Наблюдения за муравьями.

Введение.

Это пишет учитель о детях, а тебе во введении надо писать о муравьях. ПЕРЕДЕЛАТЬ !!!!!!!!!!!!!!!!!!

Общение с природой всегда доставляет нам радость. Человек не перестает восхищаться поразительными её творениями: животными, растениями и удивительной красоты ландшафтами. Но хорошо ли мы знаем окружающий мир? В своё время каждый из нас не раз спрашивал себя: почему небо голубое? Отчего вода в море солёная? Почему страус не летает? Хобот-это рука или нос? Спят ли когда-нибудь рыбы? Как живут муравьи?

Это можно оставить!!!!!!!!!!!!!!

С тех пор, как на Земле появился человек, он пытается постичь тайны природы. Им движет любопытство, с которого и начинается процесс познания. На уроках биологии я хочу узнать много нового, особенно мне нравится наблюдать за жизнью мелких насекомых, как они живут, чем занимаются, когда человек не видит их повседневной жизни? Я решила провести наблюдения за муравьями и ответить на многие интересующие меня вопросы:

1. Как живут муравьи?

2. Движение муравьев разнообразно или в одном направлении?

3. Как относятся муравьи к различным насекомым?

4. Какие функции выполняет каждый муравей?

5. Муравьи – вечные строители?

Цель работы: провести наблюдение за жизнью муравьёв, собрать необходимую информацию про общественных насекомых, которая поможет изучать в дальнейшем зоологию.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Провести наблюдения за муравьями в разные периоды.

3.Провести анализ работы и пополнить дополнительным материалом биологическую «копилку» класса. Убрать!!!!!!!!!!!!!!

II. Основная часть.

Краткая характеристика муравьёв.

Муравьи? (лат. Formicidae) — семейство насекомых из надсемейства муравьиных отряда перепончатокрылых.

Являются общественными насекомыми, образующими 3 касты: самки, самцы и рабочие особи. Самки и самцы крылатые, рабочие особи — бескрылые. Усики коленчатые, у самок и рабочих особей 11—12-члениковые, у самцов 12—13-члениковые у ряда видов 4-, 6-, или 10-члениковые. Основной членик усика (скапус) обычно намного длиннее всех члеников. Задний отдел груди (эпинотум) представляет собой первый сегмент брюшка, слившийся с заднегрудью. Собственно брюшко присоединяется к эпинотуму стебельком, образованным 1 или 2 сегментами. У муравьёв некоторых подсемейств (мирмицины, понерины и других) развито жало. Крылья с редуцированным жилкованием.

Муравьи живут семьями в гнёздах, которые устраивают в почве, древесине, холмиках, под камнями, некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц. Существуют паразитические виды, которые обитают в гнёздах других муравьёв, муравьи-«рабовладельцы», содержащие в своих гнёздах «рабов» — муравьёв других видов. Ряд видов приспособился к обитанию в жилищах человека. Некоторые виды ценятся за регулирование численности насекомых-вредителей.

Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых, в период кормления личинок — преимущественно насекомыми.

Распространены по всему миру, за исключением Антарктиды и некоторых удалённых островов, образуя 15—25 % земной биомассы наземных животных. Успех муравьёв во многих средах обитания обусловлен их социальной организацией и способностью изменять место обитание и использовать разнообразные ресурсы.

В мире более 12 000 видов, распространённых преимущественно в тропиках. В Палеарктике около 500 видов в 24 родах в странах бывшего СССР обитает около 300 видов.

Наблюдения не твои!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Наблюдения за муравьями.

Муравейник, за которым я вела наблюдения, находился в щели асфальта около крыльца моего дома. Несмотря на все старания, мне ни разу не удавалось попасть к началу работы муравьев, и мне приходилось наблюдать лишь её продолжение. Наблюдение велось шесть дней.

1 день: В первый день я начала наблюдения с девяти часов и продолжала следить за муравьями до половины одиннадцатого.

Ничего особенного не происходило – несколько муравьев копошились, подтаскивали к нему различный материал: щепочки, мертвых насекомых.

2 день:на следующий день я начала наблюдения с половины девятого, а закончила их в десять часов.

В этот раз я заметила, что большинство муравьев движутся не просто так, а друг за другом на расстоянии около пяти сантиметров, и передвигаются они по тем же дорожкам, что и вчера, а некоторые муравьи ничего не несут, но каждый раз, возвращаясь к муравейнику, они снова бегут с остальными (по-видимому, это старые муравьи, которые уже не могут таскать на себе различные тяжести).

Ещё мне удалось увидеть, что около муравейника появилась маленькая кучка из песчинок. Посмотрев поближе, я поняла, что это – муравейничек. Хоть муравьи и живут в земле под асфальтом, все-таки они пытаются строить муравейник и над асфальтом. Но к сожалению, у них ничего не получается, так как люди, не замечая, наступают на муравейничек и затаптывают его. Слишком уж в неудобном для жилья месте приютились эти муравьи.

3 день: На третий день, начав наблюдения с одиннадцати часов, я закончила их в двенадцать. Я обратила внимание на то, что около муравейника были не только обычные бескрылые муравьи, но и крылатые, которые были больше обыкновенных. Они бегали по земле, ненадолго взлетали и вновь опускались около муравейника.

4 день:На четвертый день начала наблюдения в двенадцать, а закончила в тринадцать часов тридцать минут.

Я снова встретилась с крылатыми муравьями, но их стало меньше, чем в предыдущий раз, и некоторые, сев на землю, обламывают крылышки. Я решила проследить за одним из них. Муравей взлетел на воздух и, пролетев около десяти метров, скрылся в кустах.

Далее наблюдать за муравьями мне не пришлось – пошёл сильный дождь. Отяжелевшие мокрые муравьи медленно потянулись к муравейнику и скрылись в его темных ходах.

5 день:На пятый день с утра шёл дождь, и мне пришлось начать свои наблюдения лишь в четырнадцать часов, а закончить в пятнадцать тридцать.

Сегодня я не увидела ни одного крылатого муравья. По-видимому, перед дождем у муравьев происходит своеобразная линька, о чем потом я прочитала в научной энциклопедии.

Тогда я решила провести небольшой опыт. На одну из муравьиных тропинок я положила маленькую (около 5 см) палочку и стала следить за реакцией муравьев. Два муравья перелезли через неё и попытались сдвинуть палочку с места, но у них ничего не получилось. Тогда к ним подошли ещё два муравья, и они вчетвером потащили палочку к муравейнику, но так как она не пролезала внутрь, то её пришлось оставить снаружи. Это была половина опыта. Вторая половина заключалась в том, чтобы положить такую же палочку перед одиночным муравьем. Сделав все это, я стала следить, что будет делать муравей. Он дополз до палочки, остановился и тотчас двинулся дальше. Реакция муравьев оказалась разноя.

6 день:На шестой день, наблюдая за муравьями в последний раз, я начала наблюдения в одиннадцать, а закончила в двенадцать.

На этот раз я решила провести ещё один опыт. У себя в огороде я срезала кусок коры с тлями и поместила его около муравейника. Цель этого опыта состояла в том, чтобы узнать, что будут делать муравьи с тлями. Муравьи поступили очень странно. Они не набросились на насекомых, а даже выставили охрану: по краям кусочка коры расположились с десяток муравьев. Когда же я бросила дохлую гусеницу, то реакция была совершенно противоположной – муравьи набросились на неё и быстро уволокли в муравейник. В этом опыте реакция муравьев тоже оказалось разной.

III. Заключение.

Проводя исследование, наблюдая за жизнью муравьями, изучив дополнительную литературу про муравьев, сделала следующие выводы:

Муравьиная ферма #1 – Обзор и заселение – День 1


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: