Население, традиции, обычаи, культура, образ жизни

Тибет — район Центральной Азии, расположен на Тибетском нагорье. Представляет собой культурную и религиозную общность, отличительными чертами которой являются тибетский язык и тибетский буддизм. Коренное население — тибетцы.

С 1950 года входит в состав КНР как Тибетский автономный район и автономные округа в провинциях Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу, между которыми поделены исторические области Тибета У-Цанг, Кам и Амдо.

Лхаса — историческая столица Тибета и административный центр Тибетского автономного района.

Включение Тибета в состав КНР в результате военного вторжения остаётся сложным и противоречивым вопросом вплоть до настоящего времени.

В Дхарамсале (Индия) находится правительство Тибета в изгнании, главой которого до 2002 являлся Далай-лама XIV, один из самых узнаваемых и уважаемых людей в мире.

Площадь (включая провинции У-Цанг, Кхам и Амдо) — 1,2 млн км?.

Средняя высота территории: 4000 метров над уровнем моря.

Население: 2,2 млн. человек

Тибет – это мистика, тайна, загадка, которую турист пытается разгадать по мере погружения в культуру, историю и быт. Путешествие в Тибет – это в первую очередь знакомство с его местным населением. Дружелюбные тибетцы всегда будут рады видеть вас у себя в гостях: познакомить с традициями родного края или поделиться рецептом долголетия.

Много веков хранил Тибет свои тайны от иноземцев. Сотни ученых и путешественников тщетно пытались побывать там. Отгородившись от внешнего мира высочайшими хребтами земного шара, этот уголок земли по сей день остается одним из самых недоступных, наименее изученных и наиболее загадочных мест на нашей планете.

Тайной окутано все, что связано с Тибетом, будь то рассказы о тибетской медицине, сверхъестественных способностях врачующих лам или бродячем где-то в предгорьях Тибета снежном человеке — Йети.

Все кругом имеет фантастические формы и размеры. И грозный голос рек — водопадов, и облака, которые видишь где-то глубоко внизу. И парящие в небе орлы с двухметровым размахом крыла. Цепи снежных вершин возвышаются одна над другой, как ступени лестницы, ведущие в заоблачные края. Тщетно ищет глаз черту горизонта.

Непривычно темное, чернильно-лиловое небо, малиновые снега на вершинах гор. Неожиданно убеждаешься в реалистичности картин Н. Рериха. Сознаешь, что сказочно-былинный колорит его гималайских полотен — это явь Тибетского нагорья, одного из самых труднодоступных мест на земле.

Именно здесь, по преданиям, скрыта Шамбала — обитель мудрости, где земная жизнь может вступить в соприкосновение с высшим разумом небес. Ламаисты считают, что она находится где-то в Западном Тибете и, чтобы достичь ее, нужно преодолеть стену ледяного тумана. Именно там человек может соприкоснуться с высшим разумом. Никто не видел этой страны: может быть, это религиозная метафора, а может — недоступная явь. А может, она существует в каждом из нас, и, для того чтобы открыть ее, нужно, как стену ледяного тумана, преодолеть все мелочное и суетное в себе. Ведь не случайно, крутя молитвенную вертушку, тибетцы повторяют: Ом мани, подне хуш, что можно трактовать так: Будь добрым — и станешь счастливым.

Тибет называют «крышей мира» по тому количеству высокогорных вершин и плато, которые сосредоточены в окрестностях Тибета. Если вы решитесь покорить одну из них, вам откроются неописуемые пейзажные виды: сменяющие друг друга высокогорные растительные пояса, извилистые реки и кристально чистые озера Тибета. Самым популярным туристическим маршрутом Тибета считается экспедиция на священную гору Кайлас. В древних книгах — Ведах — написано, что все Гималаи священны и считаются обителью богов, но самое излюбленное место пребывания небожителей — Кайлас.

Любителям памятников истории будет интересно посетить в Тибете один из многочисленных буддистских храмов или монастырей и познакомиться с образом жизни тибетских монахов.

Наконец, Тибет – это место, куда приезжают для обретения гармонии души и тела. Здесь можно подлечить здоровье, научиться медитации, получить заряд положительной энергии и просто поднять и удержать хорошее настроение.

Тибетцы несказанно близки к природе, воплотившей в себе высшую гармонию. Они прекрасно вписались в нее, получая минимум необходимого, чтобы жить; не находиться под страхом неожиданного и непредвиденного. Их этнический тип не претерпел серьезных изменений, почти ничего извне не вошло в их культуру. На такой основе сложился их психический и эмоциональный облик, их медленное развитие — почти топтание на месте.

Попасть в Тибет мечтали многие исследователи и путешественники, но удалось это немногим. Долгое время Тибет являлся самой труднодоступной частью света. Причиной этому были не столько суровые климатические условия высокогорья и природная изолированность региона, сколько политика правителей Тибета, запрещавших доступ сюда иностранцам. Лишь в 1984 году Тибет перестал быть запретной зоной и открылся для посещения туристов. С тех пор тысячи туристов покупают туры в Тибет, и с каждым годом число приезжающих только увеличивается.

Для края, традиционная культура которого неразрывно связана с религией, религиозные догмы буддизма фактически играют роль законов. Не почитать Будду, его учение и монашество в народе считается преступлением. Ежегодно в первом месяце по тибетскому календарю тысячи паломников приезжают в Тибет на десятидневную церемонию богослужения. Много их и в обычные дни. Нигде, пожалуй, так остро не ощущаешь, сколь сильны религиозные чувства тибетцев, сколь важную роль в ламаизме играет идея о том, что жизнь нынешняя есть следствие прошлой и причина будущей.

На протяжении всей истории основным занятием тибетцев было и остается скотоводство и высокогорное земледелие.

В наши дни Тибет претерпевает существенные изменения — развитие экономики, культуры, науки, образования создает все большие возможности для этого. Постепенно (хотя и очень медленно) Тибет перестает быть заповедником прошлого.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ

Первые поселения в верховьях реки Хуанхэ (в юго-восточной части Тибета) возникли еще в конце IV тысячелетия до н. э.

Впервые, объединив населявшие Тибетское нагорье племена, царь Сронцзан Гамбо в VII в. основал династию Тубо (от названия которой, видимо, и произошло слово Тибет). Из Китая были привезены ученые и умельцы, которые положили в Тибете начало многим наукам и ремеслам.

Именно с той поры связал соседние народы чайный путь, который служит для жителей нагорья жизненно важной артерией вот уже более тринадцати столетий.

В 648 году С. Гамбо объявил государственной религией буддизм и повелел создать тибетскую письменность.

Зародившиеся уже в VII в. экономические связи с Китаем сыграли важную роль в истории Тибетского народа. Китайские мастеровые положили в Тибете начало почти шестидесяти ремеслам. С того времени у тибетцев появилось ткачество, возникло производство сельскохозяйственных орудий, керамики, бумаги.

Тогда же начался ввоз в Тибет китайского чая, не прекращающийся вот уже более тысячелетия. Вместе с шелком с востока пришли и образцы китайской одежды. Тибетский национальный костюм донес до наших дней многие ее черты.

В ХIII в. Тибет был присоединен к Китаю. Буддистское духовенство пользовалось тогда не только огромным религиозным влиянием. Оно владело обширными поместьями, держа в крепостной зависимости большую часть населения. Поэтому, желая закрепиться в Тибете, китайцы стремились найти опору среди настоятелей монастырей. Одному из них было поручено управлять тибетскими землями. Такие наместники впоследствии получили титул далай-лам. Они и образовали феодально-теократическую форму правления, которая сохранилась в Тибете и поныне.

Окраинное положение высокогорной области, специфику ее общественного уклада не раз пытались использовать иностранные державы, чтобы отторгнуть Тибет от Китая. Однако политика равноправия и дружбы всех национальностей, провозглашенная Китаем, одержала верх.

Жизнь показала, что политика длительного сотрудничества с видными представителями духовенства и местной знати была правильной. При низком уровне политического сознания народа и огромной силе религии, только действуя через них, во всем заручаясь их согласием, можно преодолеть национальную рознь и сплотить тибетский народ со всеми народами Китая на основе дружбы и равноправия.

В 1959 году в Тибете произошел антиправительственный мятеж, который организовали реакционные круги. Их не устраивала политика под лозунгом Добрыми делами обретать друзей. Вооруженные антиправительственные выступления в Лхасе и других городах были подавлены. Далай-ламе и тысячам его сторонникам пришлось бежать в Индию. Мятеж круто изменил жизнь и тех, кто бежал, и тех, кто остался в Тибете. Период гибкости, дальновидности, разумных компромиссов оказался, увы, перечеркнут. А это вызвало со стороны Пекина ответную волну реформ, жестоких принудительных мер.

Перегибы усугублялись тем, что совпали с большим скачком. А затем Тибет в полной мере изведал и великую пролетарскую культурную революцию.

С другой стороны, события 1959 г. показали, что феодально-теократический строй держался не только на религиозном фанатизме, но и на страхе, на поистине средневековых методах принуждения. Так, долгое время существовал зловещий обычай, вроде бы никак не совместимый с буддистской заповедью бережно относиться к любому живому существу. При возведении культовых зданий, под каждым из его краеугольных камней заживо хоронили ламу — подростка с выявленными телепатическими способностями. Для этого ему предстояло погрузиться в состояние самодхи, те есть остановить сердцебиение, дыхание и лечь в нишу, которую закрывают каменной плитой. Говорят, что человеческие останки под краеугольными камнями монастырей служат как бы радиомаяками для телепатических контактов между расселившимися среди гор обитателями.

Реформы, осуществленные после мятежа 1959 года, были хоть и жестокими, но прогрессивными. Земледельцев и скотоводов освободили от крепостной зависимости, от податей и повинностей. Им безвозмездно передали пашни и скот, изъятые за выкуп у прежних владельцев.

Однако происходившее одновременно массовое разрушение монастырей и храмов можно сравнить лишь с репрессиями против ламаизма в Монголии в 20-х годах. К началу культурной революции из двух тысяч тибетских монастырей осталось три сотни. А после нее уцелело лишь около десятка.

После двух бурных десятилетий жизнь Тибета лишь в 80-х годах вернулась в нормальное русло. Дабы возместить нанесенный ущерб, было решено сосредоточить усилия на трех направлениях: экономическое развитие, воспитание местных кадров, возрождение национальной культуры.

Даже при всех допущенных перегибах ликвидация феодальных отношений вызвала заметный рост производственных сил. Крестьяне впервые стали хозяевами своих полей и пастбищ. Земледелие и скотоводство к тому же полностью освобождены от налогов.

НАСЕЛЕНИЕ, ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, КУЛЬТУРА, ОБРАЗ ЖИЗНИ

В национальном отношении Тибет однороден. В Тибете живут народы, относящиеся к тибето-бирманской языковой группе. Тибетцы составляют абсолютное большинство населения. Из небольшого числа национальных меньшинств наиболее многочисленны китайцы.

Если в 50-е годы население Тибета составляло 1,1 млн человек, то теперь оно возросло до 2,2 млн. человек. Вдвое также возросла плотность населения, хотя она и сейчас довольно низкая.

В силу географических, климатических и экономических причин население распределено неравномерно, наибольшая плотность приходится на юго-восточную часть — речные долины, главные земледельческие районы Тибета. Наименьшая — на полупустынные и пустынные скотоводческие районы нагорья.

Среди тибетцев и родственных им народов выделяется особый восточно-тибетский тип, отличающийся от северо-китайского меньшей высотой черепа и большей шириной лица, а также ослабленной выраженностью монголоидных особенностей глазной области и носа. Эти черты придают ему американоидный (сходный с американскими индейцами) внешний облик.

Внешне тибетцы очень похожи на героев Ф. Купера и М. Рида. Да и не только внешне. Вся материальная культура, особенно архитектура, напоминает храмы инков в Перу и ацтеков в Мексике. Тибетцы также считают себя наследниками очень высокой цивилизации, некогда существовавшей на земле. Но, глядя на их повседневную жизнь, думаешь не о других мирах, а о дремучем средневековье.

Тибетцы — это не китайцы, как принято думать. Тибетцы совсем не похожи на китайцев, индусов и прочих. Их расовая принадлежность до сих пор оспаривается во многом из-за изолированности и отсутствия соответствующих исследований.

Есть два вида тибетцев — коренастые и скуластые, монголоидного типа, немного похожие на китайцев; и высокие ни на кого не похожие. Тибетцы, в отличие от китайцев, волосы либо не стрегут особо, либо бреют головы, что распространено среди паломников. Впрочем, почти все тибетцы — паломники, и занимаются они духовно-религиозной практикой в свободное от крестьянствования время.

Этнических тибетцев около 5-6 миллионов, живут они не только в современном Китае, но и по всему плато. Эмигранты не уезжают дальше соседних государств.

Язык тибетцев проще китайского в произношении, но учить его нет смысла, потому как тибетцы из разных районов все равно вынуждены говорить между собой по-китайски, поскольку их диалекты далеки друг от друга.

Все тибетцы — буддисты, все религиозны до мизинцев обеих ног, и жизнь целиком и полностью посвящена религии. Соответственно все, что они делают, едят, носят, говорят, когда и как они это делают, говорят, едят и носят, — все определяется буддистскими этикой и обычаями.

Суровой природой высочайшего в мире нагорья порождены своеобразные черты образа жизни его обитателей. В Тибете сильны поверья о злых духах — обитателях горных вершин, которые якобы посылают болезни и беды на тех, кто отважится подняться в их владения. Для защиты от них на гребнях перевалов ставят флажки с молитвенными текстами.

Рожающую женщину здесь выгоняют из жилища, причем одну. Новорожденного обязательно носят к водопаду, чтобы подержать в ледяной воде. Если не выживет — значит, всего лишь избавит себя и родственников от страданий.

Тибет — одно из немногих мест на земле, где не пекут хлеба. Тибетцы смазывают маслом кожу, чтобы не сохла. Моются один раз в году — в сентябре, во время особой, купальной недели.

Купальная неделя — лучшая пора для того, чтобы посетить Тибет. После седьмого новолуния по местному календарю на небе появляется Венера, возвещая о начале осени. В эти дни люди целыми семьями приходят к горячим источникам или собираются на берегах рек и озер. Ритуал омовения на купальной неделе бывает торжественным и радостным. Сначала каждый усаживается на корточки и моет голову, затем растирает тело и, наконец, окунается в воду. Погода для купания, правда, не самая подходящая — градусов 10—15. Но купаться весной, когда в горах тают снега, еще холоднее. Летом, в сезон дождей, вода становится мутной. Так что начало осени — лучшее время для купальной недели. Женщины приносят к реке стирку, мужчины — выпивку, и все завершается веселым пикником.

Купальная неделя считается самой благоприятной порой для сбора целебных растений, для приготовления тибетских лекарств, вообще для исцеления от болезней.

Браки среди тибетцев традиционно предполагали одобрение со стороны ламы и астролога, рассмотрение на предмет совместимости жениха и невесты. Непосредственно брачная церемония являлась светским мероприятием, и ламы участия в ней не принимали. Современные тибетские молодые люди обычно знакомятся на людных встречах, а затем обращаются к своим родителям за разрешением на брак.

Распространённой традицией в Тибете является подношение ритуального белого шарфа, символизирующего чистоту, в качестве приветствия, во время посещения святых мест, на брачных или похоронных церемониях. Другой обычай — размещение молитвенных флагов на крышах зданий, холмах и других местах.

Свадьба в Тибете проводится очень весело. Хотелось бы рассказать как проходит свадьба в Лхасе.

Все гости собираются к трем после полудня в праздничном зале. Такие специальные залы есть во многих районах Лхасы.

Подружки невесты и жениха усаживают гостей до церемонии и угощают их чаем с маслом, сладким чаем, пивом и закусками: семечками, орешками и сладостями. Играет музыка, жених и невеста встречают прибывающих гостей.

Подружки невесты ответственны за то, чтобы напоить гостей до веселой кондиции. Пиво пьют «по три стакана за глоток»: угощающий наливает стакан, человек выпивает до дна, угощающий снова подливает, и так три раза, три стакана до дна, угощающий наполняет четвертый стакан, и надо отпить половину, когда угощающий снова наполняет стакан, наконец, можно передохнуть. Чай льется рекой, атмосфера становится все веселее и веселее.

В «волшебном чайнике», повязанном хадаком, находится домашенее ячменное пиво.

Есть ли способ не опьянеть на тибетском застолье? Нет. Очередь «волшебного чайника» доходит до каждого и не один раз.

Настало время самой красивой церемонии вечера: подношения хадаков. Хадак – это белоснежный шелковый шарф, который по тибетской традиции люди дарят по любому счастливому поводу: приход гостей, отъезд гостей, в монастырях хадаки подносят ламам и изображениям Будд, хадаки вешают на автомобиль, в доме на картины и так далее. Это счастливый символ безукоризненной чистоты, пожелание удачи и добра. И вот, церемония! Молодые и их родные рассаживаются в комнате-храме, где стоят статуи Будд и висят священные танки (иконы буддистского содержания). Родители сидят справа, молодые посредине, Будды слева. Напротив жениха и невесты стоит группа певцов, распевающих грустные трогательные песни. Под протяжные песнопения гости один за одним заходят в комнату по очереди. Все движение происходит по буддистской традиции по часовой стрелке. У каждого гостя в руках минимум по три скрученных в рулончики хадака. Сначала гость подходит к родителям, подносит им хадак, затем к молодым, затем Буддам. Гостей всегда много, и молодые становятся покрыты шарфами полностью! После этой церемонии жених и невеста делают подношение Буддам. На выходе стоит большой красный короб, куда гости опускают красные конверты с деньгами в качестве свадебного подарка, все конверты подписаны добрыми пожеланиями и именами дарителей.

Поздравившие молодых гости спускаются во двор, где играет музыка. Повора на гигантской кухне готовят и один за одним выносят кушанья, лепят фигурки из масла яка. Такой интересный свадебный торт можно встретить только в Тибете: торт из редиски лобо, моркови и крема, украшенный фигурками чортенов и птицей счастья.

Интересный факт: молодых не фотографируют вместе с гостями и вместе с родителями, а только вдвоем или поотдельности. Такая традиция.

У входа в праздничный зал на земле мелом нарисованы 8 счастливых тибетских знаков, во дворе нарисован символ солнца – буддистская свастика, стоит чаша с благовониями и висит танка, закрытая до тех пор, пока молодые, после приема поздравлений, не спускаются, чтобы открыть танку, с этого момента она становится покровителем новой семьи.

После праздничного пира все гости выходят во двор и распевая песни с добрыми пожеланиями, рассыпают зерна ячменя, тем самым освещая молодых. Застолье в виде шведского стола и длится весь вечер, близкие друзья остаются до полуночи, пока силы не покинут их.

Здесь до сих пор сохранилось многомужество. Женят только старшего брата, младшие же по мере подрастания тоже становятся мужьями его жены. Таким образом, имущество семьи никогда не делится. Добрачные отношения не только не осуждаются, но поощряются. По традиции девушка носит на шее ремешок с подаренными любовниками монетками. Если их меньше дюжины, шансов сосватать такую невесту немного. Внебрачных детей усыновляют дедушка с бабушкой, а настоящий отец, отработав на семью своей возлюбленной полтора месяца (3 недели до родов и 3 после), уходит себе с миром.

Суровой природой высочайшего в мире нагорья порождены и многие другие своеобразные черты образа жизни его обитателей. Тибет, к примеру, — это край, где нет ни кладбищ, ни отдельных могил, не существует здесь и обряда кремирования. Исключение составляет надгробный курган царя Гамбо и нескольких его потомков. Забальзамированные мощи покойных далай-лам хранятся в золотых ступах, украшающих молельные зоны ламаистских святилищ.

В остальных же случаях похороны в Тибете означают не предание земли, а предание небу. Тело умершего три дня лежит дома, чтобы из него вышла душа, а потом предается небу: его относят на специально предназначенную для обряда скалу и скармливают гигантским грифам. Если от умершего ничего не остается — значит, он благополучно переселился на небо. Такой обряд похорон обусловлен философией ламаизма, согласно которой смерть есть переход к иному уровню бытия и поэтому умершая плоть должна быть принесена в дар другим формам жизни.

Весь уклад жизни тибетцев связан с особенностями хозяйства, приспособленностью к нему и обусловлен его возможностями.

От тибетских жилищ землевладельцев веет Средневековьем. Каждое из них — крепость из неотесанных камней. Маленькие оконца есть лишь наверху, у самого карниза плоской крыши. Нижний темный этаж служит стойлом для скота, там же складывают земледельческий инвентарь, крутая приставная лесенка ведет наверх, в жилье помещения. Над ними, в небольших пристройках на плоской крыше, хранится зерно.

Традиционное жилище тибетского скотовода — переносной прямоугольный шатер на растяжке с воротами, покрытый шкурами животных, кошмами или полотнищами шерстяной, чаще всего черной ткани. В последнее время в качестве кроющего материала употребляется брезент, особенно в летнее время года. Очаг помещается внутри жилища. Он служит одновременно для приготовления пищи и отопления.

Утварь и посуда большей частью кожаные, деревянные, чугунные, керамики почти нет, если не считать покупного китайского фарфора у более зажиточных слоев населения.

В Тибете на первом месте всегда находится пища духовная, а уж потом — телесная. Тибетцы употребляют в пищу молочные продукты, в особенности выдержанное топленое коровье молоко, мясо. В большом ходу кирпичный черный чай и ячменная цзамба (поджаренный, а затем заваренный ячмень).

Наиболее распространенные способы приготовления мясных кушаний — варка в подвесном или укрепленном на треноге чугунном котле и поджаривание на вертеле над открытым очагом.

Надо отметить, что тибетцы не принимают в пищу все то, что обитает в морях, озерах и реках. Они даже не занимаются ловлей рыбы.

Основной продукт питания в Тибете — это ячмень, мука из поджаренных зерен которого называется цампой. Цампой называют также готовое блюдо из этой муки с добавлением масла яка и тибетского чая. Из муки также готовится тесто, которое скатывается в макароны или используется для пельменей, приготовляемых на пару и называемых момо. Мясные блюда готовятся по большей части из мяса яка, баранины или свинины, часто вяленое или тушёное со специями и картофелем. Самые популярные блюда тибетской кухни — это сосиски из баранины и вяленая говядина.

Горчица выращивается на Тибете, и поэтому её зерна хорошо представлены в его кухне. Масло яка, йогурт и сыр очень популярны, а хорошо приготовленный йогурт считается весьма престижным деликатесным продуктом. Чай с маслом яка повсеместно распространён. Другой примечательный напиток — ячменное пиво, чанг, имеющее сладкий и острый вкус.

Жители Тибета практически не едят сладкое и фрукты, единственная сладость, которую здесь реально найти — это хворост с медом. К алкоголю тибетцы тоже относятся довольно прохладно, ведь он не сочетается с молитвой. Чай, к слову, здесь часто предпочитают пить с маслом и солью.

Одно из основных блюд тибетской кухни — цампа, которую готовят из яичной муки, ячьего масла, чая и ячменного пива. Кроме того, стоит попробовать шадпу и ячий сыр — чуру.

В крупных городах Тибета и некоторых гостиницах, где туристы часто останавливаются на обед, выбор блюд обычно довольно разнообразен. В других же местах все, как правило, устроено куда более аскетично — меню зачастую ограничивается момо и тукпой. Момо похожи на пельмени с начинкой из мяса или овощей, а тукпа — суп-лапша с мясом или овощами. Есть и некоторое количество блюд из риса и вермишели.

Приспособлена к условиям быта тибетцев и их одежда. В костюме наблюдается сочетание местных элементов, связанных со специфическими экологическими условиями, а также с одеждой, заимствованной от китайцев. Большую роль в облачении тибетцев играют меховые войлочные и шерстяные накидки, а также меховые безрукавки. Главные элементы костюма — суконные халаты и штаны, а также меховые шубы. Халат и шубу обычно носят наброшенной на левое плечо (при открытом правом); в жаркое время года эта одежда может быть целиком спущена до пояса и завязана вокруг талии. Такой обычай связан с резкими суточными колебаниями температуры.

Среди разнообразных головных уборов выделяются шерстяные колпаки, меховые шапки всевозможных фасонов и характерные для многих групп тибетцев фетровые шляпы. Обувь преимущественно вяленая и кожаная (частично сыромятная).

Особенность тибетской культуры состоит в том, что единственной формой ее проявления на протяжении столетий была религия, что делает ее похожей на уклад Средневековья. Очагами учености служили монастыри. Интеллигенцию составляли ламы. Как и в средневековой Европе, религия монополизировала все средства художественного самовыражения. Но культура при этом была не общим достоянием, а уделом меньшинства.

В крае, где практически отсутствовало светское образование, сейчас действует 2400 начальных и 80 средних школ. В них учатся на родном языке две трети детей школьного возраста. До повсеместного школьного обучения пока еще далеко. И главная тому помеха — нехватка преподавателей. Их подготовка стала задачей четырех существующих в автономном районе высших учебных заведений и прежде всего — Тибетского университета. Каждый год около 300 выпускников пополняют ряды местных учителей. Почти полторы тысячи его студентов обучаются на физико-математическом, электромеханическом и других факультетах. Самый большой из них — факультет тибетского языка и литературы. В университете есть факультет тибетского искусства. Там читают лекции и ведут семинары известные богословы из монастырей Дрепал, Сера. Духовенство оказывает помощь при изучении Тибетской архитектуры, музыки, изобразительного искусства.

Ныне все преподаватели университета должны владеть тибетским и китайским языками. Главная задача университета — воспитать людей, способных сохранить традиционную национальную культуру Тибета в широком смысле слова, что включает литературу и искусство, философию и этику.

Что же касается подготовки тибетских врачей, то для этого теперь специально создан факультет в университете. Там обучается триста студентов. Объем знаний велик, оригинальность методики их усвоения, воздержание от пищи — все эти религиозные ритуалы воспитывают у тибетского врача многие нужные ему качества.

Экзамены до сих пор проводятся по традиционному ритуалу, студент наизусть прочитывает Четверокнижие, от первой до последней строки, начинает на заре, а кончает далеко за полночь. Преподаватели сменяют один другого, уходят обедать, ужинать. А экзаменуемый имеет право прерваться лишь на секунду, чтобы сделать глоток воды.

Раньше в условиях монастырской жизни на изучение тибетской медицины уходило 12—15 лет. Половина времени отводилась богослужениям, теперь этот урок сократился.

В основе тибетской медицины лежит учение о пяти первоэлементах (вода, огонь, земля, металл и дерево). Тибетские врачи, подобно китайским, трактуют болезнь как нарушение баланса этих первоэлементов в организме человека. А цвет лица, глаз, языка больного позволяет тибетскому врачу судить о том, в каком соответствии находятся три начала жизни, деятельности. Главная задача медицины — привести все это в равновесие.

Тибетский врач слушает пульс больного шестью пальцами обеих рук, надавливая ими с разной силой на определенные точки запястья. Левый указательный палец дает ему информацию легких, средний — о печени, безымянный — о почках. Частоту пульса лекарь меряет своим дыханием.

Тибетские медики считают, что больного легче лечить, зная его гороскоп, то есть предрасположенности, сложившиеся под воздействием небесных тел в момент его рождения. Учитывают они и индивидуальные биоритмы, рассматривая каждый орган как своеобразную функцию — начальную систему, имеющую свои часы для стимулирования или притормаживания. А вообще в астрологических прогнозах, по их мнению, ничего фатального нет. Это как дорожные знаки, которые предупреждают об опасности или, наоборот, подсказывают твой день.

Тибетская медицина не осталась в стороне от попыток раскрыть сверхъестественные способности человека. Прежде всего это касается ясновидения. В Тибете давно заметили, что дар ясновидения люди чаще всего обретают после мозговой травмы. И в связи с этим задались целью открывать третий глаз искусственным путем. Воплощалась эта идея следующим образом. Отобранному по особым признакам монаху делают операцию, нередко сопряженную с летальным исходом. В середине лба высверливают отверстие, на несколько дней закрывают его деревянным клином с целебными мазями и дают зарасти. Затем избранного монаха на три года, три месяца и три дня замуровывают в пещеру. Оставляют лишь отверстие, равное по ширине расстоянию между большим и средним пальцами руки. По этому лазу раз в сутки проталкивают воду и цзамбу. К концу срока лама должен проявить три сверхъестественные способности.

Во-первых, сжать плоть, то есть выбраться наружу через узкий ход, достаточный вроде бы лишь для кошки. Во-вторых, умножить жар, то есть усесться на обледенелую ячью шкуру и высушить ее своим телом. Наконец, в-третьих, убавить вес, то есть достичь состояния первой ступени к левитации. Сидя в позе лотоса, лама каким-то необъяснимым способом отрывается от земли. Хотя ноги его остаются скрещенными, он начинает подскакивать с возрастающей амплитудой, словно шарик для пинг-понга.

Способность делать свое тело почти невесомым необходима для того, чтобы совершить религиозный подвиг, именуемый как бег-полет. Нужно, едва касаясь земли, пробежать триста тридцать километров (от Шигатзе до Лхасы). Подвижник отправляется в путь в полнолуние. Бежит в трансе, как лунатик, две ночи и день. Встречным предписывается падать ниц и ни в коем случае не выводить бегущего из забытья, ибо это опасно для его жизни. В Лхасском храме Джокон есть служитель, обязанный заверять совершение арджохи специальной печатью.

Выявлением сверхъестественных способностей человека наиболее серьезно занималась так называемая секта красных шапок: монастырь Шалу близ Шигацзе, принадлежащий этой секте, известен как место отшельников. По убеждению обитателей монастыря, это кратчайший путь от умения владеть собственным телом к способностям управлять психической энергией.

Тибетцы убеждены, что, кроме ясновидения, телепатии, левитации, можно обрести и умение становиться невидимым. По представлениям тибетцев, все эти способности, ныне утраченные людьми, сохранил лишь йети — снежный человек, потому-то он всегда так загадочно исчезает.

Тибетцы сохранили древние традиции в проведении религиозных праздников. Они являются поводом для массового народного гуляния. Основными средствами сценического выражения являются три компонента: главный — музыка, а затем уже пение и танцы. Религиозные празднества дают повод для сочинения мистерий. Это произведения как религиозного, так и социально-утопического содержания, но всегда привязанные к соответствующему монастырю.

В Тибете отмечаются как многочисленные местные, так и национальные праздники. Самыми важными днями тибетского календаря считаются дни, связанные с деяниями Будды.

На первый день первого месяца приходится Лосар, тибетский праздник нового года (февраль-март по григорианскому календарю). Через три дня после него начинается двухнедельный праздник Монлам («молитва»), во время которого ежедневно читаются специальные молитвы.

В середине четвёртого месяца тибетского календаря отмечается Сага дава — день рождения, просветления и ухода в нирвану Будды, в который тибетцы молятся, постятся и делают подношения. День ухода из жизни реформатора тибетского буддизма Цонкапы отмечается в 25 день 10 месяца возжиганием масляных лампад.

Экономико-географическое положение Тибетского района имеет неблагоприятные условия для развития хозяйства. Он находится в малонаселенной юго-западной части Китая, огороженной с севера и юга непреступными горами. Сотни и тысячи километров отделяют его от океанов и морей.

Тибетское нагорье — это своеобразная крыша мира, вознесенная почти на 4 тысячи метров над уровнем моря. Казалось бы, этот край мало приспособлен для жизни. Разреженный сухой воздух, от которого постоянно першит в горле, сохнет кожа, ломаются ногти. Переходы температур такие, что если спине жарко, то груди холодно, и наоборот, потому что на солнце плюс 30 град., а в тени всего 12 град. Вода здесь кипит при температуре значительно ниже 100 градусов, и сварить в ней что-нибудь очень трудно. Каменистый грунт, скудная растительность, отсутствие нормального топлива. Но при всем этом в Тибете уже много веков живут люди.

По-настоящему понять Тибет и его культуру можно только побывав там. Однако это суждено далеко не каждому. Дело не только в том, что поездка требует денег, а в том, что в Тибет не ездят, в Тибет принимают приглашение…

Чтобы такое приглашение получить, совсем не обязательно быть буддистом или считаться духовной личностью. Оно может придти к любому человеку, достигшему определенного, достаточно высокого уровня самоосознавания.

Интересные факты:

• В 1920-х годах в Тибете существовали налоги на уши и нос.

• В 2001—2006 годах был построен высокогорный участок железной дороги Голмуд — Лхаса. Из 1142 км участка — 969 км пролегают на высоте более 4 км над уровнем моря, есть и ж/д перевал находящийся выше 5 км над уровнем моря. В пассажирские вагоны на высокогорных участках принудительно подаётся кислород, как через систему кондиционирования, так и индивидуально к каждому месту.

• Высокогорное озеро Ямдрок одно из самых мистических озер Тибета, известно своими волшебными свойствами. Одним из свойств как раз считается смена цвета воды в озере — сколько бы вы туда не приходили, она всегда будет разной.

ГОРОДА, СТОЛИЦА. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Лхаса по праву считается землей богов, священным местом. Попадая в этот поднебесный город на высоте 3650 метров, поначалу ощущаешь себя властелином мира. Но знакомство с тысячелетней духовной историей этого места опускает возгордившегося путника с небес на землю, учит смирению, философскому отношению и релаксации. Из местных достопримечательностей рекомендуем посетить в Тибете дворец Потала, монастырь Джоканг, монастырь Рамоче, парк Норбулинка, окрестные монастыри Дрэпунг, Сера и «Небесное озеро» Намцо.

Не менее знаменит и популярен у туристов город Шигацзе, расположенный в устье реки Нянь-чу, правого притока Брахмапутры. Название города переводится с тибетского языка как «исполнение желаний». Здесь можно посетить один из древних ламаистских монастырей – Ташилунпо — и даже побывать в центральной школе тибетского буддизма – Сакья.

Дамам Господам

12 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ИЗ ИСТОРИИ КИТАЯ #ИФ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: