Настоящее видение – видение вещей не такими, как они есть, а такими, какими они станут»

Принцип имеет два аспекта: намеренное и конструктивное использование перемен в дизайне, и творческая адаптация к изменениям в крупной системе, которые не зависят от нашего контроля или влияния. Ускорение (экологической преемственности) в сельском хозяйстве – наиболее распространенное выражение данного принципа в теории и практике пермакультуры, которое иллюстрирует его первый аспект. К примеру, использование быстрорастущих азотфиксирующих деревьев для улучшения почвы и создания укрытия для более важных медленнорастущих деревьев, выращиваемых в пищевых целях является процессом экологической преемственности от исходной точки до наивысшей. Своевременная вырубка некоторых или всех азотфиксирующих деревьев и использование их в качестве корма или топлива служит доказательством успеха. Семя в почве, способное к регенерации после природной катастрофы или других изменений (таких как ежегодные сельскохозяйственные фазы) служит страховкой для будущей реорганизации системы.

Эти концепты также помогают понять, как мы можем творчески способствовать организационным и социальным переменам. Использование более широкого спектра экологических моделей способствует пониманию принципа преемственности, и я вижу это в более широком контексте реакции на перемены и их использования.

Принятие успешных инноваций обществом проходит по схеме, сходной с экологической преемственностью. Дальновидные и увлекающиеся люди часто внедряют решения, на как правило, требуются более влиятельные лидеры, перенимающую инновацию, после чего она воспринимается как естественная и желаемая. Смена поколений иногда является необходимым условием принятия радикальных идей, но этот процесс может быть ускорен благодаря школьному и домашнему обучению. К примеру, дети, приносящие домой деревья, выращенные в школьном дворе, могут в будущем выращивать многолетние деревья и заботиться о них, тогда как в другом случае эти деревья могли не получить должного ухода или послужит кормом домашнему скоту.

Пермакультура имеет отношение к длительности жизни природных систем и человеческой культуры, но эта длительность, как ни парадоксально, зависит от гибкости и изменчивости. В основе многих преданий и традиций лежит идея того, что стабильность вырастает из семени перемен. Научные знания показали нам, что все, что кажется твердым и постоянным, на клеточном и атомном уровне представляет собой массу переменчивой энергии, как описывается в различных духовных традициях.

Бабочка, появившаяся из гусеницы, является символом адаптивных перемен, которые знаменуют скорее прогресс, нежели угрозу.

Принятие непостоянства и переменчивости жизненных форм должно стать частью нашего повседневного сознания. Видимая иллюзия стабильности, постоянства и устойчивости может разрешиться с помощью признания иерархической природы перемен. В каждой отдельно взятой системе небольшие , быстрые краткосрочные перемены обычно способствуют установлению стабильности более высокого порядка. Мы планируем свою жизнь и дизайн в историческом контексте переворота и крупных перемен в системах, что создает иллюзию бесконечных перемен без всякой надежды на стабильность и устойчивость. Контекстуально обусловленная и системная сущность динамического баланса между стабильностью и переменами , которые создают перемены скорее эволюционного, нежели случайного характера.

Пословица «Настоящее видение – видение вещей не такими, как они есть, а такими, какими

они станут» подчеркивает, что понимание перемен не просто дань современным тенденциям. Она также замывает своеобразный цикл, связывая последний принцип дизайна, касающийся перемен с первым, подчеркивающим необходимость наблюдения.

Заключение

Устойчивое развитие, позволяющее удовлетворить человеческие нужды, не выходя за рамки экологической разумности требует культурной эволюции в большей степени, чем другие громкие изменения последнего века. Развитие дизайна пермакультуры в последние четверть века доказало необходимость комплексной и многогранной революции. Пока мы продолжаем сопротивляться урокам, вынесенных из прошлых побед и поражений, новое общество пониженного энергопотребления возьмет на вооружение многие стратегии и технологии пермакультуры как естественные и очевидные способы жить в согласии с экологией в ситуации уменьшения уровня материального благосостояния.

С другой стороны, пониженное энергопотребление потребует немедленной реакции на новые ситуации и постепенного адаптивного изменения существующих систем, а также применение лучших инновационных изобретений даже в самых повседневных и мелких дизайнерских вопросах. Все это не потребует привлечения большого бюджета, ассоциируемого с современными промышленными инновациями.

Принципы дизайна пермакультуры никогда не заменят соответствующий практический опыт и необходимые технические знания. Тем не менее, они могут способствовать принятию решений для конкретного места и ситуации, необходимых для выхода за рамки локального успеха к объединению культуры и природы.

__________________________________________________________________________________

I Б. Моллисон и Д. Холмгрен Пермакультура 1, Corgi 1978 , книга выходила на 5 языках (в настоящее время не выпускается)

Ii Х. Т Одум: Окружающая среда, энергия и общество, Джон Уили 1971, книга оказавшее влияние на многих экологов 1970х, на нее ссылается Пермакультура 1. Выдающийся вклад Одума и его учеников и коллег продолжал иметь влияние в последующие десятилетия и отражен в моей работе.

Iii Дэвид Холмгрен: Избранные работы 1978-2000 (электронная книга) Holmgren Design Services 2002. Статья 10 Развитие концепта пермакультуры и Статья 22 Энергия и усилия (Emergy) : c другими инструментами достижения устойчивости. Переоценка нашего мира особенно ясно отражают влияние работы Ховарда Одума , посвященной пермакультуре. Для сравнения концепта усилий, необходимых для получения продукта или энергии (Emergy) Одума смотрите статью Свойства экосистемы и принципы Живых Систем как Основа устойчивого сельского хозяйства: Критический обзор инструментов оценки окружающей среды, ключевые идеи и вопросы курса, Стивен Доэрти и Торнбьерн Ридберг (составители), январь 2002

Iv Ричард Хейнберг Праздник окончен: Нефть, война и судьба индустриальных обществ New Society Publishers 2003

V Объяснение эволюционных ограничений племенного образа жизни можно найти в статье 26 Проблема племен: Проверенный путь, Дисфункциональное наследие, Дэвид Холмгрен Избранные работы 1978-2000

Vi Выражение видения современными людьми ценности местных культур и духовно-экологический взгляд на проблему пониженного энергопотребления можно найти в книге «Последние часы древнего солнечного света: Пробуждение для личной и глобальной трансформации» Тома Хартмана, 1999 Harmony books

Vii Наиболее подходящее определение периферийного мышления

Viii Смотри: Норберт Винер: Кибернетика или Управление и связь в животном и машине 1948, основной текст. Джон Галл Генеральная систематика Harper and Row 1977 — доступное и полезное руководство для дизайнеров пермакультуры

Ix Смотри Ф.Х. Кинг Фермеры Сорока Столетий- описание сельского хозяйства в Китае на рубеже 20 века в качестве примера устойчивого общества, зависящего от максимального использования человеческого труда

X Перефразирование принципа максимальной энергии математика Альфреда Джеймса Лотки. Ховавд Одум предложил введение принципа максимальной энергии (или созидательной энергии), который можно считать четвертым законом энергии

Xi Возвращение части произведенного продукта в производительный цикл с целью повышения его эффективности

Xii Смотри Дж. Лавлок, Гайя, Заметки о жизни Oxford University Press 1979

Xii Б.Моллисон Введение в пермакультуру, Тагари 1988

Xiv .Моллисон Введение в пермакультуру, Тагари 1988

Xv Особое внимание, уделяемое Чарльзом Дарвином отношениям паразитизма и конкуренции было результатом его точных наблюдений за дикой природой, но кроме того, на его взгляды повлияло и наблюдение за окружающими людьми. Англия в эпоху промышленного переворота представляло собой быстро изменяющееся общество, присосавшееся к новым источникам энергии. Экономические паразитизм и конкуренция перевернули прежние социальные нормы и соглашения. Социал-дарвинисты использовали работы Дарвина для объяснения и оправдания промышленного капитализма и свободного рынка. Петр Кропоткин был один из первых критиков социал-дарвинизма с экологической точки зрения. Он привел множество примеров, как из мира природы, так и из истории человечества, которые иллюстрировали, что отношения сотрудничества и симбиоза по крайней мере столь же важны, что и конкуренция и паразитизм. Работа Кропоткина оказала значительное влияние на формирование моих взглядов и развитие концепции пермакультуры. Смотри: Петр Кропоткин, Взаимопомощь как фактор эволюции, 1902

Xvi Смотри: Э.Ф. Шумахер Малое прекрасно: экономика для людей, 1973

XvII Понятие поликультуры означает культивацию нескольких видов животных и растений в рамках одной интегрированной системы

Четырнадцатая улица 16

3461 Хепберн, Виктория

Австралия

Телефон: +61 (0)3 53483636

E-mail:[email protected]

www.holmgren.com.au

Holmgern Design Services 2004

seeing things | why atheism is not like colourblindness [cc]


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: