Некоторые специфические проблемы

Бывают ситуации, которые требуют особого подхода. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Если ребенок может, но не хочет.

В предыдущей главе мы упоминали случай, когда на результаты оценки ребенка повлиял его отказ делать то, о чем его просили во время тестирования. Возьмем, например, Брайана.

Наблюдая, за сыном во время игры, родители Брайана заметили, что он умеет строить высокую башенку из шести или семи кубиков, что он вкладывает детали в несложные складные картинки (пазл) и способен рисовать восковым мелком простые линии и фигуры. Но когда взрослые просят его сделать это или что-нибудь другое, Брайан отворачивается, гримасничает, или просто бросает игрушки на пол. Поэтому результаты, полученные при анализе заполненных проверочных таблиц ПУОРР, показали гораздо более низкий уровень развития ребенка, чем можно было предположить, наблюдая его игры.

Родители Брайна понимали, что если он не будет делать то, о чем его просят взрослые, то вне дома его возможности будут ограниченны. Они чувствовали, что учить его подчиняться требованиям взрослых, выполнять их просьбы необходимо, это — в его интересах. Научившись этому, в будущем он сможет избежать многих горестей и разочарований! Поэтому они решили, что для Брайана умение выполнять указания должно стать важной целью.

Но какие указания ему давать? Наряду с практическими, связанными с повседневными делами, родителям показалось полезным включить в программу и такие указания, выполнение которых могло бы сформировать у мальчика некоторые новые умения из области тонкой моторики и развития речи. Далее возник вопрос, нужно ли им начинать с того уровня, который отражает проверочная таблица, или ориентироваться на наблюдения за его самостоятельными играми?

Как правило, дети с большим вниманием относятся к заданиям, в которых есть элемент чего-то для них нового, может быть, более сложного, чем то, к чему они привыкли. Хотя Брайан не стал строить башенку из шести кубиков, когда его об этом попросили родители, они все же знали, что он умеет это делать, и делает, когда играет сам. Поэтому они приняли решение выбрать в качестве новой задачи более сложное умение (строительство башенки из восьми кубиков). Также они подошли и к формированию всей его программы.

Кроме того, родители Брайана позаботились о том, чтобы включить в программу задания, которые ему, без сомнения, нравились. Они вписали в перечень задач такой пункт: Брайан режет тесто. Хотя такого навыка в ПУОРР нет, родители знали, что их малыш любит возиться с тестом и непременно станет заниматься этим. Тем самым они как бы запрограммировали похвалу Брайану за выполнение того, о чем его попросят. Это даст ему понять, что послушание ведет только к хорошему.

В главе 6 данной книги вы более подробно познакомитесь с тем, как помочь детям преодолевать проблемы поведения.

Если ребенок не может сконцентрировать внимание

В любом случае — объясняется ли этот недостаток уровнем развития малыша, или он является частью более широкой проблемы поведения, прежде, чем учить ребенка чему-нибудь еще, вам необходимо будет научить его концентрировать внимание. Обычно именно зрительный контакт означает, что ребенок сосредоточил внимание, однако научиться фокусировать внимание на человеке или предмете может даже малыш с очень сильным нарушением зрения.

Вот три главные ступеньки, проходя по которым, ребенок учится концентрировать внимание:

(Концентрация внимания на человеке — обычно путем поддержания зрительного контакта.

(Концентрация внимания на предмете или звуке.

(Концентрация внимания на предмете одновременно с другим человеком.

Третью ступеньку еще можно было бы назвать совместным вниманием. Ребенок, изучая какой-то предмет, может время от времени бросать взгляд на находящегося тут же человека, как бы проверяя, смотрит ли он тоже на этот предмет, кроме того, он может следовать взглядом за направлением взгляда этого человека или за жестом его указательного пальца, чтобы увидеть, что находится там, куда указывает этот палец.

Если ваш малыш не обнаруживает каких-то из этих умений, именно они должны стать самыми первыми вашими задачами и, если не считать нескольких умений из области общей моторики, — вашими единственными задачами. Без этих умений невозможно овладеть ни социальными навыками, ни навыками общения, ни — позже — навыками тонкой моторики. Методы обучения рассматриваются в главе 2 книги 3 Развитие речи в довербальный период и в замечаниях к таким группам умений, как ТМ.А, ВР.А, и СС.А, которые вы найдете, соответственно, в книгах 5, 6 и 7.

Некоторые специфические проблемы применения стеклянных конструкций Ч1


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: