Национальный костюм грузии

СОДЕРЖАНИЕ

1.1 Особенности грузинских танцев………………..……………..3

1.2 Национальный костюм Грузии………………………………..11

Список литературы…………………………………………………15

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУЗИНСКИХ ТАНЦЕВ

Каждый танец отражает жизнь региона, в котором он зародился, и, таким образом, является отличным от других и уникальным. Танцы горцев, такие как Хевсурули, Казбегури или Мтиулури разительно отличаются от танцев равнинных жителей, например от Ачарули или Давлури. Для каждого танца используются различные костюмы, напоминающие одежду прошлых лет в разных регионах Грузии.

КАРТУЛИТанец картули чрезвычайно напоминает зрителям свадьбу. Картули по-настоящему романтичный танец. Он исполняется танцевальной парой и объединяет мягкость и грациозность женщины и гордость и любовь мужчины. Он показывает, что даже будучи влюбленным, мужчина сохраняет уважение и хорошие манеры, не прикасаясь к женщине и держась от нее на определенной дистанции. Взгляд мужчины всегда обращен на женщину-партнершу, как будто она единственное существо в целом мире. Более того, торс мужчины постоянно остается неподвижным. С другой стороны, взор женщины все время потуплен и она скользит по неровному полу как лебедь по гладкой поверхности озера. Величайшее искусство, необходимое, чтобы танцевать КАРТУЛИ, создало этому танцу репутацию одного из наиболее сложных. Было всего лишь несколько великих исполнителей КАРТУЛИ, таких как Нино Рамишвили и Илико Сухишвили, Иамзе Долаберидзе и Придон Сулаберидзе.

ХОРУМИ.Хоруми этот военный танец происходит из Аджарии региона, расположенного на юго-западе Грузии. Первоначально танец исполнялся только несколькими мужчинами. Однако со временем их количество выросло. В современной версии в Хоруми могут участвовать 30-40 танцоров. Несмотря на то, что число участников изменилось, содержание танца осталось прежним. Этот танец переносит нас в жизнь грузинской армии прошлых столетий. Несколько мужчин исполняют прелюдию к танцу, как бы отыскивая место для разбивки лагеря и вражеские лагеря. Затем они вызывают армию на поле битвы. Выход армии весьма захватывающее зрелище. Его интенсивность, простые, но выразительные движения и четкость линий создают на сцене атмосферу страха. Танец сочетает в себе темы выслеживания, войны и празднования победы, а также отваги и славы грузинских воинов. Поскольку история Грузии изобиловала войнами, Хоруми — это зов прошлого, он напоминает нам, что для того, чтобы был мир, мы должны воевать.

В Хоруми есть танцевальные движения, имеющие вековую историю. Хоруми выражает безграничную силу характера грузин. Традиционно Хоруми состоит из 4-х частей.

АЧАРУЛИ.Ачарули — также происходит из Аджарии, которой и обязан своим названием. Ачарули отличается от других танцев своими яркими, красочными костюмами и игривым настроем, который создают простые но точные движения танцоров на сцене. Танец характеризуется изящными, лёгким, шаловливым флиртом между мужчинами и женщинами. В отличие от Картули, отношения между мужчиной и женщиной в Ачарули более непринужденные и беспечные. Ачарули наполняет ощущением счастья как самих танцующих, так и зрительскую аудиторию.

ПАРЦА

Парца — танец происходит из Гурии (региона на юго-западе Грузии, возле границы с Турцией). Для этого энергичного танца характерны быстрый темп, ритм, праздничный настрой и красочность. Парца несет веселье и в город, и в деревню, и на сцену. Этот танец создает настроение и наполняет желанием веселиться.

Как танцор, я могу сказать, что во время исполнения Парца танцующий чувствует себя как птица в небе, паря от края до края сцены, едва касаясь пола. Парца очаровывает зрителей не только стремительностью и изяществом, но и живыми башнями. Парца групповой танец, запечатлевший историю Грузии и грузинский дух. Это очень древний танец, популярный на сельских праздниках.

КАЗБЕГУРИ.Казбегури — танец переносит нас в горы на севере Грузии, регион, отличающийся разнообразием культур и традиций. Относительно холодный и суровый климат гор отражается в энергичных и строгих движениях Казбегури. Танец исполняется исключительно мужчинами и демонстрирует выносливость и несгибаемый характер горцев. Это яркий и полный энергии танец, где каждый участник стремится показать себя с лучшей стороны.

ХАНЖРУЛИ.Исторически для грузин характерно стремление к совершенству. Это стремление отражено в народных танцах. Поэтому многие грузинские танцы основаны на идее состязания. Ханжрули — один из таких танцев. В этом танце пастухи, одетые в красные чохи (традиционная мужская одежда), соревнуются один с другим во владении кинжалом и в исполнении сложных движений. Один участник сменяет другого, сцена переполнена демонстрацией отваги и искусности. Поскольку в Ханжрули используются кинжалы и ножи, от его исполнителей требуется огромное искусство и тренированность.

МТИУЛУРИ.Мтиулури — это также танец горцев. Он берет свои истоки в районе Мтиулети. Как и Хевсурули, Мтиулури основан на состязательности. Однако в этом танце соревнование происходит главным образом между двумя группами молодых людей. Это больше походит на прославление ловкости и искусности. Сначала группы состязаются в исполнении сложных движений. Затем мы видим танец девушек, за которым следуют сольные исполнения изумительных трюков на коленях и пуантах. В конце все исполняют красивый финал. Движения мужчин резки и стремительны, женщин — энергичны и проворны. Танец живо напоминает нам праздник в горах, его запоминающаяся мелодия и пульсирующий ритм надолго остаются в памяти.

СВАНУРИ.У горный регион Сванети свой язык и в культурном плане он отличается от других восточных районов Грузии. Сванури — характерный для горцев мужской танец с кинжалами, исполняемый с применением специальной техники танца на цыпочках.

КИНТОУРИ.Кинтоури — один из городских танцев, иллюстрирующий жизнь горожан старого Тбилиси, столицы Грузии. Название танца происходит от слова кинто, как в Тбилиси называли мелких уличных торговцев. Но кинто — это не просто торговец, как может показаться на первый взгляд. Это — персонаж, который как будто сошел со страниц старинного романа. Одетые в черные одежды и мешковатые штаны кинто обычно на голове разносили свои товары (преимущественно продукты питания) по городу. Когда покупатель выбирал товар, кинто снимал шелковый платок, висящий на его серебряном поясе и заворачивал в него фрукты или овощи, чтобы взвесить. Кинто отличались предприимчивостью, хитростью, проворством, веселостью и непринужденностью. Эти черты кинто наглядно демонстрирует КИНТОУРИ — танец легкомысленный и приятный для просмотра. Для него характерны восточные, азиатские ритмы, экстравагантные па, веселые, шаловливые жесты. Этот колоритный танце впечатляет восхитительным сочетанием фарса и виртуозности.

ХОНГА и СИМДИ.Оба этих танца родом из Осетии. У них много общего, но есть также и специфические черты, отличающие их друг от друга. Костюмы для обоих танцев отличаются длинными рукавами, а также высокими головными уборами как у женщин, так и у мужчин. Движения в обоих танцах также сходны. Хонга мужчины танцуют на цыпочках, что крайне сложно, но являет собой потрясающее зрелище. Этот танец исполняется небольшим количеством танцоров и отличается грациозностью и мягкостью движений. Симди исполняется большим количеством пар. Его прелесть заключается в строгом графическом построении линии танца, контрасте белых и черных одеяний танцоров, изяществе движений, все это рождает чувство гармонии у зрителя.

КАРАЧОКЕЛИ.Карачокели были городскими ремесленниками и в большинстве своем носили черные чохи (традиционная мужская одежда). Они славились своим трудолюбием, тем, что не боялись тяжелой работы. И в то же время отличались беззаботностью. Их любовь к жизни, вину, которым традиционно славится Грузия и к красивым женщинам и отражены в этом танце.

САМАИЯ.Этот танец исполняется тремя женщинами-танцовщицами и первоначально считается языческим. Но сегодня Самаиа — восхваление и прославление Царицы Тамары, которая во многих источниках упоминается как королева Грузии, правившая в XII — XIII вв. и бывшая первой женщиной-правительницей в истории Грузии. Сохранилось только четыре фрески с более или менее достоверным изображением Царицы Тамары. Симон Вирсаладзе на основе этих фресок разработал костюм царицы. Три исполнительницы в танце как бы воплощают три образа, три ипостаси Царицы Тамары: молоденькая принцесса, мудрая мать и могущественная правительница. Все эти образы сливаются в одну гармоничную картину. Кроме того, простые, но мягкие и грациозные движения создают атмосферу красоты, славы и могущества, которыми как ореолом было окружено правление Царица Тамары.

ДАВЛУРИ.Еще один городской танец, однако в отличие от Кинтоури и Карачокели, он является отражением аристократии. Танец чем-то напоминает Картули. Но движения в Давлури не такие сложные, а взаимоотношения в паре мужчина-женщина — менее формальные. Танец исполняется большим количеством пар. Сочетание музыки и колоритных костюмов создают ощущение, что вы попадаете на настоящий праздник городской знати.

ХЕВСУРУЛИ.Это танец горцев, который, пожалуй, наилучшим образом передает дух Грузии. Он вобрал в себя любовь, кураж, отвагу, уважение к женщине, стойкость, состязательность, искусность, красоту и неповторимый колорит. Танец начинается с флирта пары. Неожиданно появляется еще один мужчина, также добивающийся расположения дамы. Вспыхивает конфликт, который стремительно развивается и разрастается в состязание между джигитами и их сторонниками. На время ссора утихает, остановленная женской вуалью: традиционно, когда женщина бросала покрывало с головы между двумя мужчинами, все недоразумения и ссоры должны были прекратиться. Но как только женщина покидает сцену, битва разгорается еще с большим накалом страстей. Молодые люди, вооруженные мечами и щитами нападают друг на друга. Иногда мужчине приходится отбиваться сразу от трех противников. И вновь на сцене возникает женщина или женщины и при помощи вуали прекращает драку. Финал танца остается открытым — зритель так и не узнает, кто вышел победителем из состязания за женское сердце.

Для Хевсурули, как и для других грузинских танцев, характерна техничность, которая достигается благодаря многочисленным упражнениям и позволяет мастерски исполнять танец, никого при этом не поранив.

Лезгинка— народный танец лезгин, а также собирательное название танцев кавказских горцев. Распространён по всему Кавказу. Лезгинка — танец-соревнование, демонстрирующий ловкость, виртуозность, неутомимость танцовщиков. Обычно исполняется в сопровождении музыкального ансамбля. Музыкальный размер танца — 6/8; мелодия чёткая и динамичная, темп быстрый. У каждой кавказской народности, как правило, — свои разновидности характерных движений используемых в лезгинке.

Знаменитый танец «лезгинка» (известен также в Иране под названием «Лазги, лезги», в Грузии «Лекури», что означает — «лезгины(леки) танцуют», который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ни чем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Не исключено, что в глубокой древности этот ритуальный танец исполнялся в особом костюме, украшенном перьями орла. Орлы и некоторые другие птицы по сегодняшний день считаются у лезгин священными. Их отстрел и употребление в пищу считается тягчайшим святотатством. Эти запреты, несомненно, связаны с табуизацией тотемических животных, распространенной среди многих народов мира.

Общеизвестная греческая легенда о Прометее, прикованном Гефестом по приказанию Зевса к скале Кавказских гор, и об орле, склевывающим его печень, является аллегорическим описанием предками индоевропейцев чуждого им ритуального обряда погребения кавказских горцев. Прометей, которого бог неба Зевс наказал за то, что он выкрал небесный огонь и передал его людям, является, по всей вероятности, собирательным образом кавказоязычных горцев, раньше других народов овладевших тайной литья и ковки металлов. Под огнем в греческой легенде следует, конечно, понимать не костер, а особый огонь в специальной печи горцев, при помощи которого кавказоязычным кузнецам удавалось плавить и отливать металлы. Эпизод с кражей небесного огня и передачей его людям объясняется просто, если учесть, что до изобретения предками кавказских, анатолийских и балканских горцев плавильных печей только боги владели огнем (молнией, раскаленной вулканической лавой), способным расплавить металл. Не случайно то обстоятельство, что исполнителем кары Прометею явился бог огня и кузнечного дела Гефест, функции которого несомненно указывают на его вулканическое происхождение.

Следует особо отметить, что для обозначения печени и орла лезгины используют одно и то же слово «лекь». Не может быть никаких сомнений в том, что это «совпадение» является отголоском давно забытых религиозных ритуалов. Пересечение понятий «орел», «печень», «душа», «мечта» находит свое продолжение и в других восточнокавказских языках: лезгинскому эрзиман «мечта, пожелание» (ср. таб. арзу «желанный, заветный»), которое никоим образом не может быть заимствованием из тюркских или иранских языков, соответствует, например, чечен. эрзу «орел» и чамал. эрцим «беркут» (ср. урарт. арциб — предположительно также «орел»).

Название похожего танца грузин картули(кардули), по всей вероятности, также происходит от лезгинского названия кард -сокол, полет которой имитируется танцором.

Также «лезгинка» служила поводом знакомства юноши и девушки, ведь суровые законы гор не позволяют выходить девушкам одним на улицу и познакомиться молодым людям было нелегко. В основном всегда девушки собирались на свадьбах, и тогда юноша, сделав какое-нибудь движение подзывает девушку на танец. В танце, когда девушка собиралась уходить, юноша всевозможными способами преграждал ей дорогу, но ни в коем случае нельзя было касаться девушки, бывали случаи, когда за это убивали.

Картули (старинное название — лекури), грузинский народный парный танец. Известен также под названием лезгинка. Сформировался в Карталинии и Кахетии. Музыкальный размер 6/8. Исполняется в сопровождении инструментального ансамбля (дудки, зурны, доли). Классические образцы Картули в операх «Даиси» и «Абесалом и Этери» Палиашвили.

национальный костюм Грузии

Законодателем мод во все времена в Грузии был, конечно же, Тбилиси. Здесь, где наравне с грузинами проживали представители разных народов, разных вероисповеданий, выкристаллизовывались, наполнялись необыкновенным содержанием, раскрашивались в чудные цвета наряды, платья и костюмы. Как пишут Ю. Анчабадзе и Н. Волкова, исследовавшие этнографию старого Тбилиси, полиэтничность города получила зримое отражение в традиционной одежде грузин. В одежде этой, как роскошной и изысканной, для знати, так и попроще, для ремесленников и людей победнее, были и строгая элегантность мужественности, и нежная грациозность женственности, в ней были ярко высвечены характер человека, род его занятий, привычки. И она несла людям радость бытия и умиротворение, потому что не было равнодушных к своему внешнему виду.

Женщины носили длинные, сильно приталенные платья, с плотно облегающим лифом, отделанным бисером, золотой тесьмой, жемчугом. Пояс был из бархата, шелковой или муаровой ленты.

Его широкие концы, богато расшитые золотом или шелком, спереди спускались почти до пола. Знатные грузинки шили платья из дорогих, чаще привозных шелковых тканей, из атласа ярко-красного, желтого, белого, голубого, синего, зеленого цветов.

Верхнюю женскую одежду (катиби) шили из яркого бархата или шелка на меховой или простеганной на вате шелковой подкладке.

Головной убор (тавхурва) грузинок состоял из картонного ободка (чихта) по размеру головы, обтянутого тканью, и тонкого валика из ваты, покрытого шелковой тканью. К картонному ободку прикреплялась головная повязка (тавсакрави) — узкая полоска из бархата. Под ободок особым образом надевалась вуаль (лечаки). Престижным считались лечаки из тончайшей марли, тюлевые или атласные. Один конец вуали свободно спускался по спине, закрывая косы, другим концом замужние женщины закрывали шею.

Поверх головного убора, выходя из дома, грузинки накидывали шелковый платок (багдади) или большие коленкоровые покрывала (чадри), в которые закутывались с головы до ног, оставляя открытым только лицо, иногда — только глаза.

Знать носила коши — туфли на высоком каблуке с загнутым вверх носком, без задников, из яркого бархата. Бедные горожанки обходились своеобразными лаптями из грубой кожи (каламани).

Из украшений особый восторг женской половины вызывали яхонт и бриллианты. В моде были четки из мелкого красного коралла, гишера, янтаря. В традиции была прическа из нескольких кос и коротких локонов, закрывавших виски. Грузинки румянили лицо, красили брови, чернили волосы. Ногти, а часто и ладони красили хной.

Традиционная мужская одежда состояла из нижней рубахи (перанги), сшитой из ситца, шелка или холста, нижних штанов (шеидиши), широких верхних штанов (шарвали), сработанных чаще из черного ластика или сукна черного или гранатового цветов. Верхней довольно короткой одеждой служил архалук, на который надевалась черкеска (чоха) длиной ниже колен. Верхняя одежда подпоясывалась узким наборным серебряным поясом с пряжкой. К поясу подвешивался кинжал.

Лицам дворянского, княжеского происхождения в качестве верхней одежды служила каба, которую обычно шили из плотного шелка. Она отличалась по покрою от простонародной чохи. Каба обшивалась черным шелковым шнуром, из которого делались также пуговицы для застежки на груди и у запястья. Парадной одеждой дворян была куладжа — короткое верхнее платье из яркого бархата, опушенное мехом, иногда обшитое галуном. При куладже обязательными были кинжал или сабля и определенный головной убор — высокая каракулевая папаха. В зимнее время состоятельные горожане надевали шубу (курки), вышитую золотом или серебром. Общераспространенной одеждой в непогоду была войлочная бурка (набади). Головным убором служила высокая, остроконечная, из черной овчины папаха, у знати она была сделана из дорогого каракуля.

Богатые носили башмаки на высоком каблуке без задника (коши), мягкую обувь без каблука (мести), сапоги из мягкой кожи (цаги), украшенные драгоценными камнями. Бедняки довольствовались каламани, которые надевали с вязаными носками.

Комплекс одежды без оружия считался неполным, поэтому даже представители неимущих классов непременно старались приобрести хотя бы кинжал, по возможности богато отделанный. Грузинские дворяне и князья в торжественных случаях носили на себе целый арсенал: помимо кинжала — шашку, саблю и пистолет. Понятно, что упомянутое оружие служило не только в качестве украшения, но применялось часто по своему прямому назначению.

Живое разнообразие в колорит грузинского национального наряда вносили самобытные образцы одежды и головных уборов представителей разных историко-этнографических областей Грузии. Так, хевсура можно было узнать по костюму из шерстяной материи, напоминающей ковровую ткань с ярким цветочным узором. На плечах коротких курток, туго перетянутых кушаками с серебряной насечкой, красовались вшитые кресты. На голове — косматая пастушья папаха. Имеретинцы покрывали голову папанаки — круглым или квадратным кусочком плотного сукна темного цвета. Папанаки бывали настолько малы, что едва закрывали макушку. Чтобы они не сползали с головы, их завязывали под подбородком шерстяными шнурами. Кахетинцы носили (и сейчас носят) небольшую, плотно прилегающую к макушке войлочную шапочку. Такие шапочки в средние века служили подшлемником и сохранились до сегодняшнего дня как своего рода реликт. Сваны появлялись в обшитых тесьмой конических шапочках с короткими полями. Аджарцы, гурийцы и мегрелы ходили в коротких куртках, доходящих до бедер, расшитых позументами, в обтягивающих брюках, заправленных в сапоги. На голове — башлык с золотой или серебряной кистью, завернутый наподобие чалмы.

Примечательным был костюм тбилисских торгашей кинто: архалук, подпоясанный массивным серебряным поясом с крупной пряжкой, широкие черные шаровары, заправленные в сапоги. Чоху кинто не носили вообще. Бездельники и мошенники, они любили модничать и часто изменяли детали своего костюма. Носили, например, сапоги гармошкой, считали особым шиком золотую цепь от часов, спускавшуюся из внутреннего кармана архалука. Благородные трудяги-ремесленники карачохели были полной противоположностью кинто. Вся их одежда — чоха, архалук, шаровары, папаха — обязательно была черного цвета (отсюда название карачохели — носящий черную чоху). Инкрустированная серебром трубка, расшитый золотом кисет, пестрый платок, заложенный за пояс, лихо заломленная на голове островерхая овчинная папаха — чем не красавец-мужчина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. 247 с.; 2

2. Башкович Н. История хореографии всех веков и народов. М., 1908. Вып.1. 79 с.

3. Т. Ткаченко. Народный танец. Искусство. 1954. С.684

Национальные костюмы грузин.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: