Нация как гражданско-государственная общность.

Исторические типы этнических общностей

Племя. Род нельзя считать этнической общностью, так как он не может существовать вне племени. Появление племени, в основе которого лежат родовые отношения, вызвано возникновением экзогамии и родового строя относится к эпохе перехода к верхнему палеолиту. Племя являлось и кровнородственным союзом и территориальным объединением.

Структура племени основывалась на принципе кровного родства, родовая экзогамия сочеталась с племенной эндогамией. На ранней стадии развития племена – совокупности родов, связанных между собой общими чертами культуры и сознанием общего происхождения. Этническое самосознание: своя группа трактовалась как нечто высшее по сравнению с окружающими общностями. Основная черта племени – состоит из родственников (близких, дальних и очень дальних), своеобразная сверхсемья. Общность людей можно считать единым племенем до тех пор, пока они помнят о своем родстве.

Народности складываются на основе смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя. Быстрее – если на основе родственных племен или там, где появляется государство. В государстве вводилось деление по территориальному принципу, что содействовало стиранию племенных различий (брачно-родственные связи).

Народность – исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, общность культуры, зачатки экономических связей. Начали сформировываться в рабовладельческую эпоху, а также в эпоху феодализма (древнерусская). С развитием капиталистических отношений исчезает характерная для народностей хозяйственная разобщенность, происходит постепенное превращение их в нации (но не малочисленные народности, они не могут).

В русском языке народность — принадлежность к народу; потом относительно коренных малочисленных народов (СССР). Сейчас вместо народности – народ.

Нация.

Термин в ходе исторического развития неоднократно менял значение. У римлян – племена того времени. В Средневековье нации – организующее значение (студенческие корпорации, церковные соборы, группы знати). Современное значение связано с Французской революцией, понятие нация связано с политическими идеями. Постепенно обрел взаимосвязи с языком и этническими особенностями народа, приобрел государственно-политический смысл (совокупность граждан).

Формирование.Становление капитализма и централизованного государства, усиление хозяйственных связей. Формирование нации – процесс экономического, территориального и языкового объединения людей, обеспечивающий беспрепятственное развитие производительных сил. Процессы национальной интеграции обычно совершается среди гомогенного в этническом отношении, или же родственного населения, отличающегося в ходе своей деятельности этнической однородностью. Большинство европейских наций возникло в результате сплочения народностей. В рамках государства ускоряются консолидационные процессы, ведущие к объединению близких народностей.

Теории нации. Идеалистические. Субъективные теории – нация производна от сознания, эмоций человека или от обусловленного соответствующим типом нервной системы характера поведенческих реакций представителей общности.Объективные – нация – культурная общность. Историко-материалистические. Марксизм.

Нация как социально-этническая общность.

Определяющую роль в становлении и развитии нации играют социально-экономические факторы (Марксизм). Общность территорий – общность языка. На базе исторически сложившейся общности территорий, языка экономической жизни формируются общие черты психического склада, закрепленные в культуре. Плюс этническое самосознание.

Нация как гражданско-государственная общность.

Западная литература: нация – совокупность граждан одного государства, согражданство – территориально-политическая общность (не зависит от этнической принадлежности). Может совпадать с определением государства (ООН).

Национальное – неизбежная форма и неизбежный продукт общественного развития, одна из сторон каждой сферы общественной жизни. Структура национального: национальные особенности материальных, социально-политических, духовных и нравственно-психологических ценностей. В содержание национального также входят этнические ценности.

Интернационально не существует без национального, они оба взаимно обогащают друг друга. Все прогрессивное в национальном становится интернациональным – достоянием других наций. Интернациональное дает новое направление национальным процессам.

3.4 Этнические общности 📚 ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ подготовка с НУЛЯ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: