократизм как проблема общества и культуры. Сущность кризиса техногенной цивилизации и перспективы его преодоления.

Мораль 🎓 Школа обществознания 10 класс


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: