Национальные узоры народа ханты

Нравится: 0 Самый известный узор – « заячьи уши». Он украшает герб нашего округа, являясь его визитной карточкой. Этим несложным орнаментом украшают визитки, шапки официальных документов, ледовые скульптуры и многое другое. Его можно увидеть в оформлении окружных изданий «Красный Север», «Ямальский Меридиан», он красуется на билетах окружной авиакомпании «Ямал» и даже на шубе ямальского Деда Мороза Ямал Ири.

В тундре всегда считалась мастерицей та женщина, на ягушке или малице у которой самый сложный, собранный из разноцветных кусочков меха орнамент, платье которой украшает бисерная кайма не меньше чем пяти цветов. Вот и старались женщины, придумывали все новые и новые узоры. А идеи подсказывала сама природа из за высоких кедров или взлетающую над озером утку.

Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; птицы: васы олын «выводок утят», питы лук «глухарь», холх тыхл «гнездо черного ворона»; растения: ай сумат нув«березовая ветка»; явления природы: серхайн юх «цветущий куст», вот хумпи «накаты волн»; и сам человек: хэ шоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя.

Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл письма, отражать реальные ритмы жизни, нести символические значения, закрепленные традицией. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию), магическую и эстетическую. Декоративно-прикладное искусство обских угров представляет богатые и разнообразные обычаи орнаментации изделий из меха, замши, сукна, тканей, дерева, бересты, кости, бисера.

Есть узоры, которыми украшают только зимнюю одежду. Для того чтобы создать орнамент из меха мастерица сначала отбирают куски меха по цветам и направлению ворса. Потом шкуры разных цветов складывают мехом внутрь и сшивают между собой большими стежками, затем укладывают под что-нибудь тяжелое, чтобы они распрямились. Дальше — самый сложный этап. Не используя никаких шаблонов и рисунков, женщина острым ножом вырезает орнамент, прорезая обе шкуры насквозь. Затем нитки вытаскивают и разворачивают шкуру. Получается сразу четыре полосы готового мехового орнамента. Между меховыми узорами прокладываются полоски сукна и все сшивается оленьими жилками с внутренней стороны. Получившимися фрагментами украшают женскую, мужскую и детскую зимнюю одежду, сумки из меха и кожи.

Летнюю одежду украшают орнаментами из бисера и сукна. Самые искусные мастерицы пришивают к краю орнамента тонкую шерстяную нитку контрастного цвета. Это очень сложная и трудоемкая работа, требующая навыков, которые прививают девочкам с самого раннего детства. Самым первым узором украшает хантыйская девочка одежду своей куклы, сделанной из утиного клюва.

Но, конечно, самыми красивыми можно назвать переливающиеся всеми цветами радуги орнаменты из бисера. Раньше бисерные орнаменты плели при помощи специально обработанных оленьих жил, теперь чаще всего используют леску. Есть несколько способов плетения традиционных орнаментов: одной, двумя, тремя и даже четырьмя лесками. Фрагментами, сплетенными из бисера, украшают одежду, обувь, сумки и кошельки, праздничные покрывала для оленьей упряжки и нарт.

Современные женщины ханты, живущие в городах округа, часто не имеют возможности создавать узоры из оленьего меха. Поэтому традиционные северные орнаменты используются как украшение рукавиц, носков, другой вязаной одежды.

Есть и еще один необыкновенный способ украшения одежды орнаментом. Он используется для украшения летней одежды часть народа ханты, проживающего в Сыне и Ханты-Мансийском автономном округе. Чтобы выполнить узор этим способ орнамент вырезается из тонкой белой ткани, затем пришивается на основную ткань мелкими стежками с подгибкой по краю. Всю свою душу вкладывает женщина в орнаменты, украшающие одежду ее и ее близких, чтобы каждый стежок, каждая бусинка согревали их в холодные зимние дни и суровые северные ночи.

Мои исследования

На дне рождения бабушки, которое было 15 ноября 2008 года, собрались все мои родственники и близкие – 10 человек. Их — то я и решила опросить.

Вопросы:

1. Имеется ли у вас в доме национальная одежда?

Да, имеется 4 чел. 40%
Нет, не имеется 6 чел. 60%

Национальные узоры народа ханты

2.Надеваете ли вы традиционную одежду в городе?

Да, надеваю 2 чел. 20%
Нет, не надеваю 8 чел. 80%

Национальные узоры народа ханты

3.Много или мало в вашей квартире предметов, кроме одежды, с хантыйскими узорами?

Много 3 чел. 30%
Мало (1-3 предмета) 7 чел. 70%

4.Как вы думаете: умели ли наши предки, когда не было в тундре еще школ, читать и писать?

Национальные узоры народа ханты

умели 2 чел. 20%
Нет, не умели 8 чел. 80%

Выводы

На основании полученных результатов опроса я сделала следующие выводы:

  • Живущие (родившиеся) в городе ханты стараются переодеться в современную одежду (сапоги, куртки, пуховики, мутоновые шубы…), так как стесняются привлекать к себе внимание, в помещениях им жарко в малице или в шубе из оленьих шкур, берегут традиционную обувь, одежду, не приспособленную к условиям города, а именно, здесь нет чистого снега, подошва пачкается, промокает…
  • Традиционная одежда (ягушка, малица, кисы) сохраняется не в качестве повседневной, а надеваемой эпизодически – на праздник День оленевода, для поездок в далекую тундру
  • Мало предметов (берестяные изделия, женская сумка), выполненных в национальных традициях, хранятся в городских квартирах
  • Только 20% опрошенных (моя бабушка и ее сестра) знают о том, что раньше в старину существовала у народов ханты «письменность» — они «писали узорами на одежде».

Далее среди своих одноклассников (26 человек) провела анкетирование. Им были предложены следующие вопросы:

1. Нравятся ли Вам национальные (северные) узоры?

Нравятся 20 чел. 77%
Не нравятся 6 чел. 23%

2. Чем они привлекают ваше внимание?

Красота 14 чел. 53%
Яркость 7 чел. 27%
Необычность узоров 3 чел. 12%
Ровность, симметричность 2 чел. 8%

3. Кто придумал национальные узоры?

Не знаю 15 чел. 58%
Народы тундры 8 чел. 31%
Женщина 3 чел. 11%

4. Как вы думаете, почему женщина придумывала хантыйские узоры?

Не знаю 5 чел. 19%
Из-за интереса 2 чел. 8%
Ей нравилось шить 9 чел. 35%
Для красоты, украшения 10чел. 38%

5. Где вы видели национальные узоры?

Краеведческий музей 26 чел. 100%
День оленевода 8 чел. 31%
Урок литературного краеведения 26 чел. 100%

6. Хотели бы Вы узнать названия, значения хантыйских узоров?

Не знаю 11 чел. 42%
Да 15 чел. 58%

На основании полученных результатов анкетирования я сделала следующие выводы:

  • Ребят привлекают национальные узоры своей красотой, яркостью, необычностью узоров.
  • 58% учащихся не смогли назвать автора узорной «письменности».
  • Одноклассники не знают истинного значения возникновения узорной «письменности» ханты, но хотели бы узнать на уроках литературного краеведения

Заключение

Благодаря моей работе над исследованием данной проблемы, я выяснила ответ на вопрос: умели ли наши предки в старину, когда в тундре не было школ, читать и писать? Оказалось, да. Они «писали узорами на одежде». Мы носим одежду и забываем, что она может многое нам поведать. Я думаю после изучения данной работы, буду более внимательна к своим вещам, к своей одежде, которую создают наши мамы, бабушки и сестры. Орнамент для ханты – своеобразная знаковая система, отчасти заменяющая письменность и сопровождающая каждого человека на всем его жизненном пути от рождения до смерти.

Образный «язык» орнамента ханты складывался на протяжении многих столетий. Он вобрал в себя опыт взаимодействия человека с природой, отразил в своей структуре единство мира, его гармонию, ритмы и дыхание.

Обладая своей неповторимостью и своеобразием, прикладное искусство народа ханты несет в себе общечеловеческие ценности, являясь неотъемлемой частью российской и мировой культуры. И как важно, я считаю, чтобы они не были утрачены ханты, проживающими в городе и будущими поколениями.

Проживая в соседстве с ненцами, манси, селькупами ханты не могли не испытать определенного воздействия культур этих народов, что однако не привело к утрате своеобразия их орнамента, языка и культуры.

Данная работа я надеюсь, окажет неоценимую помощь для организации краеведческой работы со школьниками.

Хантыйские орнаменты красивы –

В них все приметы родины моей.

Ты больше не найдешь по всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

Узоры на одежде и посуде

Красны, как солнце, и белы, как снег, —

На них сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся навек.

Они явились в жизнь совсем не просто

Из-под иглы, и кисти, и резца:

Ведь мастера по дереву и кости

В них вкладывали души и сердца.

Список используемой литературы

1. Лаптева Л.С. Северные россыпи, г.Салехард, 1962г.

2. Молодин В.И, Н.В. Лукина, В.М. Кунещин, Е.П. Мартынова, Е. Шмидт, Н.Н. Федорова «История и культура хантов». Томск,1995г.

3.Сязи А.М. Узоры северного сияния (финно – угорские народы), Салехард, «Артвид» 2005г.

4. Фёдорова Л. Ф. Северные родники. Санкт-Петербург, отделение издательства «Просвещение», 2000 г.

Фильм «Северные узоры»


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: